Дело № 12-668/2021
РЕШЕНИЕ
город Кызыл 29 апреля 2021 года
Судья Кызылского городского суда Республики Тыва Монгуш Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Б. на постановление руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 21 января 2021 года о привлечении к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ Б.,
УСТАНОВИЛ:
Б. обратился в суд с жалобой на постановление руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва (Далее – Служба) от 21 января 2021 года, указав, что он не является должностным лицом, допустившим указанное административное правонарушение, поскольку не обладает полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организации, не осуществляет контроль за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля их расходования. Просит суд восстановить пропущенный срок обжалования постановления, постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании заявитель Б. просил удовлетворить жалобу, пояснив, что соответствующими полномочиями не обладает.
Защитник С, просила удовлетворить жалобу по указанным основаниям.
Представитель Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва К. поддержала доводы, изложенные в возражении, пояснив, что постановление является законным и обоснованным.
Выслушав лиц, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
На основании статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Срок на обжалование постановления заявителем нарушен. В ходатайстве о восстановлении пропущенного срока обжалования заявитель ссылается на то, что первоначально была подана одна жалоба на 3 постановления в установленные законом сроки. Однако указанная жалоба была возвращена, в связи с чем процессуальный срок был им пропущен по уважительной причине. Суд находит доводы ходатайства обоснованными и уважительными, в связи с чем находит ходатайство о восстановлении срока на обжалование решения подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Положения статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяют бюджетные обязательства как расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; под лимитом бюджетных обязательств понимается объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Приведенное правовое регулирование не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства с превышением пределов доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Из материалов дела следует, что в Службу поступило уведомление УФК по Республике Тыва о превышении принятым бюджетным обязательством неиспользованных лимитов бюджетных обязательств № от 16.07.2020 года о принятии бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации ( далее – КБК) 911№ на сумму 70745 436 рублей.
Согласно уведомлению, 25.12.2019 года между <данные изъяты> и <данные изъяты> заключен контракт на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги подъезд к <адрес> на сумму 711976980 рублей и приняты бюджетные обязательства на сумму 70745 436 рублей при отсутствии объема прав на принятие обязательств.
Согласно отчету о состоянии лицевого счета <данные изъяты>№ от 01.08.2020 года по разделу «Неиспользованные доведенные бюджетные данные» лимиты бюджетных обязательств по указанному КБК составили 70745436 рублей. Таким образом, <данные изъяты> бюджетные обязательства по КБК № превышены имеющиеся неисполненные лимиты бюджетных обязательств на указанную сумму.
Из пояснительной записки начальника <данные изъяты>Т. от 19 января 2021 года следует, что финансово-договорной отдел размещает утвержденные и подписанные контракты и договора на официальный сайт ЕИС и передает бухгалтерии по реестру с приложением ф. КС-2, ф.КС-3. Далее бухгалтера через программу СУФД направляет сведения бюджетных обязательств в Казначейство для постановки на учет бюджетных обязательств. Финансово-договорной отдел контролирует поступление лимитов на лицевой счет Управления, использование бюджетных средств согласно заключенным договорам и контрактам.
Согласно положения о финансово-договорном отделе <данные изъяты> отдел проводит анализ и контроль использования бюджетных средств Управлением, составляет и согласовывает сметы доходов и расходов на управление дорогами Республики Тыва и исполнение дорожных работ на финансовый год с разбивкой по кварталам, осуществляет оперативный учет по выполнению программ дорожных работ по использованию выделенных лимитов на дорожные работы, заключаемых договоров (контрактов).
Из должностной инструкции начальника финансово-договорного отдела <данные изъяты> видно, что в должностные обязанности начальника входит осуществление руководства работой отдела по разработке планов по ремонту, строительству и содержанию автодорог, как текущего года, так и на перспективу и осуществляет их согласование, обеспечивает контроль по исполнению обязательств, предусмотренных контрактами, участвует в распределении поступающих финансовых средств, контролирует правильность и своевременность оформления документов на оплату выполненных работ.
Приказом начальника №№_ЛС от 11.01.2011 года Б. назначен начальником финансово-договорного отдела <данные изъяты>
20 декабря 2020 года главным контролером-ревизором отдела финансового контроля и надзора в органах государственного (муниципального) управления и социальной сферы составлен протокол об административном правонарушении № в отношении Б..
Постановлением руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 21 января 2021 года министр труда и социальной политики Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
С такими выводами должностного лица нельзя согласиться ввиду следующего.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к данной статье под должностным лицом в указанном Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий", полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) надлежит рассматривать как административно-хозяйственные функции.
При составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом административного органа указано на то, что Б. обладал соответствующими властными полномочиями, не предпринял всех необходимых мер по соблюдению Бюджетного законодательства РФ.
При этом в подтверждение полномочий Б. как должностного лица, то есть лица, выполняющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, приведен перечень должностных обязанностей, содержащихся в должностной инструкции Б., положения о финансово-договорном отделе <данные изъяты>
В то же время приведенные ссылки на должностную инструкцию финансово-договорного отдела не содержат обязанность Б. принимать бюджетные обязательства от имени управления в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, что составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Заключенный государственный контракт № от 25.12.2019 года подписан от имени начальника управления начальником управления <данные изъяты>» Т.
Поскольку спорный договор подписан не Б., следовательно, ему и не делегированы полномочия по принятию бюджетных обязательств, соответственно он и не является субъектом ответственности.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица не может быть признано законным и подлежит отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Б. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от 21 января 2021 года о привлечении Б. к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей – отменить, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Б. состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья Р.С.Монгуш