Дело № 12-66/2019 (УИД 58RS0009-01-2019-001343-11)
РЕШЕНИЕ
г. Заречный 12 августа 2019 года
Судья Зареченского городского суда Пензенской области Шарапова О.Ю.,
с участием представителей заявителя Токарева А.В. - Ходжаева Р.К. и Гришановой И.А.,
представителя ИФНС России по г. Заречному Пензенской области - Кривовой Е.С.,
рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу и.о. генерального директора АО «Единый расчетно-кассовый центр» г. Заречного Токарева А.В. на постановление начальника ИФНС России по г. Заречному Пензенской области Евсеевой Е.А. № 32 от 19 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении и.о. генерального директора АО «Единый расчетно-кассовый центр» г. Заречный Пензенской области (далее АО «ЕРКЦ») Токарева А.В.,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника ИФНС России по г. Заречному Пензенской области Е.Е.А. № 32 от 19 июля 2019 года и.о. генерального директора АО «Единый расчетно-кассовый центр» г. Заречный Пензенской области Токарев А.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
И.о. генерального директора АО «ЕРКЦ» г. Заречный Токарев А.В. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, считая его незаконным, принятым с существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ. Просил признать незаконным обжалуемое постановление и отменить его полностью. В обоснование своих требований указал, что обжалуемое постановление вынесено ИФНС с превышением полномочий, при отсутствии состава правонарушения и его вины в совершении инкриминируемого правонарушения, так как наличные денежные средства, принятые от плательщиков, зачисляются на специальный банковский счет АО «ЕРКЦ», а денежные средства, принятые банками от населения в оплату коммунальных услуг, зачисляются на расчетный счет общества по договорам на перевод денежных средств, поскольку кредитные организации требования АО «ЕРКЦ» о переводе денежных средств плательщиков на специальный счет платежного агента (общества) удовлетворять отказались, полагая данную операцию, не соответствующей действующему законодательству. Кроме того, АО «ЕРКЦ» обратилось с иском к ПАО «Сбербанк России» о понуждении внесения изменений в договор о переводе денежных средств плательщиков и решением Арбитражного суда Пензенской области данный иск был удовлетворен, решение вступило в законную силу, однако ПАО «Сбербанк России» данное решение суда не исполняется, следовательно, обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Полагал, что в действиях АО «ЕРКЦ» по использованию в своей деятельности как наличных, так и безналичных форм расчетов, не содержатся признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Заявитель Токарев А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещён надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителей.
Представители заявителя Токарева А.В. - Ходжаев Р.К., действующий на основании доверенности 58 АА 1138112 от 03.05.2017, и Гришанова И.А., действующая на основании доверенности 58 АА 1138113 от 03.05.2017, в судебном заседании жалобу поддержали в полном объеме, ссылаясь на изложенные в ней обстоятельства. Дополнительно указали, что у АО «ЕРКЦ» отсутствовала обязанность по использованию специального банковского счета для зачисления денежных средств, изначально полученных кредитной организацией от плательщиков, поскольку в силу Закона № 103-ФЗ такая обязанность возникает только при осуществлении наличных расчетов с привлечением операторов по приему платежей либо платежных субагентов, к которым кредитная организация не относится. Кроме того, на расчетный счет Общества № 40702810448000002529, указанный в обжалуемом постановлении, платежи от физических лиц за жилищно-коммунальные услуги за период с 10.04.2019 по 10.06.2019 не поступали. Просили отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель ИФНС России по г. Заречному Пензенской области - Кривова Е.С., действующая на основании доверенности № 02-5/1 от 10.01.2019, в судебном заседании доводы жалобы не признала, просила в удовлетворении жалобы отказать, обжалуемое постановление оставить без изменения, ссылаясь на доводы представленного в суд возражения на жалобу заявителя. Дополнительно пояснила, что ссылка в обжалуемом постановлении на поступление за период с 10.04.2019 по 10.06.2019 на расчетный счет АО «ЕРКЦ» № 40702810448000002529 платежей от физических лиц с указанием наименования платежей: «оплата ЖКУ», «квартплаты», «оплата по лицевому счету», то есть с направлением платежа «за жилищно-коммунальные услуги», является технической опиской, не влияющей на существо вменённого правонарушения, поскольку как актом проверки, так и протоколом об административном правонарушении, с учётом выписок, представленных ПАО Сбербанк на запрос ИФНС России по г. Заречному Пензенской области, денежные средства с направлением платежа «за жилищно-коммунальные услуги» в размере 3 029 004, 66 руб. в ранее указанный период поступали только на расчетный счет Общества № 40702810748000030482, не являющийся специальным банковским счетом платежного агента.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения части 2 статьи 15.1 КоАП РФ состоит, в том числе, в неиспользовании платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов с плательщиками наличными денежными средствами.
Субъектами ответственности за совершение административного правонарушения являются платежные агенты, банковские платежные агенты, банковские платежные субагенты и поставщики услуг.
Как видно из материалов дела, основанием для привлечения Токарева А.В. как должностного лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ послужило то, что 09.07.2019 при проверке соблюдения АО «ЕРКЦ» требований Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Федеральный закон от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ), установлено неиспользование АО «ЕРКЦ» в полном объеме специального банковского счета как платежным агентом при осуществлении Обществом приема платежей от плательщиков за жилищно-коммунальные услуги. Прием платежей осуществляется через расчетный счет, открытый в Пензенском отделении № 8624 ПАО «Сбербанк».
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Под поставщиком в указанном законе понимается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Плательщик, в силу Закона о платежных агентах, - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а под платежным агентом - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.
Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В соответствии с п. 15 ст. 155 Жилищного кодекса РФ управляющая организация вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
На основании п. 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Согласно частям 14 и 15 статьи 4 Закона о платежных агентах платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, а также обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
В соответствии с частью 16 Закона о платежных агентах по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:
зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета.
Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами (пункт 18 статьи 4 Закона о платежных агентах).
Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускается (часть 4 статьи 8 Закона о платежных агентах).
Как установлено материалами дела, АО «ЕРКЦ» является платежным агентом, осуществляет деятельность по приему платежей от плательщиков в качестве оплаты за предоставленные коммунальные услуги.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, АО «ЕРКЦ» (агент) в соответствии с договорами на выполнение работ по начислению, приему и учету платежей собственников жилых помещений в многоквартирном доме за жилые помещения, коммунальные и иные услуги и ведению аналитического учета на осуществление агентом приема платежей за услуги связи, заключенными с Управляющими организациями (принципалами) обязалось оказывать за плату услуги, в том числе, за осуществление и перерасчет платежей собственников жилых помещений в многоквартирном доме за предоставляемые Принципалом услуги, перечислению их на специальный и расчетные счета Принципала.
Сбор платежей за жилищные и коммунальные услуги, поступающих от Потребителей «Принципала», осуществлялся на счетах АО «ЕРКЦ», открытых в Пензенском отделении № 8624 ПАО Сбербанка России:
- № 40821810848000030001 - специальный банковский счет,
- № 40702810748000030482 - расчетный счет.
Между Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Аспект» ИНН 5838046250/КПП 583801001 (далее - ООО «УК «Аспект») и АО «ЕРКЦ» действуют агентские договоры № 01/2014 от 09.01.2014 и № 05/2014 от 30.09.2014 с учетом дополнительных соглашений к ним.
В соответствии с договором № 01/2014 (далее - договор № 01/2014) от 09.01.2014 на выполнение работ по начислению, приему и учету платежей физических лиц за жилые помещения, коммунальные и иные услуги и ведению аналитического учета, заключенным ООО «УК «Аспект» (далее «Заказчик») с АО «ЕРКЦ» (далее «Исполнитель»), Исполнитель принимает на себя обязательства в качестве платежного агента осуществлять от имени и за счет Заказчика в соответствии с действующим законодательством РФ деятельность по оказанию услуг и выполнению работ по начислению, приему от пользователей жилых помещений платежей за предоставленные коммунальные услуги, услуги и работы по содержанию, текущему ремонту общего имущества, иные услуги в многоквартирных домах, ведению аналитического учета операций, связанных с оплатой за жилое помещение, коммунальные и иные услуги в целях исполнения денежных обязательств плательщиков перед Заказчиком, перерасчету платежей пользователей жилых помещений в многоквартирных домах за предоставляемые Заказчиком услуги, учету платежей за оказанные Заказчиком услуги, перечислению их на расчетный счет Заказчика, либо расчетные счета указанных им ресурсоснабжающих организаций, подготовке и доставке пользователям жилых помещений единых платежных документов, ведению аналитического учета операций по расчетам за жилищные, коммунальные и иные услуги с пользователями жилых помещений, осуществлению иной, направленной на достижение целей настоящего Договора, деятельности.
Согласно п. 4 «Общие условия» договора № 01/2014, Исполнитель, выступая в качестве платежного агента, при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов, а также сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на специальный банковский счет.
Согласно п. 6 «Порядок расчетов», исполнитель еженедельно направляет в банк платежные поручения для перечисления поступивших на специальный банковский счет Исполнителя денежных средств плательщиков на специальный банковский счет Заказчика либо указанных им ресурсоснабжающих организаций в полном объеме за минусом суммы вознаграждения, удерживаемой с Заказчика.
Аналогичные договоры об оказании услуг АО «ЕРКЦ» заключило со следующими организациями: ООО «УК «Градэк-сервис» (ИНН 5838013550), ООО СК «Мой дом» (ИНН 5838044830), ООО «ЖКХ» (ИНН 5838011289), ООО «УправДом» (ИНН 5838011240), ООО УО «Ремстрой сервис» (ИНН 5838003440), ООО «ЭнергоПромРесурс» (ИНН 5838009515), ООО «Энерготрейдинг» (ИНН 7702743761), ТСЖ «Прометей» (ИНН 5838045739), ТСЖ «Дом № 47» (ИНН 5838001675), ТСЖ «Пегас» (ИНН 5838010616), ТСЖ «Озерская - 4» (ИНН 5838009385), ТСЖ «Гефест» (ИНН 5838007243), ООО «ЛифтСервис» (ИНН 5838046073), ООО «ЖилСервис» (ИНН 5838045143), ТСЖ «На Светлой» (ИНН 5838045591), ТСЖ «Омега» (ИНН 5838045930), ТСЖ «Наш дом» (ИНН 5838045714), ТСЖ «Восточное» (ИНН 5838045785), ТСЖ «Домино» (ИНН 5838045640), ТСЖ «Вымпел» (ИНН 5838046059), ТСЖ «Озерское» (ИНН 5838045880), ТСЖ «Гермес» (ИНН 5838001065), ТСЖ «Перспектива» (ИНН 5838045520), ТСЖ «Озерский 1» (ИНН 5838045898). В соответствии с перечисленными договорами АО «ЕРКЦ» принимает на себя обязанности в качестве платежного агента.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона № 103-Ф3, контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации.
В соответствии с заключенным договором банковского счета (специального банковского счета) б/н от 30.09.2011 между ОАО Сбербанк России с АО «ЕРКЦ» (Клиент), БАНК открывает Клиенту специальный банковский счет Поставщика (именуемый в договоре «Счет») № 40821810848000030001 в целях осуществления расчетов с платежными агентами при приеме платежей в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ.
Вместе с тем, согласно выпискам, представленным ПАО «Сбербанк России» на запрос ИФНС России по г. Заречному Пензенской области, по операциям на банковских счетах АО «ЕРКЦ» за период с 10.04.2019 по 10.06.2019 сумма платежей перечисленных от физических лиц с указанием наименования платежей: «оплата ЖКУ», «квартплаты», «оплата по лицевому счету», то есть с направлением платежа «за жилищно-коммунальные услуги», в размере 3 029 004, 66 руб. поступала на расчетный счет Общества № 40702810748000030482, не являющийся специальным банковским счетом.
Следовательно, АО «ЕРКЦ, являющееся платежным агентом, не в полном объеме использовало для осуществления расчетов при приеме от плательщиков денежных средств (платежей за жилищно-коммунальные услуги) специальный банковский счет, не выполняя должным образом требования, установленные частью 14 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ.
В статье 2.4 КоАП РФ сказано, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно распоряжению Администрации ЗАТО г. Заречного Пензенской области № 67/лс от 21.11.2016 Токарев А.В. является и.о. генерального директора АО «ЕРКЦ».
На основании изложенного, установив, что АО «ЕРКЦ» как платежным агентом, в рамках правоотношений, регулируемых законодательством в сфере деятельности платежных агентов, не выполняются требования, установленные ч. 14 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ, а именно: денежные средства в полном объеме не зачислялись на специальный банковский счет № 40821810848000030001 для осуществления расчетов, открытый в Пензенском отделении № 8624 ПАО Сберегательного банка, должностным лицом административного органа был составлен протокол об административном правонарушении № 81 от 09.07.2019, и начальником ИФНС России по г. Заречному Пензенской области Е.Е.А. вынесено постановление об административном правонарушении № 32 от 19.07.2019 по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в отношении и.о. генерального директора АО «ЕРКЦ» Токарева А.В.
И.о. генерального директора АО «ЕРКЦ» Токарев А.В. достоверно знал, что общество, систематически используя в своей ежедневной работе расчётный счёт при получении от плательщиков денежных средств за жилищно-коммунальные услуги, нарушает ч. 14 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», поскольку данные денежные средства в полном объёме на специальный банковский счёт не зачислялись, однако всех зависящих от него мер для прекращения правонарушения не принял.
Следовательно, в действиях и.о. генерального директора АО «ЕРКЦ» Токарева А.В., выразившихся в том, что у него, как должностного лица, имелась возможность по соблюдению требований, установленных ч. 14 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ, но не были, вопреки доводам жалобы и высказанным в ходе судебного заседания пояснениям защитников заявителя, приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Указание в жалобе об ответственности за выявленное правонарушение иных лиц – ПАО «Сбербанк России», не исполняющего вступившее в законную силу решение суда в части перечисления всех сумм денежных средств, принятых банком от плательщиков на специальный счет АО «ЕРКЦ», является несостоятельным и расценивается реализацией автором жалобы права на защиту, намерением избежать административной ответственности за содеянное, поскольку именно Токарев А.В., как отмечалось ранее, является и.о. генерального директора АО «ЕРКЦ» и отвечает за соблюдение Обществом требований, установленных ч. 14 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». В данном случае доводы заявителя и его представителей о том, что непосредственно прием платежей от населения, денежные средства которых зачислялись не на специальный, а на расчетный счет, осуществляло не АО «ЕРКЦ», а банк, несмотря на имеющееся вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Пензенской области от 02.10.2018, не освобождает общество от обязанности использовать при получении от плательщиков денежных средств за жилищно-коммунальные услуги специальный банковский счет как платежного агента, чему в обжалуемом постановлении должностным лицом административного органа дана надлежащая оценка. При таких обстоятельствах у судьи не имеется оснований полагать, что автор жалобы незаконно привлечен к административной ответственности.
Факт нарушения и.о. генерального директора АО «ЕРКЦ» Токаревым А.В. ч. 14 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ подтверждается: актом проверки № 11 от 09.07.2019, выписками по операциям на счетах, представленными Пензенским отделением № 8624 ПАО «Сбербанка России», договорами с поставщиками услуг, договорами с управляющими организациями, протоколом об административном правонарушении № 81 от 09.07.2019 и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявителем, а также его защитниками не представлено правомерных оснований, которые бы позволили признать вышеперечисленные доказательства недопустимыми, чему, в том числе, дана соответствующая оценка в отдельном определении судьи от 12.08.2019 при разрешении ходатайств Токарева А.В. о признании доказательств недопустимыми.
Таким образом, полно, всесторонне и объективно исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, установив факт нарушения и.о. генерального директора АО «ЕРКЦ» Токаревым А.В. требований ч. 14 ст. 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», начальник ИФНС России по г. Заречному Пензенской области Е.Е.А. обоснованно признала заявителя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, дав его действиям верную юридическую квалификацию.
Изложенные в обжалуемом постановлении выводы о наличии события правонарушения и виновности и.о. генерального директора АО «ЕРКЦ» Токарева А.В. мотивированы, не соглашаться с ними оснований не имеется.
Согласно условиям, указанным в вышеназванных договорах, управляющие организации являются поставщиками, получающими денежные средства плательщиков за выполненные работы, оказываемые услуги, а АО «ЕРКЦ» - платежным агентом, принимающим платежи физических лиц в соответствии с положениями Закона о платежных агентах.
То обстоятельство, что на основании ранее названных договоров обязательство по непосредственному приему платежей от населения принято на себя другими лицами, не освобождает иных участников соответствующих правоотношений от исполнения установленных действующим законодательством обязанностей по осуществлению соответствующих расчетов с использованием специальных банковских счетов.
Оказание в рамках указанных договоров иных услуг (начисление платы, выставление счетов, их изготовление и доставка, учет расчетов собственников жилья) не отменяет тот факт, что в отношении денежных средств, поступивших от платежных субагентов, АО «ЕРКЦ» выполняет функции платежного агента и зачисляет их на банковские счета поставщика коммунальных услуг, являясь участником правоотношений, подпадающих под действие Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ, несет обязанность осуществлять соответствующие расчеты с использованием специальных банковских счетов.
Доводы представителей подателя жалобы об отсутствии у АО «ЕРКЦ» обязанности по зачислению на специальный счет денежных средств, полученных безналичным способом, поскольку действие Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ не распространяется на правоотношения между платежным агентом и кредитными организациями, являются несостоятельными, поскольку названный Федеральный закон в целях обеспечения общественной безопасности, защиты интересов государства и общества в сфере оборота наличных денежных средств предусматривает ряд мер по обеспечению администрирования платежей, поступающих от физических лиц, одной из которых является требование об аккумулировании таких платежей на специальном банковском счете, и при этом не имеет правового значения, осуществляется ли получение наличных денежных средств платежным агентом непосредственно либо с использованием услуг сторонних организаций, в том числе, банковских услуг. Данная правовая позиция также отражена в определении Верховного Суда РФ от 04.09.2017 № 306-АД17-11920.
Доводы жалобы о том, что ИФНС осуществила проверку с превышением полномочий налогового органа не соответствует действительности.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов, а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение указанных требований.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации.
Таким образом, Инспекция провела проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», а также соответствующего поручения налогового органа. По результатам данной проверки и был привлечен к административной ответственности за описываемое ранее правонарушение, вопреки доводам заявителя и его защитников, надлежащий субъект выявленного административного правонарушения.
Указание представителя заявителя Ходжаева Р.К. на отсутствие события, состава административного правонарушения со ссылкой на иную судебную практику по аналогичным спорам не принимается во внимание, поскольку в данном случае обстоятельства, изложенные в указанных судебных актах не могут быть оценены в рамках настоящего дела. При рассмотрении дел об административном правонарушении судьями учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами. В рассматриваемом случае судья оценивает обстоятельства конкретного дела и делает вывод о наличии в действиях и.о. генерального директора АО «ЕРКЦ» Токарева А.В. состава вмененного административного правонарушения. Оснований не согласиться с установленными обстоятельствами и выводами начальника ИФНС России по г. Заречному Пензенской области Е.Е.А. не имеется.
По существу в рассматриваемой жалобе не содержится каких-либо новых данных, не учтенных начальником ИФНС России по г. Заречному Пензенской области при вынесении обжалуемого постановления от 19 июля 2019 года, и не содержится обстоятельств, которые могут послужить основанием для отмены данного постановления.
Доводы Токарева А.В. и его представителей, изложенные в жалобе и озвученные в ходе судебного заседания, сводятся к субъективной переоценке имеющихся в деле доказательств и не могут служить основанием для отмены оспариваемого постановления, поскольку не опровергают правильности выводов должностного лица административного органа, вынесшего обжалуемое постановление.
Несогласие заявителя и его представителей с оценкой имеющихся в деле доказательств, толкованием ИФНС России по г. Заречному Пензенской области норм КоАП РФ и действующего законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что административным органом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении начальником ИФНС России по г. Заречному Пензенской области были правильно определены юридически значимые обстоятельства, дело рассмотрено полно и всесторонне.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Процессуальных оснований к отмене обжалуемого постановления не имеется. Вина и.о. генерального директора АО «ЕРКЦ» Токарева А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, установлена верно. Назначенное ему наказание, с учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, является справедливым, назначенным в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменённого правонарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Вместе с тем, учитывая, что как актом проверки, так и протоколом об административном правонарушении должностным лицом административного органа было установлено, что за период с 10.04.2019 по 10.06.2019 денежные средства от физических лиц с указанием наименования платежей: «оплата ЖКУ», «квартплаты», «оплата по лицевому счету», то есть с направлением платежа «за жилищно-коммунальные услуги», в размере 3 029 004, 66 руб. поступали только на расчетный счет АО «ЕРКЦ» № 40702810748000030482, не являющийся специальным банковским счетом платежного агента, а в обжалуемом постановлении имеет место описка с указанием на поступление ранее обозначенных платежей в том числе и на расчётный счёт Общества № 40702810448000002529, не влияющая на содержание постановления, обстоятельства выявленного административного правонарушения и существо вмененного виновному лицу правонарушения, поскольку, как отмечено выше, согласно представленным ПАО Сбербанк соответствующих выписок на запрос ИФНС России по г. Заречному Пензенской области, следует, что ранее обозначенная сумма указанных платежей поступала исключительно на расчетный счет юридического лица № 40702810748000030482, постановление начальника ИФНС России по г. Заречному Пензенской области Е.Е.А. № 32 от 19.07.2019 подлежит в данной части изменению. Однако изложенное в данном случае не свидетельствует о допущении должностным лицом административного органа каких-либо существенных нарушений требований административного законодательства при привлечении и.о. генерального директора АО «ЕРКЦ» Токарева А.В. к административной ответственности и нарушении его прав на защиту.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
жалобу и.о. генерального директора АО «Единый расчетно-кассовый центр» Токарева А.В. удовлетворить частично.
Постановление начальника ИФНС России по г. Заречному Пензенской области Е.Е.А. № 32 от 19 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. генерального директора АО «Единый расчетно-кассовый центр» г. Заречный Пензенской области Токарева А.В. изменить – исключить указание в нём на поступление за период с 10.04.2019 по 10.06.2019 на расчетный счет Общества № 40702810448000002529 платежей от физических лиц с указанием наименования платежей: «оплата ЖКУ», «квартплаты», «оплата по лицевому счету», то есть с направлением платежа «за жилищно-коммунальные услуги».
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья О.Ю. Шарапова