ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-66/19-7 от 25.02.2019 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Петрозаводский городской суд Дело № 12-66/2019-7

г. Петрозаводск, ул. Красная, 33

Р Е Ш Е Н И Е

25 февраля 2019 года город Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Деготь Наталия Евгеньевна при секретаре Соснович С.В., рассмотрев жалобу защитника Воронолва А.М. Кулабухова С.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 22 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении

Воронова А. М., <данные изъяты>

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 22 ноября 2018 года Воронов А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Защитник Воронова А.М. – Кулабухов С.А. с указанным постановлением не согласен, обратился в суд с жалобой, согласно которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства вины Воронова А.В. Указанное в постановлении время совершения правонарушения (01.01.2018г.) выпадает на нерабочий день, когда Воронов не исполнял должностные обязанности министра по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия. 25.09.2017 г. Воронов А.В. освобожден от занимаемой должности. Кроме того, полагает, что недостижение целевых значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия из федерального бюджета, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, поскольку субъект Российской Федерации, получивший субсидию, обязан принимать в ходе расходования средств все возможные меры для обеспечения достижения показателей результативности, а не безусловно достигнуть их, что, по мнению заявителя, подтверждается отсутствием такого риска в классификаторе рисков, выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, и наличием риска невозврата средств в связи с недостижением значения показателей результативности использования субсидии, что в свою очередь является самостоятельным правонарушением и выражается в неисполнении обязанности по перечислению денежных средств в доход бюджета Российской Федерации. При этом вопрос о необходимости возврата средств Вороновым при рассмотрении дела не исследовался должностным лицом административного органа.

Воронов А.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, его защитник Кулабухов С.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель административного органа Пехота А.О. и должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Тулкина Е.А. доводы жалобы не признали, полагая постановление законным и обоснованным. Указали на то, что должностному лицу вменяется в вину то, что он не обеспечил достижение значение показателей результативности в 2017 году, что является нарушением условий расходования межбюджетных трансфертов. Иных нарушений должностному лицу не вменялось.

Исследовав доводы жалобы, проверив дело, заслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов. Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.

В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно п.3 ст. 132 Бюджетного кодекса РФ (в ред. 28.12.2016г.) цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

В соответствии с п. 54 Правил предоставления и распределения субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 316 (далее – Правила предоставления и распределения субсидий) эффективность реализации мероприятий в рамках направления, указанного в подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, оценивается Министерством экономического развития Российской Федерации на основании фактического достижения субъектом Российской Федерации следующих показателей результативности использования субсидии:

а) количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку;

б) прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку;

в) количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку;

г) увеличение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, в процентном соотношении к показателю за предыдущий период в постоянных ценах 2014 года;

д) доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей), получивших государственную поддержку;

е) соблюдение установленного соглашением графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества и (или) графика приобретения, установки и ввода в эксплуатацию оборудования и (или) программного обеспечения.

Соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать, в т.ч. значения показателей результативности (результаты) использования субсидии, которые должны соответствовать показателям (индикаторам) государственных программ Российской Федерации (ведомственных целевых программ, входящих в состав государственных программ Российской Федерации) и (или) федеральных целевых программ (при наличии таких значений показателей в указанных программах) или результатам федеральных проектов, а также обязательства субъекта Российской Федерации по их достижению (подпункт "б" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее – Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации)).

На основании п. 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» от 21.02.2017 г. № 139-08-170 (в ред. доп. соглашения от 09.06.2017 г. № 139-08-170/1) (далее – Соглашение) субъект (Республика Карелия) обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с приложением № 2.

Показателями результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства, в 2017 году являются 28 единиц вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами молодежного предпринимательства, получившими государственную поддержку, и 28 единиц субъектов малого предпринимательства, созданных физическими лицами в возрасте до 30 лет (включительно), вовлеченными в реализацию мероприятий (приложение № 2 к Соглашению).

Уполномоченным органом по реализации мероприятия определено Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия (приложение № 6 к Соглашению).

Из материалов дела следует, что министр по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия Воронов А.М., являясь ответственным должностным лицом, в нарушение п. 3 ст. 132 Бюджетного кодекса РФ, п. 54 Правил предоставления и распределения субсидий, пп. «б» п. 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, п. 4.3.3 Соглашения 01 января 2018 года не обеспечил соблюдение Министерством условий предоставления межбюджетных трансфертов (субсидий из федерального бюджета) в 2017 году, а именно достижение значений показателей результативности мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия: 28 единиц вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами молодежного предпринимательства, получившими государственную поддержку, и 28 единиц субъектов малого предпринимательства, созданных физическими лицами в возрасте до 30 лет (включительно), вовлеченными в реализацию мероприятий. В ходе контрольного мероприятия установлено, что фактически значения показателей составляют по 19 единиц соответственно.

На основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федерального казначейства от 24.07.2018 №07-04-04/09-15509 Министерством финансов РФ было принято решение о применении за совершение данного бюджетного нарушения бюджетной меры принуждения (приказ от 23.08.2018г. № 1748) в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Республики Карелия, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Республики Карелия в сумме 356381, 32 руб.

Виновным в нарушении, которое образует состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, признан министр по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия Воронов А.М., поскольку согласно Положению о Министерстве по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия, утвержденному Постановлением Правительства Республики Карелия № 241-П от 05.08.2013г. последний осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Министерство функций.

Вместе с тем в материалах дела не представлены доказательства виновности Воронова А.М., а именно из представленных доказательств не следует, в чем выразилось ненадлежащее исполнение им своих должностных обязанностей, либо неисполнение их, что привело к установленному нарушению. Из постановления, вынесенного по делу, неясно, какие должностные обязанности не исполнил, либо ненадлежащим образом исполнил Воронов А.М.

Из материалов дела следует, что 30 мая 2017 г. между Федеральным агентством по делам молодежи и Правительством Республики Карелия заключено Соглашение о методическом и информационном взаимодействии при реализации основных мероприятий, осуществляемых в рамках направления «Содействие развитию молодежного предпринимательства» подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 316. Мероприятие в рамках данного Соглашения – «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность», целью которого является стимулирование активности молодежи в сфере предпринимательства. В рамках осуществления указанного мероприятия запланированы: игровые, тренинговые и иные проекты, образовательные курсы, конкурсы среди старшеклассников, информационная кампания, направленная на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, проведение регионального этапа Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России», отбор физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), имеющих способности к занятию предпринимательской деятельностью, организация обучения данных лиц по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних мероприятий, проведение конкурсов, бизнес-проектов, проведение финального мероприятия, оказание консультационных услуг молодым предпринимателям, обеспечение участия в межрегиональных, общероссийских и международных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие молодежного предпринимательства, осуществление мониторинга эффективности мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность. Министерством для достижения указанных целей в 2017 г. реализована программа «Ты - предприниматель», с февраля 2017 г. организованы встречи со школьниками по теме предпринимательства, проводились деловые игры, конкурсы для молодых людей, способствующие формированию позитивного образа предпринимателя, более 700 молодых людей заявились на обучение в рамках Программы и 315 были отобраны и смогли пройти образовательную программу «Ты – предприниматель», 28-31 августа 2017 г. в г. Петрозаводске состоялась «Бизнес-Неделя Республики Карелия», в рамках которой была организована площадка по молодежному предпринимательству, где был организован обмен знаниями и опытом молодыми людьми, молодыми предпринимателями и опытными представителями бизнес-сообщества, а также распространение успешных практик в области предпринимательской деятельности, были организованы представление программ и возможностей Сколково, мастер-класс по генерации и тестированю бизнес-идей, формирование бизнес-сообщества на примере опыта Липецкой области «Закрытый клуб предпринимателей». В рамках «Бизнес-Недели Республики Карелия» был проведен финал регионального этапа конкурса «Молодой предприниматель России», победители и лауреаты конкурса приняли участие в федеральном этапе конкурса. 14 участников и членов региональной команды Программы приняли участие в Российском инвестиционном форуме в г. Сочи, Санкт-Петербургском экономическом форуме, Всероссийском форуме «Территория смыслов», в выездных обучающих мероприятиях. В 2017 г. на Молодежном экономическом форуме впервые был организован Конгресс «Ты – предприниматель!», состоялись мастер-классы и бизнес-интенсивы с молодыми успешными предпринимателями, круглый стол «Выход на международный рынок: способы, стратегии, инструменты поддержки», публичное обсуждение проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития региона в формате круглого стола «Приоритеты и задачи развития Республики Карелия на период до 2030 года: взгляд молодежи». В период с 03.10.2017 по 28.11.2017г. в рамках реализации программы организовано проведение образовательных программ для лиц в возрасте от 14 до 30 лет, желающих начать собственное дело, и для лиц, уже осуществляющих предпринимательскую деятельность, по итогам указанных мероприятий образовательную и консультатационную помощь получили более 315 начинающих предпринимателей в районах Республики Карелия. Во всех муниципальных образованиях были проведены консультационные сессии в очной и заочной формах по актуальным вопросам открытия и ведения бизнеса. В рабочих учебных планах образовательных программ были предусмотрены специальные часы, а также закреплены преподаватели, ответственные за консультирование.

Сведения о проведении указанных мероприятий имеются в материалах и административным органом не представлено доказательств того, что эти мероприятия не проводились, либо указанное в отчетах количество участников не было привлечено к участию в мероприятиях, не соответствует запланированному, запланированное количество уроков, занятий, тренингов, мастер-классов, консультаций, семинаров не проведено, информационное обеспечение не соответствует запланированному, либо при проведении таких мероприятий со стороны министра были допущены иные нарушения, в частности, несвоевременно перечислены денежные средства ГБУ Республики Карелия «Карельский региональный Центр молодежи», осуществлявшему реализацию соглашения, или иное, отсутствовал надлежащим контроль, что привело к недостижению значений показателей результативности.

В связи с изложенным у судьи отсутствуют основания полагать, что Вороновым А.М. не были предприняты все зависящие от него меры по достижению значений показателей результативности исполнения мероприятий. С учетом того, что результаты показателей результативности в данном случае, а именно количество субъектов предпринимательства, созданных лицами в возрасте до 30 лет, и количество вновь созданных рабочих мест субъектами молодежного предпринимательства, зависело не только от действий Воронова А.М. по их привлечению, а также от волеизъявления самих лиц, участвующих в указанных мероприятиях, - потенциальных субъектах предпринимательства, полагаю, что вина Воронова А.М. в недостижении значений показателей результативности, а, следовательно, в несоблюдении условий предоставления межбюджетных трансфертов отсутствует.

Как следует из постановления, а также пояснений представителя административного органа и должностного лица, составившего протокол, иных нарушений (в частности, невозврат средств субсидии, представление недостоверных отчетов 01.04.2018 г.) должностному лицу не вменялось.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии в действиях Воронова А.М. состава вменяемого правонарушения, в связи с чем производство по делу в отношении него подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 22 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении Воронова А. М. отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении Воронова А. М. прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течение 10 суток со дня получения копии решения через Петрозаводский городской суд.

Судья Н.Е.Деготь