Дело № 12-66/19
РЕШЕНИЕ
04 февраля 2019 года г. Барнаул
Судья Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края Овсянникова М.Ю., рассмотрев жалобу должностного лица – начальника сектора государственных закупок Министерства образования и науки Алтайского края ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившегося в ...., зарегистрированного по адресу: ...., на постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 05 октября 2018 года №270-АД (КЗ) 09-18 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 05 октября 2018 года ФИО1 как должностное лицо привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в районный суд, ФИО1 просит отменить постановление и прекратить производство по делу, ссылаясь на малозначительность совершенного административного правонарушения. Указывает, что ранее к административной ответственности не привлекался, на иждивении имеет двух несовершеннолетних детей, интересы хозяйствующих обществ и Российской Федерации не пострадали, предписание антимонопольного органа выполнено в установленный срок. Кроме того, ссылается на то обстоятельство, что нормативные документы не содержат подробного описания конфет, указан только тип конфет и требования к ним, поэтому в техническом задании присутствует подробное описание состава, вкуса, аромата с целью изготовления подарка с ассортиментом конфет разного вида и вкуса. Состав продукта доступен для изучения и копирования любому лицу, так как размещен на каждой транспортной таре продукта, для фасованного продукта продублирован на индивидуальной упаковке продукта. Описание продукта и его состав дают возможность любому участнику конкурса осуществить производство и поставку продукции в рамках открытого конкурса.
В судебном заседании ФИО1 на удовлетворении жалобы настаивал по изложенным в ней доводам.
Законный представитель потерпевшего ООО «Люксторгспм» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Судья полагает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.
Выслушав ФИО1, изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать в числе прочего наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Как следует из п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В вину ФИО1 вменено то, что 29.06.2018 заказчиком – сектором государственных закупок Министерства образования и науки Алтайского края, начальником которого он является, размещено извещение о проведении открытого конкурса 0817200000318007018 «Выполнение работ по изготовлению новогодних подарков для школьников Алтайского края для проведения торжественного новогоднего мероприятия», а также аукционная документация о проведении закупки. Техническое задание (технические условия) в составе документации о проведении открытого конкурса в графе «Значение показателя товара, который может изменяться участником закупки при подаче заявки» содержит во всех товарных позициях (п.п.1.1 – 1.35) такие значения, как например: «с ярко выраженным кофейно-сливочным ароматом», «с выраженным ароматом спелой клубники», «с ярко выраженным ароматом какао продуктов и легким ванильно-сливочным ароматом», «с ярко выраженным вкусом жареного дробленого арахиса», «ноткой ванили и сливок», «отчетливо ощущается вкус хрустящего воздушного риса с какао», «эффектом расщелкивания взрывной карамели» и т.д., а в позициях 1.1 – 1.10 содержится показатель – «жир кондитерский». Применение указанных показателей не содержит обоснование их использования, равно как не содержится указаний на ГОСТ, СанПиН и прочих регламентирующих документов, в связи с которыми применены такие показатели и которые не могут быть изменены участником закупки при подаче заявки.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны в числе прочего обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
При описании события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу должностным лицом допущены формулировки «например», «и т.д.», что недопустимо в силу приведенных выше требований закона.
Кроме того, исходя из того обстоятельства, что формулировки значений показателей приведены цитатами, анализ технического задания позволяет прийти к выводу о том, что значения «с ярко выраженным кофейно-сливочным ароматом», «с выраженным ароматом спелой клубники», «с ярко выраженным ароматом какао продуктов и легким ванильно-сливочным ароматом», «с ярко выраженным вкусом жареного дробленого арахиса», «ноткой ванили и сливок», «отчетливо ощущается вкус хрустящего воздушного риса с какао», «эффектом расщелкивания взрывной карамели» в позициях 1.3, 1.5, 1.8, 1.11-1.32, 1.34-1.35 не содержатся.
Вместе с тем, в остальной части нарушения имеют место быть и подтверждены протоколом об административном правонарушении от 25.09.2018, объяснениями ФИО1, извещением о проведении открытого конкурса, конкурсной документаций, составной частью которого является техническое задание, приказом Министерства образования и науки Алтайского края от 13.02.2018 №266 о наделении ФИО1 полномочиями по подписанию заявок на определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков), регламентом осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства образования и науки Алтайского края, подведомственных организаций Алтайского края, приказом от 07.05.2018 №738 о создании рабочей группы по обеспечению учащихся новогодними подарками, приказом от 03.10.2016 №697 л/с о приеме на работу ФИО1, приказами о переводе, трудовым договором, заключенным с ним, должностной инструкцией начальника сектора государственных закупок Министерства образования и науки Алтайского края, ответом КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» от 07.09.2018 об утверждении документации по электронному аукциону ФИО1
Использованные в техническом задании значения показателей не предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, в связи с чем в данном случае в документации о закупке должно было содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, чего сделано не было, что нарушает требования п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и свидетельствует о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений по делу не допущено, постановление вынесено в пределах срока привлечения к административной ответственности.
Согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2003 года N 349-О указал, что нормы статей КоАП РФ не препятствуют судам избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного деяния. Таким образом, малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела.
Состав административного правонарушения является формальным и не предполагает наличие каких-либо негативных материальных последствий.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ФИО1 от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
При надлежащем выполнении ФИО1 служебных обязанностей, должной внимательности и осмотрительности он имел возможность избежать совершения административного правонарушения.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ФИО1 не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства о контрактной системе закупок.
При таких обстоятельствах постановление отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 05 октября 2018 года №270-АД (КЗ) 09-18 о привлечении должностного лица – начальника сектора государственных закупок Министерства образования и науки Алтайского края ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу должностного лица – начальника сектора государственных закупок Министерства образования и науки Алтайского края ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд непосредственно или через Центральный районный суд г.Барнаула в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья М.Ю.Овсянникова