ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-669/2023 от 18.08.2023 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 12-669/2023

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

18 августа 2023 года город Кызыл

Судья Кызылского городского суда Республики Тыва Монгуш Р.С., рассмотрев жалобу защитника Монгуш О.Ш. на постановление старшего государственного инспектора Республики Тыва в области охраны окружающей среды Белчит А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4»,

установил:

защитник Монгуш О.Ш. обратился в суд с жалобой на постановление старшего государственного инспектора Республики Тыва в области охраны окружающей среды Белчит А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, которым Государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» (далее-ГУП РТ «УК ТЭК 4»), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

В обоснование жалобы защитник указывает, что имеются основания для изменения административного наказания в виде штрафа на предупреждение, поскольку правонарушение было выявлено в ходе осуществления государственного контроля со стороны заинтересованного лица - прокуратуры <адрес>, отсутствие инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не причинен вред или не возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, угрозы ЧС природного и техногенного характера, а также не нанесен имущественный ущерб неопределенного круга лиц; данное правонарушение ст.8.1 КоАП РФ не входит в перечень правонарушений, при совершении которого штраф нельзя заменить предупреждением; правонарушение совершенно впервые, так как в период с 2022-2023 заявитель не привлекался к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ. Просит изменить постановление в части и назначить административное наказание в виде предупреждения.

В судебном заседании защитник Монгуш О.Ш. полностью поддержал жалобу по указанным в ней основаниям, просил заменить административный штраф на предупреждение с учетом приведенных в жалобе основаниям.

Прокурор Омзаар Ч.О. просила отказать в удовлетворении жалобы, пояснив, что оснований для замены назначенного наказания на предупреждение не имеется.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Срок обжалования защитником не нарушен.

В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным старшим государственным инспектором Республики Тыва в области охраны окружающей среды Министерства лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва Белчит А.В., ГУП РТ «УК ТЭК 4» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужили результаты проверки прокуратурой <адрес> Республики Тыва исполнения юридическим лицом - ГУП РТ «УК ТЭК 4» федерального законодательства об охране атмосферного воздуха при оказании негативного воздействия на окружающую среду, которым установлено, что инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников в котельной в Хову-Аксынском участке ГУП РТ«УК ТЭК 4» проводилось в 2017 году, по истечении 5 лет инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников, то есть в 2022 году предприятием не проводилось, тем самым ГУП РТ «УК ТЭК 4» нарушило требования ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и является административным правонарушением, предусмотренным ст.8.1 КоАП РФ.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что помощником прокурора <адрес> Республики Тыва БАВ. в ходе проверки исполнения ГУП РТ «УК ТЭК 4» законодательства об охране атмосферного воздуха при оказании негативного воздействия на окружающую среду, которым установлено, что инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников в котельной в Хову-Аксынском участке ГУП РТ«УК ТЭК 4» проводилось в 2017 году, по истечении 5 лет инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников, то есть в 2022 году ГУП РТ«УК ТЭК 4» не проводилось.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора <адрес>МЧА. принято решение о проведении проверки в ГУП РТ«УК ТЭК 4» по соблюдению требований законодательства об охране атмосферного воздуха по обращению НАА., о чем доведено до сведения и.о. генерального директора ГУП РТ«УК ТЭК 4».

Из ответа и.о. генерального директора ГУП РТ«УК ТЭК 4 ССВ. от ДД.ММ.ГГГГ на уведомление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.8.1 КоАП РФ следует, что предприятие выполнит требования ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» до ДД.ММ.ГГГГ, а именно проведет процедуру инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в котельной <адрес> (п.1).

По результатам проверки и.о. прокурора <адрес>МЧА.ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ (с учетом уточнения от ДД.ММ.ГГГГ), в отношении юридического лица - ГУП РТ«УК ТЭК 4».

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ №ЮЭ следует, что Государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» зарегистрировано как юридическое лицо ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН 1041700508475, адрес регистрации <адрес>, и.о. генерального директора является ССВ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из положений п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Согласно методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие Письмом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 14-01-333, инвентаризация выбросов проводится один раз в пять лет.

Таким образом, обязанность по соблюдению вышеуказанных экологических требований возлагается на организации, фактически осуществляющие эксплуатацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

С учетом вышеизложенного из представленных материалов дела судом установлено, что и.о. прокурора <адрес> Монгуш Ч.А. принято решение о проведении проверки в ГУП РТ «УК ТЭК 4» по соблюдению требований законодательства об охране атмосферного воздуха по обращению НАА., в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого установлено, что в котельной Хову-Аксынского участка ГУП РТ«УК ТЭК 4» инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников проводилось в 2017 году, по истечении 5 лет инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников, то есть в 2022 году в данном участке ГУП РТ «УК ТЭК 4» не проводилось. Данное обстоятельство также подтверждается ответом и.о. генерального директора ГУП РТ«УК ТЭК 4 ССВ. от ДД.ММ.ГГГГ.

Действия ГУП РТ «УК ТЭК 4» квалифицированы должностным лицом административного органа по ст.8.1КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ГУП РТ «УК ТЭК 4» подтверждаются собранными по делу следующими доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; решением и.о. прокурора <адрес>МЧА. от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки в отношении ГУП РТ «УК ТЭК 4»; ответом и.о. генерального директора ГУП РТ«УК ТЭК 4 ССВ. от ДД.ММ.ГГГГ; Выпиской из ЕГРЮЛ, Уставом ГУП РТ «УК ТЭК 4» и иными материалами дела.

Совершение указанного административного правонарушения ГУП РТ «УК ТЭК 4» подтверждается приведенными выше доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совокупность исследованных в суде доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину ГУП РТ «УК ТЭК 4» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административное наказание в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей назначено ГУП РТ «УК ТЭК 4» в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3,5, 4.1, 4.2 КоАП РФ в пределах санкции ст.8.1 КоАП РФ. При этом учтен характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов наличие смягчающих обстоятельств в виде привлечение к административной ответственности впервые, и отсутствие отягчающих вину обстоятельств, а также то, что перечисленные нарушения являются грубыми, явно создают угрозу жизни и здоровью людей, могут повлечь крайне неблагоприятные социальные последствия, которые на момент рассмотрения настоящей жалобы еще не устранены, с учетом изложенного оснований для изменения назначенного ГУП РТ «УК ТЭК 4» административного наказания в виде штрафа на предупреждение, не имеется.

При вынесении постановления должностным лицом не допущено каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение вынесенного постановления. Дело было рассмотрено, а постановление - вынесено надлежащим должностным лицом, в соответствии с положениями КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел не нарушены.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление должностного лица является законными и обоснованным, оснований для отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Республики Тыва в области охраны окружающей среды Белчит А.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4», оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.С. Монгуш