ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-66/2021 от 16.08.2021 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

16 августа 2021 года г. Ахтубинск Астраханской области

Судья Ахтубинского районного суда Астраханской области Шалекешов А.Х., при секретаре Кештовой Р.В., с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шурыгина А.Н., рассмотрев жалобу на постановление государственного инспектора межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Бочарниковой Р.Р. от 18 июня 2021 года , вынесенное в отношении юридического лица – Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 15644» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской, Волгоградской областям Бочарниковой Р.Р. от 18 июня 2021 года , юридическое лицо ФКУ «Войсковая часть 15644» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, представитель юридического лица обжаловал его, ссылаясь на тот факт, что не был исследован вопрос - каким юридическим лицом эксплуатировались резервуары. Также не учтено, что данные резервуары были переданы войсковой части 15644 для организации сохранности, а не в пользование. Данные резервуары не состояли и не состоят на материально-финансовом учете войсковой части. До начала проверки в августе 2020 года, командованием войсковой части 15 644 принимались меры в рамках предоставленных полномочий по устранению выявленных нарушений. О рассмотрении дела 18 июня 2021 года командованию войсковой части 15644 стало известно только 15 июня 2021 года, в связи с чем, у представителя было мало времени на подготовку.

В судебном заседании защитник юридического лица Шурыгина А.Н. заявленные требования поддержала, просила отменить постановление, производство по делу прекратить. Также просила отменить предписание и представление, вынесенные по делу. Должностными лицами не учтено, что указанные в протоколе и постановлении резервуары не состояли на балансе войсковой части 15 644. Данной войсковой частью только обеспечивается их сохранность. Объекты войсковой части 15 644 не используют мазут, только техника. Должностными лицами не были привлечены другие лица, в частности, Южного военного округа. Учитывая финансирование из бюджета и конкурсные процедуры, войсковая часть не сможет устранить нарушения в шестимесячный срок, установленный предписанием.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника юридического лица, прихожу к следующему.

Согласно статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, выражается в действиях или бездействии, состоящих, в том числе в несоблюдении экологических требований при эксплуатации сооружений, иных объектов капитального строительства.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ч. 1 ст. 39 ФЗ).

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании обращения гражданина Мамаева С.Х. по поводу вероятной экологической катастрофы (излива нефтепродуктов из металлических емкостей) в г. Знаменске Астраханской области, проведена проверка.

19 августа 2020 года был издан приказ о проведении рейдового осмотра, в ходе которого 20 августа 2020 года с 12 часов 40 минут по 15 часов 20 минут установлено, что по адресу: <адрес>, в границах географических координат N , N E , на расстоянии 12 метров друг от друга находятся металлические емкости в количестве 4 штук, на дне которых находится вязкая жидкость черного цвета, предположительно нефтепродуктов. Также при осмотре территории выявлен излив на почву из четырех металлических емкостей (резервуаров) вязкой жидкости черного цвета, предположительно нефтепродуктов, общей площадью 655 кв.м.

Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по АО отобраны пробы почвы и отходов. По результатам проведенных измерений почвы выявлены превышения по содержанию нефтепродуктов: в точке № 2 – в 3, 5 раза по отношению к фоновой точке № 1, в точке № 2’ – в 71, 5 раза по отношению к фоновой точке № 1’, в точке № 3 – в 5, 1 раза по отношению к фоновой точке № 1, в точке № 3’ – в 15, 1 раз по отношению к фоновой точке № 1’, в точке № 4 – в 3, 4 раза по отношению к фоновой точке № 1, в точке № 4’ – в 12, 5 раза по отношению к фоновой точке № 1’, в точке № 5 – в 6, 2 раза по отношению к фоновой точке № 1, в точке № 5’ – в 6, 1 раз по отношению к фоновой точке № 1’, в точке № 6 – в 2, 5 раза по отношению к фоновой точке № 1’, в точке № 7’ – в 1, 6 раза по отношению к фоновой точке № 1’, в точке № 8 – в 1, 9 по отношению к фоновой точке № 1, в точке № 8’ – в 6, 5 раз по отношению к фоновой точке № 1’.

Согласно экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по АО от 28 августа 2020 года № , проанализированные пробы отходов могут быть отнесены к 4 классу опасности для окружающей природной среды. На основании вышеуказанных сведений, произведен расчет ущерба, причиненного почве, как объекту окружающей среды, который составил 720 500 рублей.

06 ноября 2020 года возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование в отношении неустановленного круга лиц.

В ходе административного расследования было установлено, что согласно приказу начальника Знаменского гарнизона «О закреплении казарменно-жилищного, коммунального и технологического фондов 4 ГЦМП за войсковыми частями и организациями» от 13 декабря 2013 года № и приложением № 1 к нему сварной резервуар ГП № , сварной резервуар № , нулевой резервуар ГП № и резервуар ГП № закреплены за Центром обеспечения полигона войсковой части 15644.

Согласно п.п. 1, 2 данного приказа, командирам войсковых частей и организаций приказано организовать сохранность выведенных из эксплуатации и переведенных в пятую категорию зданий и сооружений и смонтированного в них комендантского оборудования, привести внутреннюю эксплуатационно-техническую (паспортную документацию) на здания, сооружения и оборудования в надлежащий порядок.

Прихожу к выводу о том, что указанное выше определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования должностным лицом вынесено в пределах своих полномочий.

Основания для проведения административного расследования, с учетом поступившего обращения, имелись.

Факт совершения правонарушения и виновность войсковой части 15644 в нем подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: обращением гражданина с фотоматериалами, приказом о проведении рейдового осмотра от 19 августа 2020 года, актом обследования территории от 20 августа 2020 года, экспертным заключением от 27 августа 2020 года , протоколом измерений от 27 августа 2020 года, протоколом биотестирования от 27 августа 2020 года, экспертным заключением от 28 августа 2020 года , протоколом отбора проб от 20 августа 2020 года, ответом военного прокурора Знаменского гарнизона от 08 августа 2020 года, приказом начальника Знаменского территориального гарнизона от 13 декабря 2013 года , протоколом об административном правонарушении от 26 февраля 2021 года.

Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что войсковая часть 15644 не должна нести ответственности за нарушения, связанные с указанными топливными резервуарами, не соответствуют материалам дела об административном правонарушении, в котором содержатся сведения о закреплении данных резервуаров за указанным юридическим лицом.

При изложенных обстоятельствах, должностное лицо Управления Росприродназора сделало верный вывод о наличии в действиях войсковой части 15644 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Доводы о наличии процессуальных нарушений, своего подтверждения не нашли. Учитывая общий срок административного расследования, у юридического лица имелось достаточно времени для представления доказательств и заявления своих доводов.

То, что войсковая часть 15644 является бюджетной организацией, учтено при назначении наказания, которое назначено в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1, 4.2 КоАП РФ.

Также, при указанных обстоятельствах, не имеется оснований для отмены вынесенных предписания и представления об устранении нарушений.

Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, основания для его отмены или изменения отсутствуют.

Руководствуясь статьями 30.7–30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решил:

Постановление государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской, Волгоградской областям Бочарниковой Р.Р. от 18 июня 2021 года , вынесенное в отношении юридического лица ФКУ «Войсковая часть 15644» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу представителя по доверенности Ивановой Л.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда.

Судья Шалекешов А.Х.