12-66-2015
Р Е Ш Е Н И Е
с. Черниговка 17 декабря 2015 г.
Федеральный судья Черниговского районного суда Приморского края Т.В. Жесткова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Карпенко Дениса Александровича на постановление заместителя директора департамента по тарифам Приморского края № 27-88П/2015 от 18.08.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – и.о. директора МУП ВКХ «Сибирцевское» Карпенко Д.А.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя директора департамента по тарифам Приморского края от 18.08.2015 должностное лицо – и.о. директора МУП ВКХ «Сибирцевское» Карпенко Д.А. привлечен к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ за нарушение порядка ценообразования по квалифицирующему признаку иное нарушение порядка ценообразования, выразившееся в применении не установленных департаментом нормативов в период с января по март 2015 года при формировании платы за жилищно-коммунальные услуги, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Карпенко Д.А. обратился с жалобой, мотивируя тем, что постановление является незаконным и подлежит отмене, поскольку при рассмотрении настоящего дела не были отражены обстоятельства, указанные в ч.ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ. Постановлением департамента по тарифам Приморского края №27-87П/2015 от 18.08.2015 определено, что органом, уполномоченным устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, является департамент по тарифам Приморского края. В целях реализации указанных полномочий 26.06.2013 департаментом принято постановление №39/35 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на территории Черниговского муниципального района». Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» внесены изменения в Постановление Правительства № 306, согласно которым при наличии технической возможности установки коллективных приборов учета нормативов потребления коммунальных услуг или общих (квартирных) или общих (квартирных) приборов учета нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях определяется с учетом повышающего коэффициента, который с 01.01.2015 по 30.06.2015 составляет 1,1. Полагает, что предприятие обоснованно применило данный повышающий коэффициент к нормативу на услуги водоотведения. Поскольку он был привлечен к административной ответственности при отсутствии вины, как части состава административного правонарушения, просит постановление признать незаконным и отменить.
В судебном заседании заявитель Карпенко Д.А. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, дополнив, что порядок повышающего коэффициента в Постановлениях Правительства РФ №1380 от 17.12.2014 и №306 от 23.05.2006 не указан. Данный порядок определен Письмом Минстроя России от 18.03.2015 №7288-ач/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг». Поэтому в момент применения повышающего коэффициента в январе 2015 г. он не мог знать и не знал, что норматив потребления с применением повышающего коэффициента необходимо установить органом государственной власти. Кроме того, ему определено наказание в виде административного штрафа в сумме 50000 руб., которая для него является значительной, поскольку его среднемесячная заработная плата составляет 40000 руб., он ежемесячно вносит платежи по банковскому кредиту в сумме 15000 руб. Просит постановление отменить и производство по делу прекратить.
Представитель департамента по тарифам Приморского края о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен, в суд не явился, просит дело рассмотреть без его участия.
Директор департамента по тарифам Приморского края направил в суд отзыв, указав, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, поскольку применение ресурсоснабжающей организацией нормативов потребления коммунальных услуг с учетом повышающих коэффициентов возможно только при условии принятия уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ (департаментом) соответствующего нормативно-правового акта. Нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе водоотведения, с применением повышающих коэффициентов были утверждены постановлением департамента от 12.08.2015 №33/26 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 26.06.2013 №39/35 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на территории Черниговского муниципального района», то есть нормативы потребления коммунальных услуг водоотведения с применением повышающего коэффициента для потребителей, находящихся на территории Черниговского муниципального района, департаментом установлены не были. Просит обжалуемое постановление оставить без изменения, а поданную жалобу без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы, выслушав заявителя Карпенко Д.А., принимая во внимание мнение помощника прокурора Черниговского района Приморского края Савченко Е.С., полагавшего обжалуемое постановление законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, а жалобу – без удовлетворения, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24. 1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выявление обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, административным правонарушением является невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний, содержащихся в определенных правилах.
Частью 2 ст.14.6 КоАП РФ предусмотрено, что занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Как следует из материалов дела, административный орган, установив нарушение обязательных требований к порядку ценообразования при формировании платы за предоставление услуги по водоотведению, привлек должностное лицо - руководителя МУП ВКХ «Сибирцевское» Сибирцевского городского поселения Карпенко Д.А. к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Доводы Карпенко Д.А. об обоснованном применении повышающего коэффициента к нормативу на услуги водоотведения в размере 1.1 не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеприведенной нормы Постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, согласно п.3 которых нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Пунктом 9.20 Положения о Департаменте по тарифам Приморского края установлено, что Департамент по тарифам Приморского края является органом, утверждающим нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению.
В целях реализации вышеуказанных полномочий Департаментом по тарифам Приморского края принято постановление от 26.06.2013 №39/35 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на территории Черниговского муниципального района Приморского края».
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 №1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» утверждены изменения в Постановление Правительства РФ №306 от 23.05.2006, согласно которым при наличии технической возможности установки коллективных, индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета норматив потребления коммунальных услуг в жилых помещениях определяется с учетом повышающего коэффициента, который с 01.01.2015 по 30.06.2015 составляет 1,1.
Согласно письма Минстроя России от 18.03.2015 № 7288-ач/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг», органам государственной власти субъектов РФ необходимо определить для каждого вида коммунальных услуг нормативы потребления без применения повышающего коэффициента и нормативы потребления с применением повышающего коэффициента. Полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг наделены только уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ. При отсутствии нормативного акта субъекта РФ, устанавливающего "повышенный норматив" потребления коммунальных услуг исполнитель коммунальных услуг не вправе самостоятельно применять повышающий коэффициент к нормативу потребления.
Таким образом, руководитель МУП ВКХ «Сибирцевское» Сибирцевского городского поселения при отсутствии нормативного акта субъекта РФ, устанавливающего повышенный норматив потребления коммунальных услуг, не вправе был самостоятельно, без издания нормативного акта субъекта РФ применять повышающий коэффициент к нормативу потребления.
Тем самым руководитель МУП ВКХ «Сибирцевское» Сибирцевского городского поселения Карпенко Д.А., издавший приказ об увеличении нормативов потребления коммунальных услуг при формировании платы за жилищно-коммунальные услуги, совершил вышеназванное административное правонарушение.
Существенных нарушений процессуальных требований при вынесении постановления заместителем директора Департамента по тарифам Приморского края, которые бы не позволили ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.
Доводы Карпенко Д.А. о том, что в его действиях состав административного правонарушения отсутствует, являются несостоятельными, оснований для отмены постановления заместителя директора департамента по тарифам Приморского края № 27-88П/2015 от 18.08.2015 не имеется.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в действиях Карпенко Д.А. не установлено.
В качестве обстоятельства, смягчающего его административную ответственность, следует признать предотвращение им вредных последствий административного правонарушения, поскольку приказом руководителя МУП ВКХ «Сибирцевское» Сибирцевского городского поселения Карпенко Д.А. от 29.05.2015 №28/1-о приказ об увеличении нормативов потребления коммунальных услуг с учетом повышающего коэффициента 1,1 признан недействительным с произведением потребителям коммунальных услуг перерасчета с января 2015 г.
Частью 1 ст. 3.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
На основании изложенного, учитывая имущественное положение Карпенко Д.А., среднемесячная заработная плата которого составляет 40677 руб., из которых 15000 руб. последний выплачивает ежемесячно в виде долга по кредиту, а также с учетом наступивших последствий считаю, что назначенный виновному лицу административный штраф в размере 50000 руб. не в полной мере соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, в связи с чем, принимая во внимание требования п. 2.2. ст. 4.1 КоАП РФ, может быть снижен ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, до 25000 руб.
Нарушений порядка привлечения должностного лица Карпенко Д.А. к административной ответственности, которые существенно нарушили бы его права и могли служить достаточными основаниями для признания оспариваемого постановления незаконным, не установлено.
По изложенному и, руководствуясь ст. ст. 30. 7, 30. 8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя директора департамента по тарифам Приморского края № 27-88П/2015 от 18.08.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – и.о. директора МУП ВКХ «Сибирцевское» Карпенко Д.А. изменить, снизив размер административного штрафа, наложенного на Карпенко Д.А., до 25000 руб.
В остальной части постановление заместителя директора департамента по тарифам Приморского края № 27-88П/2015 от 18.08.2015 оставить без изменения, а жалобу Карпенко Д.А. - без удовлетворения.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Черниговский районный суд.
Судья Т. В. Жесткова