дело №12-669/2019 Р Е Ш Е Н И Е 21 ноября 2019 года г. Уфа Судья Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Шафикова Е.С., с участием лица в отношении которого ведется производство по делу ФИО1, ее защитника Лукашова А.В., представившего доверенность без номера от 21 ноября 2019 года, представителя УФАС по РБ ФИО3, представившего доверенность №№ 20 ноября 2019 года, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 ФИО8 на постановление должностного лица- заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 19 августа 2019 года, которым ФИО1 <данные изъяты>, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей, у с т а н о в и л: обжалуемым постановлением ФИО1 признана виновной в том, что должностным лицом ООО «Башкирэнерго» ФИО9 допущено нарушение ч.1 ст. 10 ФЗ-№135 «О защите конкуренции» выразившееся в навязывании ООО «Энергостройсервис» экономически и технологически не обоснованных и прямо не предусмотренных федеральными законами и нормативными актами условий договора на передачу электрической энергии, документов о технологическом присоединении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Не соглашаясь с данным постановлением, ФИО1 подала жалобу, в которой просит отменить вышеуказанное постановление. В обоснование жалобы указано, что вина в правонарушении ФИО1 отсутствует, поскольку нарушений требований ФЗ-№135 «О защите конкуренции» со стороны ООО «Башкирэнерго» не имеется. Обязанность оформления актов об осуществлении технологического присоединения и определения границ балансовой принадлежности между объектами электросетевого хозяйства, владельцем которых ООО «Башкирэнерго» не является на общество не возложена. Оформление таких документов невозможно по причине отсутствия общих границ объектов электросетевого хозяйства с ООО «Энергостройсервис». ООО «Башкирэнерго» не препятствует ООО «Энергостройсервис» оказанию услуг, поскольку они вправе самостоятельно составить такие акты с владельцами смежных объектов электросетевого хозяйства. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1 и защитник в судебном заседании жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям. Представитель УФАС по РБ ФИО3 в судебном заседании с жалобой не согласился, считал вину ФИО1 доказанной, поскольку действия ООО «Башкирэнерго» создают злоупотребление доминирующим положением на рынке. Проверив представленные материалы административного дела, суд находит, оспариваемое постановление подлежащим оставлению без изменения. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно ч.1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях -лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Согласно ч.2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет Должностным лицом ФИО2 по РБ установлено, что ООО «Башкирэнерго» Башкортостанским УФАС России было выдано предупреждение о необходимости в течение 10 дней со дня получения Предупреждения на основании письма ООО «Энергостройсервис» №154 от 17.10.2017 направить ООО «Энергостройсервис» переоформленные документы о технологическом присоединении по заявлениям от 02.10.2017 №№1-19. Письмом вх.№1381 от 31.01.2018 ООО «Башкирэнерго» сообщило, что указанное предупреждение исполнено путем подписания и направления в адрес ООО «Энергостройсервис» актов об осуществлении технологического присоединения. ООО «Башкирэнерго» также сообщило, что объекты электросетевого хозяйства - ТП 7331, ТП-411, ТП 6210, ТП 6068 и питающие их КЛ-бкВ, ТП 9752, ТП 9756 и питающие их КЛ-ЮкВ не имеют общих границ балансовой принадлежности с электрическими сетями ООО «Башкирэнерго», в связи с чем, акты о технологическом присоединении в отношении указанных объектов электроэнергетики составлен быть не может. В отношении объектов ТП 5420,ТГ1 5212, ТП 5343, ТП 5370, ТГ1 5278, ТП 5266, ТП 6040, ТП 7377, ТП 5211, РП-ТП 618, ТП 5476, ТП 5246 акты технологического присоединения направлены ООО «Башкирэнерго» в адрес заявителя 31 января 2018 года. Согласно обращению ООО «Энергостройсервис» (вх.№1787 от 08.02.2018), акты технологического присоединения от 30 января 2018, составленные ООО «Башкирэнерго», не могут быть приняты аявителем, т.к. не отражают существенных условий, которые должны в обязательном порядке содержаться в акте. Между тем, отсутствие согласованных и подписанных между ООО «Башкирэнерго» и ООО «Энергостройсервис» документов о технологическом присоединении влечет невозможность заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, так как указанные документы являются необходимыми для определения ряда существенных условий договора, без которых заключение и исполнение договора является невозможным. Таким образом, действия ООО «Башкирэнерго», выразившиеся в направлении ООО «Энергостройсервис» актов о технологическом присоединении с нарушением норм, установленных Правилами недискриминационного доступа, препятствует осуществлению заявителю хозяйственной деятельности на рынке услуг по передаче электрической энергии на основании соответствующего возмездного договора. При этом ООО «Башкирэнерго» является смежной сетевой организацией, имеющая технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства заявителя, следовательно, субъектом, от которого зависит выход ООО «Энергостройсервис» на рынок услуг по передаче электрической энергии. Таким образом, действия ООО «Башкирэнерго», выразившиеся в направлении ООО «Энергостройсервис» актов о технологическом присоединении с нарушением норм, установленных Правилами недискриминационного доступа, препятствует осуществлению заявителю хозяйственной деятельности на рынке услуг по передаче электрической энергии на основании соответствующего возмездного договора. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): - создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (пункт 9). Согласно п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее Правила недискриминационного доступа) потребителями услуг по передаче электрической энергии являются, в том числе лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. В рамках договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их (п. 12 Правил недискриминационного доступа). В целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III настоящих Правил (п.8 Правил недискриминационного доступа). Согласно п.2 Правил недискриминационного доступа, акт об осуществлении технологического присоединения (акт о технологическом присоединении) - документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и подтверждающий технологическое присоединение в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства. Пунктом 38 Правил недискриминационного доступа, установлено, что договор между смежными сетевыми организациями должен содержать следующие существенные условия: величина максимальной мощности, в пределах которой соответствующая сторона обязуется обеспечивать передачу электрической энергии в соответствующей точке поставки (подпункт «а»), ответственность сторон договора за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон или в акте об осуществлении технологического присоединения (при наличии в нем информации о границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и эксплуатационной ответственности сторон) (подпункт «б»). Согласно абз. 1 п. 4 ст. 26 Закона об электроэнергетике, в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии. Главой VIII Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. №861 (далее - Правила технологического присоединения), установлен порядок восстановления (переоформления) документов о технологическом присоединении в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии. Согласно приложению №1 к Правилам технологического присоединения в случае переоформления документов, акт об осуществлении технологического присоединения должен содержать: сведения о технических условиях, согласно которым выполнены мероприятия по технологическому присоединению; расположение объектов электроэнергетики (энергопринимающие устройства); сведения об акте о выполнении технических условий; дата фактического присоединения, сведения об акте об осуществлении технологического присоединения. Согласно приложению №1, акт об осуществлении технологического присоединения также предусматривает сведения об опосредованно присоединенных потребителях, сведения о характеристиках присоединения: максимальная мощность (кВт); категория надежности электроснабжения. Должностное лицо УФАС по РБ обоснованно пришло к выводу о нарушении со стороны ООО «Башкирэнерго» ч.1 ст. 10 ФЗ-№135 «О защите конкуренции». Составленные ООО «Башкирэнерго» акты технологического присоединения от 30 января 2018, согласно обращению ООО «Энергостройсервис» (вх.№1787 от 08.02.2018), не отражают существенных условий, которые должны в обязательном порядке содержаться в акте, поскольку противоречат приведенным выше требованиям закона и нормативных актов. Таким образом, действия ООО «Башкирэнерго», выразившиеся в направлении ООО «Энергостройсервис» актов о технологическом присоединении с нарушением норм, установленных Правилами недискриминационного доступа, препятствует осуществлению заявителю хозяйственной деятельности на рынке услуг по передаче электрической энергии на основании соответствующего возмездного договора. Документы о технологическом присоединении, направленные ООО «Башкирэнерго» письмом исх.№БЭ/1.7.2-2915 от 03.08.2018 в адрес ООО «Энергостройсервис», не могут являться подтверждением надлежащего исполнения требований, возложенных на сетевую организацию. Выводы должностного лица о том, что ООО «Башкирэнерго» необоснованно отказало в составлении документов о технологическом присоединении в отношении объектов ООО «Энергостройсервис», которые присоединены к сетям ООО «Башкирэнерго» через сети иных владельцев сетей, а именно в отношении объектов: ТП411, ТП-6210, ТП-6068 являются законными. Отказ от составлении актов о технологическом присоединении по ТП-411, ТП-6210, ТП-6068, содержит признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции». Как было указано, пунктом 38 Правил недискриминационного доступа, установлено, что договор между смежными сетевыми организациями должен содержать, в том числе, следующие существенные условия: ответственность сторон договора за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон или в акте об осуществлении технологического присоединения (при наличии в нем информации о границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и эксплуатационной ответственности сторон) (подпункт «б»). Соответственно, для надлежащего исполнения договора на передачу электрической энергии, сторонами должны быть определены границы объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций, в пределах которых устанавливается ответственность сетевых организации за их состояние и обслуживание. Указанные границы фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон или в акте об осуществлении технологического присоединения (при наличии в нем информации о границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и эксплуатационной ответственности сторон). Доводы ООО «Башкирэнерго» в жалобе противоречат условиям не дискриминационного доступа. Согласно пункту 2 Правил не дискриминационного доступа, "акт об осуществлении технологического присоединения (акт о технологическом присоединении)" - документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и подтверждающий технологическое присоединение в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства; "акт разграничения балансовой принадлежности электросетей (акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей)" - документ, составленный собственниками объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), определяющий границы балансовой принадлежности; "акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон" - документ, составленный собственниками объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств). Вышеназванными определениями установлено следующее: указанные акты составляются в отношении надлежащим образом присоединённых объектов, указанные акты составляются собственниками объектов электроэнергетики. Таким образом, наличие актов, устанавливающих ответственность сторон по договору по передаче электрической энергии за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, прямо предусмотрены пунктом 38 Правил недискриминационного доступа. Тем самым, ООО «Башкирэнерго» совершены действия, недопустимые в соответствии с пунктом 3, 9 части 1 статьи 10, Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке передачи электрической энергии, выраженные в отказе от составления актов о технологическом присоединении по объектам Заявителя: ТП-411, ТП-6210, ТП- 6068, посредством которых ООО «Энергостройсервис» надлежит осуществлять деятельность по передаче электрической энергии. Показания допрошенного специалиста в судебном заседании ФИО10 объяснения которого приобщены к материалам дела, о том, что составление акта является невозможным в виду отсутствия общих границ между сетевыми организациями не влекут отмену постановления должностного лица, поскольку эти показания противоречат вышеприведенным положениям нормативных актов. Таким образом, оснований для отмены постановления должностного лица оснований не имеется. Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья р е ш и л : постановление должностного лица- заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 19 августа 2019 года в отношении ФИО1 ФИО11 оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии. Судья: Е.С. Шафикова |