РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Отрадный ДД.ММ.ГГГГ
Судья Отрадненского городского суда Самарской области Петров В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года
УСТАНОВИЛ:
По постановлению начальника ОГИБДД МО МВД России «Отрадненский» от ДД.ММ.ГГГГ Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области привлечено к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб. за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог межмуниципального значения «Урал-Муханово»- Садогород, Чернигово- Марково на участке с км. 0+ 500 – 1+500, «Урал-Муханово» на участке с км. 0+000- 1+500.
Считая неправомерным применение административного взыскания, Министерство транспорта и автомобильных дорог обратилось с жалобой на указанное постановление и просит его отменить.
В судебном заседании представитель Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области ФИО2 объяснил, что Министерство осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением, согласно которого на министерство возлагается обеспечение эффективного использования автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Самарской области и осуществление дорожной деятельности в Самарской области, а также государственное управление автомобильными дорогами регионального и межмуниципального значения.
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Самарской области утвержден Постановлением правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № в которой включены в том числе автомобильные дороги общего пользования межмуниципального значения в Самарской области «Урал-Муханово»- Садогород, Чернигово- Марково и «Урал-Муханово».
Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета, и согласно действующего законодательства, мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения автомобильных дорог общего пользования регионального и межмунипиципального значения в <адрес> могут быть осуществлены министерством только путем установления расходных обязательств виде принятия нормативно-правовых актов и путем использования определенных видов бюджетных ассигнований.
В соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ была разработана государственная программа <адрес> «Развитие транспортной системы <адрес> (2014-2025 года)», которая утверждена постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 677. Перечень объектов проектирования капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Самарской области на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов, финансируемых в рамках государственной программы, утвержденный приказом министерства о ДД.ММ.ГГГГ ;\№ 57, в соответствии с которым в 2014 году запланированы работы по разработке проектной документации капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения в <адрес> Урал-Муханово»- Садогород, Чернигово- Марково на участке с км. 0+ 000 – 3+500, «Урал-Муханово» на участке км 0+ 000 – 3+500, на участке с км. 6+000- 8+500.
После подготовки проектной документации, поступления в министерство денежных средств на цели капитального ремонта вышеуказанных автомобильных дорог, министерством будет осуществлена закупка капитального ремонта указанных автомобильных дорог.
Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между министерством и государственным казенным предприятием <адрес> «Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования в Самарской области» были заключены государственные контракты от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в <адрес>, предусматривающие, в том числе содержание вышеуказанных автомобильных дорог на периоды 2010-2012, 2013, и 2014 г.г.
Таким образом, мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, закрепленных на праве оперативного управления, могут быть осуществлены министерством путем выделения целевых денежных средств для осуществления таких мероприятий.
Следовательно, поскольку министерство не имеет иных источников дохода, признание его виновным в нарушении требований ГОСР Р 50597-93 по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании вышеуказанных автомобильных дорог, переданных ему во владение, ошибочен и противоречит ч. 2 ст.2.1. КоАП РФ.
Поскольку Министерством предприняты все зависящие меры по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог «Урал-Муханово»- Садогород, Чернигово- Марково и «Урал-Муханово» с учетом действующего законодательства, вина Министерства в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ отсутствует.
Далее представитель заявителя объяснил, что Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, согласно которому оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения органом государственной власти субъекта РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением.
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ» установлено, что контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог проводится органами полиции и осуществляется посредством проведения: комплексной проверки дорог и улиц, специальных проверок, контрольных проверок, повседневного надзора.
По результатам таких проверок составляются акты, в которых указываются наличие или отсутствие отступлений от требований к эксплуатационному состоянию улиц и дорог по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 10.2.7.2. Приказа № при выявлении нарушений правил ремонта и содержания дорог, по которым ГОСТом Р 50597-93 не установлен срок устранения выявленных недостатков, составляется протокол административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93, сроки ликвидации, указанных в постановлении повреждений составляют не более 10 суток, при этом, согласно п. 2 примечаний к п. 3.3. ГОСТ Р 50597-93 сроки ликвидации повреждений указаны для строительного сезона, определяемого погодно-климатическими условиями, приведенными в СНиП ДД.ММ.ГГГГ по конкретным видам работ.
Таким образом, учетом положений ГОСТ Р 50597-93, а также Приказа 410, в случае выявления таких нарушений необходимо выдавать предписание или представление об их устранении, а не составлять протокол об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ.
Также по мнению представителя заявителя, акты от ДД.ММ.ГГГГ о выявленных недостатках на дорогах, не содержат указания на технические средства, которыми проводились измерения, не содержат указание на фотофиксацию выявленных нарушений, в связи с чем, несоответствия эксплуатационного состояния дорог требованиям ГОСТ Р 50597-93 не доказано.
Более того, акты составлены госинспектором ОГИБДД МО МВД РФ «Отрадненский» ФИО5 в присутствии свидетелей ФИО3 и ФИО4, которые не являются специалистами и не обладают специальными познаниями в области установления наличия или отсутствия нарушений норм ГОСТ и СНиП на автомобильных дорогах, влияющих на безопасность дорожного движения. При этом Министерство не было уведомлено о проведении такой проверки и не было приглашено для участия в ней, а информация о выявленном нарушении в министерство направлена не была.
В соответствии с актом осмотра автодорог, обслуживаемых филиалом ГКП «АСАДО» - Кинель-Черкасское дорожно-эксплуатационное управление, т.е. организацией, осуществляющей содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в <адрес>, выбоины на покрытии, превышающие предельные нормативы, на указанных автомобильных дорогах отсутствуют.
В связи с чем, представитель Министерства транспорта и автомобильных дорог в <адрес> просит отменить постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о наложении штрафа в размере 300 000 руб., производство по делу прекратить.
Представитель ОГИБДД О МВД России по <адрес> ФИО5, в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, объяснив, что Министерству транспорта и автомобильных дорог направлялось предписание от ДД.ММ.ГГГГ о проведении ремонта дорожного покрытия на участке автодороги «Урал-Муханов» -Садгород-Чернигово-Марково с км. 1 по км. 1+500 с целью устранения выбоин, сетки трещин и неровностей покрытия в срок до ДД.ММ.ГГГГ В адрес Министерства направлялись письма о том, что за 2013 год на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения, проходящих по территории обслуживания МОМВД России «Отрадненский» зарегистрировано 15 мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, в том числе и на указанных участках дороги. Однако, в срок, указанный в предписании, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ г., мероприятия по ремонту дорог выполнены не были.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе повседневного надзора были выявлены недостатки в содержании дорог, были составлены акты и проведено фотографирование данных участков дорог, в связи с чем, было вынесено определение о возбуждении административного дела и проведении административного расследования в отношении юридического лица Министерство транспорта и автомобильных дорог. Документы о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования были направлены заказным письмом в адрес Министерства транспорта и автомобильных дорог. ДД.ММ.ГГГГ в присутствии представителя юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении, а ДД.ММ.ГГГГ. вынесено постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности.
Доводы представителя юридического лица о том, что вина Министерства с совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ отсутствует, не соответствуют действительности. Выбоины и дефекты дорожного покрытия в таких размерах и объемах, не могли образоваться одновременно и за короткий период времени. Однако, своевременных и достаточных мер по предупреждению дальнейшего разрушения дорожного покрытия, локализации имеющихся дефектов и повреждений покрытия, их устранению, министерством предпринято не было. Только в 2014 году Приказом Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ данные участки дорог внесены в перечень объектов проектирования по капитальному ремонту. Однако, включение дорог в перечень объектов проектирования не предусматривает проведение капитального ремонта, требующегося для соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения на рассматриваемых участках. Согласно ст. 12 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии со ст. 21 указанного закона, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Министерство указывает на заключение с ГКП «АСАДО» государственных контрактов, предусматривающих содержание указанных дорог, однако в состав работ по содержанию входит восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках длиной до 100 м. В рассматриваемом случае, протяженность участка дороги «Урал-Муханово»-Тимашево составляет 1 км. 500 м., а протяженность дороги «Урал-Муханово»-Тимашево-Муханово-Садгород-Чернигово-Марково составляет 1 км. Таким образом, работы по устранению дефектов покрытия и восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий не могут быть выполнены ГКП «АСАДО» в рамках работ по содержанию дорог, выполняемых в соответствии с государственным контрактом.
Доводы о том, что с учетом положения ГОСТ Р 50597-93 и Приказа МВД РФ от 08.06.1999г. № 410, протокол составляется только при выявлении нарушений, по которым ГОСТ не установлен срок устранения выявленных недостатков, поскольку в соответствии с п. ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Кроме того, в соответствии с п. 10.2.8.4 Приказа МВД № 410, при обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, инспектор ДПС докладывает о них дежурному подразделения ГИБДД, составляет акт выявленных недостатков. Требований о внесении в акты сведений о технических средствах, которыми проводились измерения, а также сведений о фотофиксации выявленных нарушений, в Приказе МВД также не содержатся. Сведения о применении специального технического средства – рейки дорожной универсальной, и сведения о приложении фотоматериалов отражены в протоколе об административном правонарушении.
Составление акта выявленных недостатков в присутствии 2 свидетелей предусмотрено бланком Акта, при этом измерение размеров выбоин (длины, ширина. глубина), а также измерение площади повреждения не требует обладания специальными познаниями в области установления наличия или отсутствия нарушений норм ГОСТ или СНиП. Свидетели лишь подтвердили факт того, что на указанных участках дорог имеются дефекты дорожного покрытия, выбоины, но не факт нарушения норм ГОСТ или СНиП, влияющими на безопасность дорожного движения.
Довод о том, что юридическое лицо должно быть уведомлено о проведении проверки и приглашено для участия ней, необоснованные, поскольку акты контрольных осмотров либо обследований, должны проводится с участием соответствующих органов власти, а недостатки ДД.ММ.ГГГГ были выявлены в ходе повседневого надзора, информация о выявленном нарушении была отражена в определении о возбуждении дела об административном правонарушении, копия которого была направлена законному представителю юридического лица в установленный законом срок.
В связи с чем, представитель ОГИБДД О МВД России по г. Отрадному просит в удовлетворении заявленных требований Министерству транспорта и автомобильных дорог отказать.
Выслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении жалобы следует отказать по следующим основаниям
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении в силу ст. 30.3 ч. 1 КоАП РФ может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получении копии постановления.
Согласно расписки, имеющейся в материалах дела, представитель Министерства Транспорта и автомобильных дорог получил копию постановления ДД.ММ.ГГГГ г.
Жалоба направлена в Арбитражный суд Самарской области ДД.ММ.ГГГГ г.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по жалобе Министерства транспорта и автомобильных дорог было прекращено.
Копия определения получена представителем Министерства ДД.ММ.ГГГГ и жалоба направлена в Отрадненский городской суд.
Следовательно, первоначально жалоба направлена в Арбитражный суд <адрес> в предусмотренный законом срок, и следовательно, процессуальный срок для подачи жалобы не пропущен.
ДД.ММ.ГГГГ Министерству Транспорта и автомобильных дорог <адрес> выдано предписание № о проведении ремонта дорожного покрытия на участке автодороги «Урал-Муханово»-Садгород-Чернигово-Марково с км. 1 по км.1+500 с целью устранения выбоин, сетки трещин и неровностей покрытия в срок до ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно ответу Министерства транспорта и автомобильных дорог от ДД.ММ.ГГГГ (исх. 28/5774), выполнить мероприятия по устранению сетки трещин и неровностей покрытия проезжей части возможно только в рамках капитального ремонта автомобильной дорога на основании разработанной проектной документации. Выбоины на покрытии проезжей части автомобильной дороги, влияющие на безопасность дорожного движения в период до проведения мероприятий по капитальному ремонту автодороги будут устраняться в рамках работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес> силами ГКП <адрес> «АСАДО».
ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД МО МВД России «Отрадненский» направило в адрес Министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес> информацию о том, что автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения, проходящих по территории обслуживания МОМВД России «Отрадненский» зарегистрировано 15 мест концентрации дорожно-транспортных происшествий и в целях из устранения предложено рассмотреть вопрос реализации первоочередных и перспективных мероприятий, в т.ч. ремонт автомобильных дорог «Урал-Муханово»-Садгород-Чернигово-Марково на участке с км 1 по км 2, а/д «Урал»-Муханово на участке км 56 по км 57, а/д «Урал-Муханово»-Тимашево на всем протяжении и на иных автодорогах, ровность покрытия которых не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-93.
Из ответа Министерства транспорта и автомобильных дорог от ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение следует, что в текущем году планируется выполнить проектно-изыскательские работы на капитальный ремонт указанных участков дорог с последующим включением данных объектов в план строительно-монтажных работ
Согласно Актов выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ г., на участках автодорог «Урал-Муханово»-Тимашево км. 0-1500, и «Урал-Муханово» -Садгород-Чернигово-Марково с км. 0+500-1+500 выявлены недостатки в содержании дороги – дефекты дорожного покрытия, выбоины, размеры превышают по длине 15 см., ширине 60 см., глубине 5 см. Площадь повреждений составляет более 7 кв. м на 1000 кв. м. покрытия. Акты составлены в присутствии двух свидетелей.
Свидетели указаны не как специалисты, поэтому довод представителя Министерства транспорта и автомобильных дорог о том, что они не являются специалистами, обладающими специальными познаниями в области установления наличия или отсутствия нарушения норм ГОСТ и СНИП. на автомобильных дорогах.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения является поводом к возбуждению дела об административном правонарушению. При этом Кодексом не предусмотрено оформление какого-либо распорядительного документа для проведения проверки и предъявление такого документа лица, в отношении которого проводится проверка.
ДД.ММ.ГГГГ инспектором ГИБДД МОМВД России «Отрадненский» ФИО5 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении юридического лица Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
Копия указанного определения направлена в Министерство ДД.ММ.ГГГГ (№)
Кроме того, МО МВД РФ «Отрадненский» вынесено определение о вызове законного представителя юридического лица на ДД.ММ.ГГГГ к 10.00 часам, для дачи объяснений и составления административного протокола в рамках административного расследования, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ по факту нарушения ст. 12.34 КоАП РФ.
При этом в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и в определении о вызове законного представителя юридического лица указаны выявленные нарушения.
ДД.ММ.ГГГГ в присутствии представителя юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении <адрес>, совершенном юридическим лицом Министерством транспорта и автомобильных дорог по ст. 12.34 КоАП РФ. При этом представитель юридического лица в объяснениях указал, что не согласен в виду отсутствия вины министерства, министерство, реализуя свои полномочия, включило в план проектирования капитального ремонта вышеуказанные дороги в 2014 г. приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 57, при этом представителю были разъяснены права и обязанности, а также указано место и время рассмотрения дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается подписью в протоколе. Также в протоколе указано, что к нему прилагается в т.ч. 2 акта выявленных недостатком от ДД.ММ.ГГГГ г., фотоматериалы на 13 л.
В силу действия ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ материалы фотосъемки могут быть отнесены к документам, имеющим силу доказательств. Порядок получения доказательств в виде фотографий, а также порядок проведения фотосъемки процессуально нигде не закреплен. В связи с изложенным, суд считает представленные фотоматериалы достоверными, относимыми и допустимыми.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог вынесено постановление <адрес> о привлечении к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Согласно приказу Министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень объектов проектирования по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области и объемов их финансирования на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов, финансируемых в рамках госпрограммы Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области (2014-2015 годы)». В указанный перечень входят вышеуказанные участки дорог
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе:
разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов;
осуществления деятельности по организации дорожного движения;
материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;
осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно Положения о министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № (ДД.ММ.ГГГГ) :
1.1. Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление в сфере транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства Самарской области и ответственным за координацию основных направлений реализации государственной политики в области развития транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства, проводимой с целью повышения уровня жизни населения Самарской области.
1.6. На Министерство возлагается решение следующих задач:
обеспечение безопасности на объектах транспорта в Самарской области;
обеспечение эффективного использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области и осуществление дорожной деятельности в Самарской области;
2.1. В ведении Министерства находится
государственное регулирование организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом общего пользования в пригородном и межмуниципальном сообщении;
государственное управление автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения в Самарской области;
подготовка предложений по совершенствованию системы финансирования дорожного хозяйства, участие в работе по привлечению иностранных и российских инвестиций, кредитов и займов финансовых организаций для осуществления программ развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области;
формирование региональной стратегии функционирования транспортной системы, развития дорожного хозяйства Самарской области на основе транспортной стратегии России и государственных программ Российской Федерации;
2.2. В рамках закрепленных предметов ведения Министерство осуществляет следующие полномочия:
2) финансирует в пределах предоставленных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальные и текущие расходы по направлениям, относящимся к предметам ведения Министерства;
3) формирует в установленном действующим законодательством порядке бюджетные заявки на финансирование расходов за счет средств областного и федерального бюджетов;
4) осуществляет функции заказчика-застройщика в сфере дорожного хозяйства и транспортно-логистического комплекса, а также при реализации инвестиционных и инновационных проектов (программ) в соответствии с установленными полномочиями;
5) осуществляет подготовку аналитических докладов, информационных справок и отчетов о состоянии транспортного комплекса, дорожного хозяйства;
8) организует разработку и реализацию государственных программ Самарской области в установленной сфере деятельности, в том числе научно-технических и инновационных программ и проектов;
13) осуществляет планирование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области;
18) принимает решения о подготовке документации по планировке территории в целях размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области, определения границ полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области, а также в целях размещения объектов, являющихся технологическими частями конструктивных элементов автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области, дорожных сооружений и объектов дорожного сервиса;
24) организует учет автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области, объектов дорожного сервиса, расположенных в полосах отвода, учет интенсивности движения транспортных средств, диагностику и оценку транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области;
25) анализирует состояние безопасности дорожного движения, разрабатывает и реализует меры по повышению безопасности движения за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области, а также по обустройству их объектами дорожного сервиса;
44) осуществляет контроль за соблюдением межремонтных сроков и принимает решения о выполнении ремонтно-восстановительных работ, замене или реконструкции автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области;
51) осуществляет рациональное использование, содержание и эксплуатацию находящегося в оперативном управлении Министерства имущества, а также автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области;
63) обеспечивает осуществление дорожной деятельности;
64) согласовывает проведение ремонтных работ в отношении пересечений с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения в Самарской области и примыканий к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения в Самарской области.
Согласно Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог"
- п. 2. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
- п. 3. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится:
в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением;
- п.4. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.
2) параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющихся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (эксплуатационное состояние автомобильной дороги):
продольная ровность и колейность дорожного покрытия;
сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин;
прочность дорожной одежды;
грузоподъемность искусственных дорожных сооружений;
объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;
-п. 7. По результатам оценки технического состояния автомобильной дороги:
1) устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов.
Согласно Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 410 (ред. от 07.07.2003) "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации"
- п. 10.2.7.2. По результатам контрольных проверок должностным лицам, нарушившим правила ремонта и содержания дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов, готовится предписание за подписью главного государственного инспектора безопасности дорожного движения с указанием сроков устранения выявленных недостатков, соответствующих ГОСТу Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В случае невыполнения предписания составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса.
При выявлении нарушений правил ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, по которым ГОСТом Р 50597-93 не установлен срок устранения выявленных недостатков, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса.
- п. 10.2.8. Повседневный надзор.
10.2.8.1. Повседневный надзор за условиями движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помехи движению и угрозу его безопасности, и производится инспекторами ДПС и государственными инспекторами дорожного надзора.
10.2.8.2. В ходе повседневного надзора за условиями движения контролируется состояние технических средств организации дорожного движения, эксплуатационное состояние дорог и инженерных сооружений, соблюдение требований по обеспечению безопасности движения при проведении ремонтно-строительных и других работ на дорогах.
10.2.8.4. При обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, инспектор ДПС докладывает о них дежурному подразделения ГИБДД, составляет акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (приложение 8) и действует по указанию дежурного.
Согласно «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 221)
- п. 3.1.1. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 1. Срок устранения недостатков от 5-10 суток.
- п. 3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
- п. 3.1.3. Ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице.
Таким образом, Орган ГИБДД действовал согласно действующего законодательства, его действия не противоречат указанному Приказу МВД, по результатам повседневного надзора были выявлены дефекты дорожного покрытия, сведения об устранении указанных дефектов или попыток их устранить в предусмотренные ГОСТом сроки Министерством транспорта и автомобильных дорог не представлено. Кроме того, о выявленных дефектах указанных дорог, Министерству было известно в октябре 2013 года, о проделанных работах нет никаких сведений. Кроме того, такие сведение не предоставлены и на момент рассмотрения жалобы в суде.
Согласно акта осмотра автодорог, обслуживаемых филиалом «К-Черкасское ДЭУ» от ДД.ММ.ГГГГ г., при осмотре автомобильных дорог «Урал-Муханово»-Тимашево», а\д «Урал-Муаново»-Садгород-Чернигово-Марково, а/д «К-Черкассы-Александровка»-Хилково-Безречье, комиссия дала заключение, что выбоины на покрытии, превышающие предельно нормативные отсутствуют. Однако, суд учитывает, что акт не заверен печатью и по мнению суда, не соответствует действительности, что подтверждается обозреваемыми в судебном заседании фотографиями и выявленные нарушения подтверждаются представленными суду документами.
Доказательства принятия надлежащих, исчерпывающих и своевременных мер по недопущению рассматриваемых правонарушений заявителем не представлено.
Доводы о том, что министерство не имеет иных источников дохода, кроме выделенных целевых денежных средств, не могут быть приняты по внимание, поскольку доказательств отсутствия таких средств Министерством не представлено, не представлены и сведения о попытках получить дополнительное бюджетное финансирование из областного и федерального бюджета, иных законных способов привлечения средств на указанные нужды.
Как установлено в судебном заседании, Министерство транспорта и автомобильных дорог уведомлялось ОГИБДД МО МВД РФ «Отрадненский» о том, что на указанных участках дорог сконцентрировано большое количество дорожно-транспортных происшествий, в т.ч. в которых погибли либо получили ранения участники дорожно-транспортных происшествий. То есть, пользование указанными дорогами угрожает безопасности участникам дорожного движения.
Доводы о том, что между Министерством и ГКП <адрес> «Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования в <адрес>» были заключены государственные контракты от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в <адрес>, предусматривающие, в том числе содержание вышеуказанных автомобильных дорог, на периоды 2010 -2012, 2013 и 2014 годов соответственно, суд не принял во внимание, поскольку из ответа Министерства транспорта и автомобильных дорог от ДД.ММ.ГГГГ г., что только в текущем году, т.е. в 2014 г., планируется выполнить проектно-изыскательские работы на капитальный ремонт указанных участков дорог с последующим включением данных объектов в план строительно-монтажных работ.
Министерством не приняты все возможные зависящие от него меры по обеспечению безопасности дорожного движения, а, следовательно, согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ является виновным в совершении административного правонарушения.
Согласно ст. 2.1. ч. 2 КоАП РФ Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статья 12.34 КоАП РФ предусматривает административную ответственностью за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены постановления о привлечении Министерства транспорта и автомобильных дорог к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности Министерство транспорта и автомобильных дорог по ст. 12.34 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. оставить без изменения, жалобу Министерства транспорта и автомобильных дорог на указанное постановление без удовлетворения.
Судья В.А. Петров