ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-66/19 от 10.04.2019 Уфимского районного суда (Республика Башкортостан)

12-66/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

10 апреля 2019 года г.Уфа

Судья Уфимского районного суда Республики Башкортостан Кузнецов А.В.,

с участием:

представителя Росприроднадзора по РБ ФИО1,

представителя директора ООО ЖКХ «Шемяк» ФИО2 – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя директора ООО ЖКХ «Шемяк» ФИО2 – ФИО3 на постановление <данные изъяты> старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л :

Постановлением —А/ЭВ старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо директор ООО ЖКХ «Шемяк» ФИО5 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ – выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением ФИО5 через своего представителя ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просит суд признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки в суд неизвестна.

ФИО3 просила суд удовлетворить поданную жалобу.

Представитель Уфимского территориального управления Минэкологии РБ ФИО1 в суде возражал против доводов жалобы, считает данную жалобу необоснованной, в удовлетворении которой просил отказать, постановление, которым должностное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ оставить в силе.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив и оценив материалы, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 30 ФЗ от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее ФЗ №96) юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ №7) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В соответствии с ч. 4 ФЗ № 7 выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 96 предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Статьей 12 ФЗ № 96 определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ № 96 выброс вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.

Согласно ч. 5 ст. 14 ФЗ № 96 при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установление законодательством Российской Федерации.

В соответствии с "Методическим пособиям по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (Утверждено Федеральной службой по экологическому, Технологическому и атомному надзору 24 декабря 2004 года), нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу производится для каждого действующего, реконструируемого, строящегося проектируемого предприятия или другого объекта, имеющего стационарные источники загрязнения атмосферы.

Под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности работы оборудования, отсутствия или неудовлетворенной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов, продуктов и т.д. неплотности оборудования (в т.ч. работающего при избыточном давлении); погрузочно-разгрузочные работы; открытое хранение сырья, материалов и отходов; оборудование и технологические процессы как в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, так и расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, резервуары хранения нефти и нефтепродуктов и т.д.); пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шлако- и хвостохранилища, открытые поверхности испарения и т.п.; взрывные работы; открытые стоянки автотранспорта; передвижные источники, эксплуатируемые на производственной территории.На основании п. 3.8.4. Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01 марта 2011 года № 112 "Об утверждении инструкции по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха", нормативы ПДВ разрабатываются самим предприятием или сторонней организацией по Договору и оформляются в виде проекта.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Как следует из обжалуемого постановления должностным лицом директором ООО ЖКХ «Шемяк» ФИО5, допущено нарушение требований ч.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.14 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а именно выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, за которое предусмотрена административная ответственность ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении установлено, основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 8. 21 КоАП РФ послужило то, что ООО ЖКХ «Шемяк», осуществляя в 1 квартале 2018 года эксплуатацию предприятия, не обеспечило проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в полном объеме, разработку нормативов предельно допустимых выбросов для неучтенных источников выбросов от очистных сооружений: резервуар-усреднитель, песколовка, решетки механической очистки сточных вод, первичные и вторичные отстойники, аэротенки, напорные фильтры, ультрафиолетовая установка обеззараживания, площадка для временного хранения обезвоженного осадка и песка, установление данных нормативов предельно допустимых выбросов территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей, среды для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом), и следовательно, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от данных стационарных источников осуществляет в отсугствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Данное административное правонарушение допущено должностным лицом ООО ЖКХ «Шемяк» - директором ООО ЖКХ «Шемяк» ФИО5, так как, являясь руководителем предприятия, он обязан осуществлять общее руководство по контролю за соблюдением экологической безопасности, а также обеспечивать соблюдение требований Федеральных законов в области охраны окружающей среды.

Вину должностного лица - директора ООО ЖКХ «Шемяк» ФИО5 подтверждают: протокол об административном правонарушении -А/ЭВ от ДД.ММ.ГГГГ, акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ-В, технологический регламент технологического обслуживания и ремонта очистных сооружений канализации <данные изъяты>. <адрес> РБ, письмо ООО ЖКХ «Шемяк» вх. от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, должностное лицо административного органа обоснованно установило, что в действиях должностного лица – директора ООО ЖКХ «Шемяк» ФИО5 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для изменения размера административного наказания и назначения административного штрафа ниже низшего предела не усматривается.

Суд не может согласиться с доводами жалобы о том, что в тот период руководство предприятием осуществлял директор ФИО6, который уволился ДД.ММ.ГГГГ со всей «командой». Документы надлежащим образом не были переданы. После смены руководства документы восстанавливаются, принят эколог (что подтверждается приказом о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ), общество работает над устранением экологических нарушений и оснований для назначения административного наказания директору ООО ЖКХ «Шемяк» ФИО5, не имеется, поскольку в соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ было установлено, что у должностного лица директора ООО ЖКХ «Шемяк» ФИО5 имелась возможность для соблюдения требований природоохранного законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, то есть, допущено виновное несоблюдение указанных требований действующего природоохранного законодательства. Отсутствие в постановлении реквизитов для уплаты штрафа, не является основанием для отмены обжалуемого постановления.

Так же суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что с ДД.ММ.ГГГГ вступили изменения в ФЗ от 21.07.2014 г. № 2019 «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ», предусматривающие отмену разрешений на выброс и применение дифференцированных мер государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от категории, так как на момент рассмотрения дела указанные изменения в ФЗ № 219 не действовали и при вынесения постановлении я не могли быть применены.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемого акта, не установлено.

При изложенных обстоятельствах постановление <данные изъяты> старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, законно и обоснованно и подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л :

Жалобу представителя директора ООО ЖКХ «Шемяк» ФИО2 – ФИО3 на постановление —А/ЭВ старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении должностного лица директора ООО ЖКХ «Шемяк» ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, оставить без удовлетворения, постановление —А/ЭВ старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ – без изменения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан, путем подачи жалобы через Уфимский районный суд Республики Башкортостан.

Судья А.В. Кузнецов