ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-66/2021 от 04.03.2021 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 12-66/2021 (92RS0004-01-2020-002650-80)

РЕШЕНИЕ

г. Новороссийск 04 марта 2021 года

Судья Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края Чанов Г.М.,

при секретаре Селиховой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «АвиаВторРесурс» на постановление ведущего специалиста-эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Подрез В.Т. от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «АвиаВторРесурс»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением ведущего специалиста-эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «АвиаВторРесурс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «АвиаВторРесурс» подал на него жалобу в Нахимовский районный суд города Севастополя.

Определением судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ. указанная жалоба направлена по подведомственности в Балаклавский районный суд города Севастополя.

Определением судьи Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ. жалоба директора ООО «АвиаВторРесурс» передана для рассмотрения по подведомственности в Приморский районный суд г. Новороссийска.

Определением судьи Приморского районного суда г. Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ. жалоба директора ООО «АвиаВторРесурс» передана для рассмотрения по подведомственности в Октябрьский районный суд г. Новороссийска.

В обоснование жалобы заявителем указано следующее. Экспертное заключение, положенное в основу оспариваемого постановления, заявитель считает ненадлежащим и недопустимым доказательством по делу. Определение о назначении экспертизы не было доведено до сведения заявителя, в постановлении не указана дата его вынесения. Фактический отбор проб морской воды осуществлялся в рамках проведения транспортной полицией проверки, а не в рамках ведения административного производства должностным лицом Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора. Пробы морской воды ДД.ММ.ГГГГ были отобраны в присутствии представителей ООО «АвиаВторРесурс», не уведомленных надлежащим образом о проведении экспертизы, не уполномоченных заявителем на участие в этом процессуальном действии, а также вне рамок ведения дела об административном правонарушении. Протокол отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ не содержит информации когда и каким образом пробы были доставлены для проведения испытаний в лабораторию, каким образом происходила транспортировка и хранение проб, что дает основания сомневаться в достоверности полученных результатов экспертиз. Выводы загрязнении Севастопольской бухты в результате осуществления деятельности за столь короткий срок являются необоснованными. ООО «АвиаВторРесурс» установлены боновые заграждения, обеспечивающие эффективную локализацию возможных зон разлива нефтепродуктов и водонерастворимых загрязняющих веществ по поверхности воды.

В связи с изложенным заявитель просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание участники процесса не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем прихожу к выводу о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость государственного экологического надзора; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды; международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Согласно ч.2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 56 Водного кодекса РФ проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе, объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Территориальное море Российской Федерации (далее - территориальное море) - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона (ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации").

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" Государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - государственная экологическая экспертиза): является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.

Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

Документы и (или) документация, обосновывающая хозяйственную деятельность по утилизации кораблей, в территориальных водах РФ, является объектом государственной экологической экспертизы на основании п.7 ст.11 Федерального закона РФ от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Таким образом, ООО «АвиаВторРесурс» может осуществлять хозяйственную деятельность по утилизации кораблей только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в невыполнении требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансировании или реализации проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в целях систематического наблюдения за исполнением требований, установленных в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ в области охраны окружающей среды, в соответствии с приказом Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГОб утверждении планового (рейдового) задания» специалистами Управления проведено обследование акватории водоохранной зоны Черного моря Севастопольской бухты, и входящих в ее состав бухт (<адрес>).

По результатам визуального осмотра установлено, что в акватории Севастопольской бухты, в районе <адрес>, в районе точки с географическими координатами на стапельном пуске, (на открытой площадке, находящейся на территории, прилегающей к причалу по адресу: <адрес>), неустановленными лицами осуществляется резка (утилизация) судна (подводной лодки). Часть судна расположена в акватории Севастопольской бухты, вторая половина судна подверглась резке. В ходе обследования специалистами <данные изъяты>» были взяты пробы морской воды на предмет загрязнения акватории Черного моря.

Вышеуказанные виды работ могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

В ходе проведения рейдового обследования установить лиц, совершивших указанное правонарушение, не представилось возможным.

По результату проведеения обследования был составлен Акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 14.05.2020г.

В связи с тем, что хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море без положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользования природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря, является нарушением п.2 ст. 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», п. 2 ст. 56 Водного кодекса РФ, а также ввиду невозможности на момент обследования установления лиц, причастных к правонарушению, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Подрезом В.Т. ДД.ММ.ГГГГ. по данным фактам было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неустановленных лиц по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления от <данные изъяты>» поступило экспертное заключение по результатм экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому в ходе сравнительного анализа результатов лабораторных исследований и проб морской воды, отобранных ДД.ММ.ГГГГ. на акватории Черного моря Севастопольской бухты в районе причала в точке с географическими координатами с нормативами ПДК загрязняющих веществ, установленных для водоемов рыбохозяйственного значения было выявлено превышение по содержанию «железа общего» в 4.2 раза.

Согласно ответу Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в автоматизированной системе «Управление государственным и муниципальным имуществом» Департамента состоит на учете договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с КН расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> площадью 80538кв.м, арендатор – <данные изъяты>», вид разрешенного использования: для обслуживания Севастопольского производственного отдела <данные изъяты>» по заготовке и переработке металлического лома, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок находится в собственности города федерального значения Севастополь и передан в аренду ГУП ГС «Севастопольский морской порт» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем в адрес Управления поступило письмо от Севастопольского линейного отделения полиции МВД России на транспорте о предоставлении информации о ранее проводимых проверках по факиту проведеня работ на территории причала 52, а также на прилегающей к ней территории по адресу: <адрес>, и выделении специалиста для принятия участия в совместных проверочных мероприятиях, проводимых Севастопольским ЛОП.

В соответствии с письмом Севастопоьского ЛОП от ДД.ММ.ГГГГ и на основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора – О от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии участия ДД.ММ.ГГГГ. ведущим специалистом-экспертом Крымского отдела государственного надзора на море ФИО1» принял участие в качестве специалиста в проверке, проводимой Севастопольским ЛОП на территории причала , а также прилегающей к нему территории.

В результате проверки установлено, что территория причала , а также прилегающей к нему территории расположены на земельном участке с КН по адресу: <адрес> На вышеуказанной территории ООО «АвиаВторРесурс» осуществляет деятельность, связанную с утилизацией военных кораблей.

На момент проверки установлено, что при ведении своей хозяйственной деятельности ООО «АвиаВторРесурс» в границах водной части склиза выявлен факт замусоривания акватории Севастопольской бухты металлическими фрагментами, предположительно, от дизельной подводной лодки.

В ходе проведения проверки сотрудниками Севастопольского ЛОП были взяты пояснения у начальника производственного коммерческого участка по утилизации кораблей ООО «АвиаВторРесурс» ФИО5, согласно которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у ООО «АвиаВторРесурс» отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы на проведение работ, связанных с утилизацией военного корабля во внутренних морских водах (в акватории Севастопольской бухты), пояснения зафиксированы протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, начальник производственного коммерческого участка по утилизации кораблей ООО «АвиаВторРесурс» ФИО5 пояснил, что в водной части склиза (территории, прилегающей к причалу по адресу: <адрес>) осуществляются демонтажные работы верхней части корпуса и внутреннего оборудования подводной лодки с целью ее облегчения для дальнейшего подъема подводной лодки из водной части склиза на сухую часть склиза Демонтажные работы проводились в водной части склиза при помощи газовой резки.

В ходе проведения административного расследования было вынесено определение о назначении экспертизы с целью определения степени негативного воздействия на окружающую среду деятельности ООО «АвиаВторРесурс».

В установленном законом порядке ООО «АвиаВторРесурс» было уведомлено о времени и месте составления протокола, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

При составлении протокола об АП представителем Общества были поданы пояснения, согласно которым на момент составления протокола у Общества отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы на хозяйственную деятельность, связанную с утилизацией дизельной подводной лодки. Отсутствие положительной экспертизы связано с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой в регионе. Также представлена копия письма в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой определения места организации проведения Государственной экологической экспертизы.

Дополнительно были предоставлены технический отчет о выполнении комплекса инженерных изысканий, материалы оценки воздействия на окружающую среду.

Указанная проектная документация не утверждена и не получила положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Вместе с тем, в соответствии с техническим заданием, заявкой на проведение лабораторных исследований, а также заявкой на экспертное сопровождение ДД.ММ.ГГГГ специалистами <данные изъяты>» в присутствии представителей ООО «АвиаВторРесурс» были взяты пробы морской воды на предмет загрязнения в водной части склиза.

Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены превышения по содержанию загрязняющих веществ.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения административного правонарушения подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.

Указанные доказательства являются допустимыми и достаточными в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что экспертное заключение, положенное в основу оспариваемого постановления, является несостоятельным, поскольку не основан на законе и опровергается материалами дела.

ООО «АвиаВторРесурс» может осуществлять хозяйственную деятельность по утилизации кораблей в территориальных водах РФ только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Однако сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы документов, обосновывающих хозяйственную деятельность во внутренних морских водах РФ в Черноморо-Азовском морском управлении Росприроднадзора отсутствуют.

Таким образом, административный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица ООО «АвиаВторРесурс» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении основано на материалах дела, соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Нарушений норм административного законодательства, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого постановления, не установлено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, основания для изменения вида наказания отсутствуют.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление ведущего специалиста-эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Подрез В.Т. от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «АвиаВторРесурс» оставить без изменения, жалобу директора ООО «АвиаВторРесурс» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней с момента вынесения или получения решения суда.

Судья Г.М. Чанов