ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-666/2023 от 14.11.2023 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Мировой судья Шинкарь М.Х. Дело №12-666/2023

УИД 86MS0071-01-2023-004115-69

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

14 ноября 2023 года г.Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи - Сосновской О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «УК «Столица» Пернай Д.И. на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ханты-Мансийского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо – ООО «Управляющая компания «Столица» привлечено к административной ответственности по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ к штрафу в размере 100 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Ханты-Мансийского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – ООО «УК «Столица» привлечено к административной ответственности по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ к штрафу в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным административным постановлением, представитель ООО «УК «Столица» Пернай Д.И. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, мотивировав доводы жалобы тем, что предписание Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры №27-Пр-КНО-135 от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и обжалуется Обществом в Арбитражном суде; в силу требований законодательства, именно собственники помещений в МКД, являясь одновременно собственниками соответствующих долей в праве общей собственности на общее имущество в МКД, несут обязанность по оплате КР СОИ в составе платы за содержание жилого помещения в порядке и размере, определенных жилищным законодательством; перерасчет производится по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за КР СОИ, в течение I квартала года, следующего за расчетным годом. Кроме того, по делу допущены процессуальные нарушения, а именно необоснованно отказано в отложении даты составления протокола об административном правонарушении; к делу не привлечены потерпевшие – собственники МКД.

В судебное заседание стороны не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Ханты-Мансийского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – ООО «УК «Столица» привлечено к административной ответственности по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ к штрафу в размере 100 000 рублей за то, что ДД.ММ.ГГГГ в 00 часов 01 минуту по адресу: <адрес>, в установленный срок - до ДД.ММ.ГГГГ не выполнило требование предписания Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры 27-Пр-КНО-135 от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: не произвело перерасчет (снижение) платы за ХВС, ВО, ЭЭ, на СОИ, предъявленной в качестве корректировки собственникам помещений МКД в марте 2023 года, исключив при перерасчете объемы КР на СОИ, превышение объемы КР на СОИ, рассчитанные исходя из нормативов потребления КР на СОИ, за период с июня 2022 года по август 2022 года в многоквартирном <адрес> в <адрес>.

Административная ответственность по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ООО «УК «Столица» ДД.ММ.ГГГГ выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе в <адрес>.

На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «УК «Столица» проведена документарная проверка с целью проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Жилнадзором Югры.

В соответствии с предписанием 27-Пр-КНО-135 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК «Столица» следовало в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести перерасчет (снижение) платы за ХВС, ВО, ЭЭ, на СОИ, предъявленной в качестве корректировки собственникам помещений МКД в марте 2023 года, исключив при перерасчете объемы КР на СОИ, превышение объемы КР на СОИ, рассчитанные исходя из нормативов потребления КР на СОИ, за период с июня 2022г. по август 2022г. в многоквартирном <адрес> в <адрес>.

По результатам проверки исполнения предписания, государственным жилищным инспектором Ханты-Мансийского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры было установлено, что мероприятия, указанные в предписание от 27-Пр-КНО-135 от ДД.ММ.ГГГГ не выполнены.

В связи с чем, в отношении ООО «УК «Столица» ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.

Суд находит постановление мирового судьи необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст.26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).

Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, которые устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Обязательным признаком объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, является законность предписания, которое не выполнено или выполнено ненадлежащим образом.

Таким образом, привлекая юридическое лицо к административной ответственности по ч.24 ст.19.5 РФ, мировому судьей надлежало проверить законность предписания -Пр-КНО-135 от ДД.ММ.ГГГГ, невыполнение которого вменяется ООО «УК «Столица».

Служба жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры при выдаче вышеуказанного предписания сослалось на то, что перерасчет размера платы за КР на СОИ, предусмотренный п.29 (2), 29 (3) Правил , в I квартале 2023 г. должен быть выполнен ООО «УК Столица» за период с сентября 2022 года по декабрь 2022 года, поскольку Постановление не содержит указаний о распространении на правоотношения, возникшие до введения его в действие (то есть до ДД.ММ.ГГГГ). Тогда как ООО «УК «Столица» в марте 2023 года перерасчет выполнен за период с июня 2022 года по декабрь 2022 года.

С таким выводом нельзя согласиться в силу нижеследующего.

Пункт 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ определяет, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом (далее - МКД), за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД (далее - КР СОИ).

Часть 9.1 статьи 156 ЖК РФ определяет, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за КР СОИ при условии, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующего вида КР СОИ, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном ломе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), возможность потребления КР СОИ считается предусмотренной конструктивными особенностями МКД при наличии в таком МКД внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление с использованием соответствующего коммунального ресурса коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, а также отведению сточных вод.

Порядок определения расходов граждан и организаций в составе платы

за содержание жилого помещения в МКД на оплату КР СОИ установлен частями 9.2 и 9.3 статьи 156 ЖК РФ, а также пунктами 29(2) и 29(3) Правил № 491.

Нормами жилищного законодательства однозначно установлено, что именно собственники помещений в МКД, являясь одновременно собственниками соответствующих долей в праве общей собственности на общее имущество в МКД, несут обязанность по оплате КР СОИ в составе платы за содержание жилого помещения в порядке и размере, определенных жилищным законодательством.

Согласно пункту 29(4) Правил № 491 размер платы за КР СОИ отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду коммунальных ресурсов, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В стоимости иных услуг и работ, указанных в платежном документе, стоимость КР СОИ не учитывается.

Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ установлено, что по общему правилу размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату КР СОИ определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета (далее - ОДПУ) исходя из норматива потребления соответствующего вида КР СОИ, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанная статья предусматривает ряд механизмов исчисления объемов

коммунальных ресурсов, потребляемых на СОИ, каждый из которых предполагает приведение объема обязательств собственников помещений к показаниям ОДПУ: либо ежемесячно (пункт 2 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ), либо путем проведения перерасчета исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абз. 1 статьи или пункт 1 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ). Диспозитивным вариантом применения рассматриваемых положений является использование норматива на СОИ, подлежащего последующей корректировке.

Подобный механизм определения размера обязательств по оплате коммунальных ресурсов, потребляемых на СОИ, соответствует общим положениям статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 157 ЖК РФ, устанавливающим приоритет оплаты коммунальных ресурсов, исходя из показаний, зафиксированных средством измерения.

Таким образом, исходя из приведенных норм, во всех случаях фактически

потребленные объемы КР СОИ оплачиваются собственниками помещений в МКД – либо путем оплаты нормативных или среднемесячных объемов КР СОИ с проведением последующего перерасчета до фактически потребленного объема, либо путем оплаты фактического объема КР СОИ, определенного по показаниям соответствующих приборов учета, непосредственно в расчетный период.

Положения ЖК РФ об обязательности перерасчета объема КР СОИ при расчете исходя из нормативного или среднемесячного объема действуют с ДД.ММ.ГГГГ. Редакция пункта 29 Правил № 491, действовавшая в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ хотя и не содержала порядка проведения перерасчета, но предусматривала последовательное изменение размера расходов на оплату коммунальных ресурсов на СОИ, ограничивая их размер при первоначальном включении величиной нормативов на СОИ, установленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, допуская последующее изменение величины применяемого норматива, так и принятие решения общего собрания собственников помещений МКД об ином порядке определения объема коммунального ресурса, потребляемого на СОИ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 № 92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Постановление № 92) внесены изменения в Правила № 491. Указанное постановление вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с внесенными изменениями Правила № 491 дополнены пунктом 29(3), которым установлены случаи перерасчета размера расходов на оплату КР СОИ.

Так, согласно пункту 29(2) Правил, размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определенного в соответствии с формулами 11 -

12(2), 15, 17, 20(2), 24 и 28 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и определяется в следующем порядке:

а) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, а также по истечении 3 расчетных периодов (календарных месяцев) со дня выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса либо истечения срока его эксплуатации или истечения межповерочного интервала поверки коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса - в размере, определяемом по формулам 15, 17, 20(2), 24 и 28, приведенным в приложении № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг;

б) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета и отсутствии решений общего собрания собственников помещений, указанных в подпунктах «в» и «г» настоящего пункта, - в размере, определенном в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, с последующим проведением перерасчета размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в соответствии с пунктом 29(3) настоящих Правил исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета;

в) в случае принятия в многоквартирном доме, оснащенном коллективным (общедомовым) прибором учета, на общем собрании собственников помещений решения об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего

имущества, из расчета их среднемесячного объема потребления - исходя из объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, определенного по формуле согласно пункту 1 приложения, с последующим проведением перерасчета размера таких расходов в соответствии с пунктом 29(3) настоящих Правил исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета;

г) в случае принятия в многоквартирном доме, оснащенном коллективным (общедомовым) прибором учета, на общем собрании собственников помещений решения об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, исходя из объема их потребления, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, - по формулам 11 - 12(2), 17, 20(2), 24 и 28, предусмотренным приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета;

д) в случае оснащения многоквартирного дома автоматизированно информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний - в размере, определяемом по формулам 11 - 12(2), 17, 20(2), 24 и 28, предусмотренным приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, исходя из показаний такой системы;

е) если определяемый в случаях, предусмотренных подпунктами «б» - «г»

настоящего пункта, объем коммунального ресурса, потребляемого при использовании и содержании общего имущества, составит отрицательную величину, то размер платы в соответствующем расчетном периоде принимается равным нулю, а размер расходов за коммунальный ресурс, определяемый в соответствии с подпунктами «б» - «г» настоящего пункта в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах), уменьшается на указанную величину.

Согласно пункту 29(3) Правил, в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 29(2) настоящих Правил, перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 2 приложения к настоящим Правилам:

а) по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение I квартала года, следующего за расчетным годом;

б) при прекращении управления многоквартирным домом лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за последний месяц представления к оплате таким лицом платежного документа для внесения платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме;

в) при принятии на общем собрании собственников помещений в соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, при этом величина перерасчета, произведенного за период, прошедший со дня предыдущего перерасчета, учитывается при начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за последний месяц действия предыдущего способа определения размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, если иное не установлено договором с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.

Вместе с тем, внесение в Правила № 491 изменений, предусмотренных Постановлением № 92 закрепило лишь порядок проведения перерасчета, предусмотренного частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ (пункт 29(3) Правил 491, пункт 2 приложения к указанным Правилам), конкретизируя механизм определения объема обязательств собственников, приводя его в соответствие с положениями части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, нормы которого и до 01.09.2022 содержали указания на применение норматива на СОИ и необходимость проведения корректировки по результатам учета фактического потребления.

Таким образом, несмотря на вступление Постановления № 92 в силу с 01.09.2022, календарный период, используемый в целях проведения корректировок, предусмотренных пунктом 29(3) Правил 491, следует определять исходя из системного толкования рассматриваемой нормы в совокупности с положениями части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, то есть, учитывая периоды, предусмотренные пунктом 29(3) Правил 491, в том числе предшествующие ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в силу вышеизложенных положений законодательства, ООО «УК «Столица», производя перерасчет за период с июня 2022 года (со времени начала управления МКД) по декабрь 2022 года, действовало в соответствии с нормами жилищного законодательства и общим подходом определения объема обязательств собственников.

Предписание Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует действующему законодательству, является незаконным.

Решением Арбитражного суда ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ по делу № предписание от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным.

В связи с чем, в действиях ООО «УК «Столица» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.19.5 КоАП РФ

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ООО «УК «Столица», подлежит отмене с прекращением производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу представителя ООО «УК «Столица» Пернай Д.И. – удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ханты-Мансийского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо – ООО «Управляющая компания «Столица» привлечено к административной ответственности по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ к штрафу в размере 100 000 рублей, – отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу с даты его вынесения.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда О.А.Сосновская