ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-668/20 от 23.12.2020 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

КОПИЯ

КОПИЯ

№12-668/2020

66RS0003-02-2020-001965-72

РЕШЕНИЕ

(мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2020 года)

23 декабря 2020 года г. Екатеринбург

Судья Кировского районного суда г. Екатеринбурга Карапетян Е.А.,

с участием представителя привлекаемого лица – Овешковой А.А.,

рассмотрев жалобу на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Свердловской области Волкова С.Н. по делу об административном правонарушении от 30.12.2020 №066/04/14.3-4176/2020 по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Свердловского филиала АО «Энергосбыт Плюс» Козлова Георгия Александровича,

установил:

согласно постановлению по делу об административном правонарушении от 30.12.2020 №066/04/14.3-4176/2020 Козлов Г.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Считая постановление незаконным, представитель Князева Г.А. – Бердюгина М.Г. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, либо применить требования статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Козлов Г.А. в судебное заседание не явился, направил в суд защитника.

В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Овешкова А.А. жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям, настаивала на малозначительности правонарушения.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в суд не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не направил. Суд постановил рассмотреть жалобу при данной явке.

Суд, изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав защитника, приходит к следующему.

Частью 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 - 6 настоящей статьи, ч. 4 ст. 14.3.1, ст. ст. 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса.

Всоответствии со статьей 3 Федерального законаот 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1); ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4).

Согласно части 1 статьи 5 Федерального законаот 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ).

Как видно из материалов дела, на счетах за ноябрь 2019 года Свердловский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» производил розыгрыш призов в составе платежного документа с рекламой: «В Новый год – без долгов!».

Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение должностным лицом Свердловского УФАС России данных, указывающих на наличие события административного правонарушения при принятии Решения Свердловского УФАС России от 10.06.2020 по делу №066/05/5-773/2020, которым реклама мероприятия «В Новый год – без долгов!», распространенная на счетах за ноябрь 2019 года (получатель платежа Свердловский филиал АО «Энергосбыт Плюс»), признана ненадлежащей, нарушающей требования части 10.3 статьи 5 ФЗ №38-ФЗ, поскольку реклама размещена на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление физического лица, перенаправленное Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области. В обращении заявитель просил провести проверку законности наличия рекламы розыгрыша призов в составе формы платежного документа, указав на получение счета за ноябрь 2019 года (лицевой счет 4480061249, получатель платежа Свердловский филиал АО «Энергосбыт Плюс») с рекламой следующего содержания: «В Новый год - без долгов!»

Согласно представленным пояснениям АО «Энергосбыт Плюс» распространением данной информации преследовало цель повысить собираемость коммунальных платежей.

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы, что следует из статьи 1 ФЗ №38-ФЗ.

Под информацией в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (п.1), а под распространением информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (п. 9).

Под рекламой в ст. 3 Закона о рекламе понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке п. 1); под объектом рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п.2); под товаром - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п.3); под социальной рекламой - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Согласно пункту 69 (1) Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила № 354) на платежном документе не допускается размещение рекламы, за исключением социальной рекламы. На платежном документе допускается размещение справочно- информационных сведений, в том числе о предоставлении коммунальных услуг, включая сведения об изменении законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, а также об изменении тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг. На платежном документе указывается информация о региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы потребителя и находятся места (площадки) их накопления (номера контактных телефонов, адрес сайта в сети Интернет, на котором размещается в том числе информация о графике работы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами).

В соответствии с ч.10.3 ст.5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Материалами дела установлено, что на платежном документе - счете за ноябрь 2019 года (лицевой счет 4480061249), поступившем заявителю, была распространена информация следующего содержания: «В Новый год – без долгов! Оплатите счет Ноября 1 889,61 р. + рекомендованный платеж 322,83 р. и станьте участником розыгрыша призов!» с использованием символа подарка.

При разграничении понятий рекламная/нерекламная информация следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации. В данном случае акция направлена не на увеличение потребления коммунальных ресурсов, а на повышение доходов поставщика путем погашения долгов за уже потребленные коммунальные ресурсы и оплатой дополнительного рекомендованного платежа, промотивированными возможностью получения подарка (неизвестно какого и какому количеству участников, но подарка) потребителями.

Исходя из смысла определения, изложенного в пункте 3 части 2 статьи 2 Закона о рекламе, под справочно-информационными и аналитическими материалами понимаются материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке.

Довод заявителя о том, что данная информация носит справочно-информационный характер, поскольку ее целевое назначение иное, о чем указано выше, нежели проинформировать потребителей о проводимом мероприятии расценивается как неверной трактование норм действующего законодательства.

Требования как части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе, так и пункта 69 (1) Правил №354 носят императивный характер - размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги не допускается, при этом следует, что на платежном документе указываются полные данные получателя, то есть документ носит персонифицированный характер.

Факт совершения Козловым Г.А. правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается материалами административного дела: постановлениемоназначении административного наказания от 30.10.2020, протоколом об административном правонарушении от 12.10.2020, постановлением о назначении административного наказания от 21.09.2020, протоколом об административном правонарушении в отношении юридического лица от 12.08.2020, решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.09.2020 в по жалобе на постановление в отношении юридического лица и другими материалами, которым должностным лицом была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно положениям о Свердловском филиале АО «Энерогосбыт Плюс» деятельностью фирмы руководит директор, который в пределах своих полномочий издает указы, дает указания, обязательные для лиц, относящихся к персоналу Филиала, и других лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях. Из приказа от 30.09.2014 директором Свердловского филиала ОАО «Энергосьыт Плюс» назначен Козлов Г.А.

Довод об отсутствии состава правонарушения в действиях Козлова Г.А. в связи с обжалованием решения в Арбитражный суд Свердловской области на момент привлечения к административной ответственности, основан на неверном понимании положений действующего законодательства.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях Козлова А.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств, свидетельствующих о допущенной должностными лицами УФАС России по Свердловской области неразумности и недобросовестности при исполнении служебных обязанностей, не представлено. Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Козлова Г.А. в совершении инкриминируемого ему правонарушения.

Постановление о привлечении Козлова Г.А. к административной ответственности принято в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Относительно доводов о малозначительности совершенного правонарушения, суд принимает во внимание следующее. По смыслу закона квалификация административного правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и должна соотноситься с характером и степенью потенциальной опасности совершенного деяния, а также с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, с учетом характера совершенного правонарушения, роли лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, суд не находит оснований для признания данного правонарушение малозначительным, не представляющим существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям и не находит основания для признания вменяемого Козлову Г.А. правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление по делу об административном правонарушении №066/04/14.3-4176/2020 от 30.10.2020, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Свердловской области Волкова С.Н. по делу об административном правонарушении от 30.12.2020 №066/04/14.3-4176/2020 по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Свердловского филиала АО «Энергосбыт Плюс» Козлова Георгия Александровича оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья <...> Е.А. Карапетян