УИД: 63RS0025-02-2022-000940-51 №12-667/2022 Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 09 июня 2022 г. г. Самара Судья Ленинского районного суда г.Самары Бедняков И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № по жалобе АО "СНПЗ" на постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям №-пл от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям № -пл от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Акционерное общество «Сызранский Нефтеперерабатывающий Завод» (далее - АО «СНПЗ») привлечено к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 99 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, представитель АО «СНПЗ») ФИО1 обратилась в суд с жалобой, указав, что АО «СНП3» на основании Лицензии № эксплуатируются скважины по добыче подземных вод с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения для собственных нужд. Участок недр расположен в на территории промышленной площадки АО «СНП3». Координаты участка недр 53? 05" с.ш., 48° 23" в.д. Лицензия СМР 00692 ВЭ на право пользования недрами зарегистрирована в ФГУ «Самарский территориальный фонд геологической информации» ДД.ММ.ГГГГ в реестре за № сроком действия ДД.ММ.ГГГГ Скважины, расположенные на участке недр, предназначены для обеспечения хозяйственно - питьевого водоснабжения подразделений завода, неразрывно связаны трубопроводами с подразделениями завода, Утверждение, что скважина является отдельным объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду - является не состоятельным, так как лицензионный участок сам по себе не является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и не подлежит постановке на государственный учет в качестве такого объекта. Единственным критерием для идентификации объекта в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и постановки его на государственный учет, является факт наличия негативного воздействия на окружающую среду при эксплуатации объекта. Учитывая, что закон об охране окружающей среды не содержит определения понятия «негативные изменения качества окружающей среды», на основании положений статей 1,3,4.2, 16, 16.1 - негативное воздействие на окружающую среду возникает при осуществлении хозяйственной деятельности, в ходе которой про изводятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). В соответствие с лицензией на пользование недрами СМР 000692 ВЭ, АО СНПЗ предоставляется участок недр для добычи подземных вод в пределах пояса строго режима Зоны санитарной охраны (I пояс) (п.1.1 приложения 1 к лицензии 00692), радиус которой составляет до 15м. В границах пояса строгого режима участка недр (скважин) отсутствуют объекты оказывающие негативное воздействие на ОС, при эксплуатации самой скважин отсутствуют выбросы, сбросы, не образуются отходы. На основании изложенного, участок недр АО СНПЗ, предоставленный для добычи подземных вод в пределах пояса строго режима не может быть идентифицирован в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и не подлежат постановке на государственный учет. Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду определен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (п. 1 Правил). На участке недр, предоставленном в пользование АО «СНПЗ» для добычи подземных вод в пределах пояса строго режима Зоны санитарной охраны отсутствуют стационарные источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, источники сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, не образуются отходы производства и потребления, соответственно, декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду в отношении участка недр не составляются. Следовательно, в соответствие с нормами Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, участок недр, переданный в пользование АО СНПЗ не является объектом негативного воздействия на окружающую среду. Согласно акта проверки №-пл от ДД.ММ.ГГГГ предполагаемое нарушение выявлено надзорным органом соответственно ДД.ММ.ГГГГ, в разумный срок (немедленно), указанный в ст.28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении надзорным органом не составлен. АО «СНП3» уведомлением надзорного органа от ДД.ММ.ГГГГ№-пл уведомлялось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.46 КоАП РФ по факту невыполнения обязанности по постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, 1, 11, 111 и IV категорий на государственный учет на территории - участок недр (подземный водозабор, скважина) для добычи подземных вод с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения АО «СНП3», недропользование на основании Лицензия СМР 00692 ВЭ. В ответ на которое АО «СНП3» направляло ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ № исх-№ о рассмотрении дела без составления протокола об административном право нарушении в связи с отсутствием состава правонарушения по ст. 8.46 КоАП РФ. Результат рассмотрения (протокол, определение) от ДД.ММ.ГГГГ надзорным органом в адрес АО «СНП3» в установленный законодательством срок не направлялся. Таким образом, протокол №-пл от ДД.ММ.ГГГГ составлен за пределами разумного срока, предусмотренного ст. 28.5 КоАП РФ, постановление надзорного органа №-пл о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ. В судебном заседании представитель АО "СНПЗ" ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, дополнила, что решением Арбитражного суда ДД.ММ.ГГГГ пункт 7 предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям №-пл от ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным, в связи с чем просила производство по делу об административном правонарушении в отношении АО "СНПЗ" прекратить. Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Статьей 8.46 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений. Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№-КНД проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод», в ходе которой, согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ - пл, установлено, что АО «СНПЗ» не обеспечена постановка и не проведена актуализация объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I, II, III, IV категорий на государственный учет, подземный водозабор на территории промплощадки предприятия. АО «СНПЗ» владеет лицензией № с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения, участок недр расположен в , зарегистрировано за № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ. То есть АО «СНПЗ» допущена деятельность, связанная с использованием участками недр, содержащими подземные воды, которые используются для целей хозяйственно - питьевого водоснабжения, без постановки на учет в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, чем нарушены п. ст. 69.2 Федерального закона № «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ, а также постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Постановлением старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям № -пл от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Акционерное общество «Сызранский Нефтеперерабатывающий Завод» (далее - АО «СНПЗ») привлечено к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 99 000 рублей. Как установлено в судебном заседании, вышеуказанное нарушение закреплено в п. 7 Предписания №-пл от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения ДД.ММ.ГГГГ. Решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ за № п. 7 Предписания Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям №-пл от ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным. Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, в действиях Общества отсутствует, следовательно, оснований для привлечения Общества к административной ответственности не имеется. В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно статье 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решения выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. При таких обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям №-пл от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания юридическому лицу – АО "СНПЗ" по ст. 8.46 КоАП РФ подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7, п. п. 2 п. 1 ст. 24.5 названного Кодекса. На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ: Постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям №-пл от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания юридическому лицу – АО "СНПЗ" по ст. 8.46 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить на основании п. п. п. 2 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Жалобу АО "СНПЗ" - удовлетворить. На решение может быть подана жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения. Судья Бедняков И.Л. |