Р Е Ш Е Н И Е
21 октября 2020 года город Советск
Судья Советского городского суда Калининградской области Баландина О.В.
при секретаре Вертяеве М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директора Общества с ограниченной ответственностью «Атлас – Маркет» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области ФИО2 от 07.08.2020 о назначении директору Общества с ограниченной ответственностью «Атлас – Маркет» ФИО1 административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области ФИО2 от 07.08.2020 №39/12-2257/И/23-14 директор ООО «Атлас – Маркет» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директор ООО «Атлас – Маркет» ФИО1 подал на него жалобу, в которой просил вышеуказанное постановление отменить и производство по делу прекратить, полагая, что обжалуемое постановление, вынесенное по результатам плановой выездной проверки, подлежит отмене по причине отсутствия правовых оснований для её проведения и вынесено с нарушением порядка привлечения к административной ответственности. По состоянию на 01.07.2020 Общество не включено в перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, в связи с чем основания для проведения проверки с 13.07.2020 на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Калининградской области от 25.06.2020 №39/12-1927-И/23-14 отсутствовали, а в силу п.1 ч.2 и ч.1 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» отсутствие оснований для проведения плановой проверки является грубым нарушением требований к организации проверки и служит основанием для признания недействительными её результатов. Кроме того, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении он уведомлен не был, что лишило его прав, предусмотренных ч.4 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о времени и месте рассмотрения дела он также извещен не был, что является грубым нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитник, извещенные о времени и месте его проведения, не явились. В заявлении в письменной форме директор ООО «Атлас – Маркет» ФИО1 просил о рассмотрении жалобы в его отсутствие и отсутствие его защитника, сообщил о том, что настаивает на допущенных административным органом процессуальных нарушениях.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.2 - 4 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ч.3 ст.11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства, главный государственный инспектор труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области ФИО2 пришел к выводу о том, что должностным лицом – директором ООО «Атлас – Маркет» ФИО1 07.08.2020 на территории ООО «Атлас-Маркет», расположенной по адресу: г.Советск Калининградской области, пер. Заводской, д.2, нарушены требования ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации, п.68 Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утвержденных приказом Минтруда России от 17.08.2015 №552н, п.113, пп.1 п.8 Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденных приказом Минтруда России от 17.09.2014 №642н, п.14 Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования, утвержденных приказом Минтруда России от 23.06.2016 №310н, поскольку при проведении плановой выездной проверки выполнения требований трудового законодательства и охраны труда в ООО «Атлас-Маркет» установлено, что перед выдачей в эксплуатацию не проводятся испытания шлифовальных и отрезных кругов на механическую прочность, на кругах отсутствует отметка, сделанная краской, или специальный ярлык, наклеенный на нерабочей поверхности круга, с указанием порядкового номера испытания, даты испытания и подписи работникам, проводившего испытание; размещение грузов, в том числе готовой продукции (рулонов, бумаги) и упаковок с целлюлозой, в местах хранения осуществляется вплотную к стенам здания, на стенах, колоннах зданий и помещений, предназначенных для складирования и размещения грузов, не размещены надписи о величине допускаемых на полы, перекрытия и площадки предельных нагрузок; не разработана и не вывешена перед входом и въездом на территорию организации схема движения транспортных средств и пешеходов по территории организации.
Однако состоявшееся по делу решение законным признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Положения ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражаются объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2); при составлении протокола физическому лицу, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем в протоколе делается соответствующая запись (часть 3); физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении (часть 4); протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (часть 5).
Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении физического лица составляется в его присутствии.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия при составлении протокола об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в качестве защитника.
В случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и составления протокола об административном правонарушении в его отсутствие, ему направляется копия протокола об административном правонарушении в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч.4.1 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с п.18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч.3 ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что протокол об административном правонарушении от 07.08.2019 (так в протоколе) №39/12-2247-И/23-14 составлен в отсутствие должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его копия вручена ФИО5, представившему доверенность от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, ФИО5 в качестве защитника по делу об административном правонарушении должностным лицом административного органа допущен не был, права, предусмотренные ст.25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему не разъяснены.
Доказательств направления извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и копии протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директору ООО «Атлас – Маркет» ФИО1 представленные в суд материалы плановой выездной проверки ООО «Атлас - Маркет» №, в том числе дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не содержат.
Приведенные обстоятельства указывают на то, что при составлении протокола об административном правонарушении административным органом не созданы необходимые условия для реализации лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, права на защиту, что не позволяет признать процедуру составления протокола соответствующей требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении оформлен неправильно, в связи с чем протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежали возвращению в орган, составивший протокол.
В настоящее время такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (п.п.2, 4 ч.1 ст.29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч.2 ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются к должностному лицу, в производстве которого находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства (ч.1 и ч.2 ст.25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно определению от 07.08.2020 должным лицом административного органа рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 10 часов 00 минут 10.08.2020. Доказательств направления извещения о времени и месте рассмотрения дела лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директору ООО «Атлас – Маркет» ФИО1 представленные в суд материалы плановой выездной проверки ООО «Атлас - Маркет» №39/01-07-2020/3905059133, в том числе дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не содержат.
В то же время дело рассмотрено 07.08.2020 в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Сведений об извещении директора ООО «Атлас – Маркет» ФИО1 о рассмотрении дела, способе его извещения о времени и месте рассмотрения дела в материалах дела об административном правонарушении не имеется. Отметок о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении участвовал защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в обжалуемом постановлении так же не имеется.
Изложенное свидетельствует о том, что при составлении протокола об административном правонарушении №39/12-2247-И/23-14 и рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования ст.ст.24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были. Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах жалоба директора ООО «Атлас-Маркет» ФИО1 подлежит удовлетворению, постановление от 07.08.2020 №39/12-2257-И/23-14 – отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление главного государственного инспектора труда по охране труда Государственной инспекции труда в Калининградской области ФИО2 от 07.08.2020 о назначении директору Общества с ограниченной ответственностью «Атлас – Маркет» ФИО1 административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Атлас – Маркет» ФИО1 удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд, в том числе через Советский городской суд Калининградской области, в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья О.В. Баландина