ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-66/2021 от 30.06.2021 Радужнинского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 12-66/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе постановление по делу

об административном правонарушении

30 июня 2021 года город Радужный

Судья Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Студеникина Наталья Викторовна (628462, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра <...>), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2 №12-ОН от 19 февраля 2021 года о привлечении МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2 №12-ОН от 19 февраля 2021 года МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей (л.д. 77-82).

В жалобе на данное постановление генеральный директор МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» просит постановление должностного лица отменить, указав, что МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» были своевременно представлены 21 марта 2020 года следующие документы: декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2019 год, в соответствии с Постановлением Правительства от 24.12.2015 №1417; расчет суммы экологического сбора за 2019 год, по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.08.2016 №488. Оплата экологического сбора за 2019 год произведена своевременно 25.03.2020. Отчет о выполнении нормативов утилизации МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» был сдан 20.02.2021 года. В нарушении Правил утв. Постановлением Правительства РФ от 08 декабря 2015 года №1343 в адрес МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» требования о необходимости предоставления отчетности не поступало. Порядок проведения проверки в отношении МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» был не соблюден, поскольку в нарушение процедуры проведения внеплановой проверки распоряжение о проверке в адрес юридического лица не направлялось, акт проверки не составлялся, процедура согласования проведения проверки органом контроля в прокуратуре не получено. Просит постановление Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19 февраля 2021 года №12-ОН отменить (л.д.4-5).

В дополнении к жалобе на постановление генеральный директор МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» указал, что наложенный административный штраф несоразмерен тяжести совершенного правонарушения, так как 70 000 рублей является крупной суммой для предприятия. МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» не вовремя сдало отчетность не умышленно, и это не повлекло причинение вреда окружающей среде и третьим лицам, негативные последствия не возникли, ранее аналогичное правонарушение предприятием не совершалось (л.д.48-49).

В отзыве на жалобу представитель административного органа указал, что в отношении МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» не проводилось мероприятий, связанных с плановыми и внеплановыми проверками, предусмотренными ст.ст.9,10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ. Юридические лица, в обязанность которых входит осуществление учета и контроля выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации, руководствуются исключительно правилами взимания экологического сбора, которыми установлен порядок, форма и сроки предоставления отчетности (л.д. 25-28).

В судебном заседании представитель МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» ФИО3, действующая на основании доверенности №03-03/6-21 от 16 февраля 2021 года, доводы жалобы поддержала, по основаниям, изложенным в ней, просила постановление Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19 февраля 2021 года №12-ОН отменить.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ предусмотрено, что непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пунктам 1, 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета (пункт 1). Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке (пункт 2).

В силу п. 2 ст. 24.2 названного Федерального закона перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» предусмотрено, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности ее работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2015 года № 1342 утверждены Правила представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров (далее по тексту - Правила), в соответствии с которыми установлены порядок, форма и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в отношении товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года № 2970-р.

В соответствии с пунктом 3 Правил, отчетность представляется: а) производителями товаров в отношении: товаров, произведенных на территории Российской Федерации и упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации б) импортерами товаров в отношении: товаров, ввезенных из государств - членов ЕЭС товаров импортированных из третьих стран в Российской Федерации упаковки товаров, ввезенных из государств - членов ЕЭС упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил установлено, что отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Отчетным периодом для представления отчетности признается календарный год (пункт 9 Правил).

В силу пункта 11 Правил, отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» является прочие виды полиграфической деятельности, одним из дополнительных видов деятельности является печатание газет (л.д. 67-72).

Следовательно, в срок по 01 апреля 2020 года юридическое лицо, являясь плательщиком экологического сбора, обязано было направить в Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ в 2019 году готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, а также отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств в 2019 году, что также не оспаривается заявителем жалобы.

Однако указанные документы были направлены в уполномоченный орган 20 февраля 2021 года, то есть с нарушением срока.

Факт совершения административного правонарушения и вина МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, а именно: декларацией МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации за 2019 год; расчетом суммы экологического сбора за 2019 год; служебной запиской начальника межрегионального отдела администрирования платежей о том, что МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» не представили отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденную Постановлением Правительства российской Федерации от 08.12.2015 №1242 за 2019 год; протоколом об административном правонарушении №13-Ог от 26 января 2021 года, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Из чего следует, что выводы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении и выводы должностного лица, вынесшего постановление о назначении административного наказания о наличии в действиях МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ основаны на правильно и всесторонне установленных по делу фактических данных, подтверждены собранными по делу доказательствами.

Каких-либо процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении обжалуемого постановления должностными лицами не допущено. Бездействие МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ. Срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушен.

Вопреки доводам жалобы своевременное предоставление МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации за 2019 год, расчета суммы экологического сбора за 2019 год и своевременная уплата экологического сбора за 2019 год не свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, поскольку МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» привлечено к административной ответственности за несвоевременное предоставление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденную Постановлением Правительства российской Федерации от 08.12.2015 №1242 за 2019 год.

Доводы МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» о несоблюдении административным органом процедуры проведения внеплановой проверки являются несостоятельными.

Как следует из материалов дела, по факту не предоставления отчетности, в отношении МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» не проводилось мероприятий, связанных с плановыми и внеплановыми проверками, предусмотренными ст.ст.9,10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ.

Меры, принимаемые должностными лицами органа государственного надзора (контроля) в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, в рамках Федерального закона №294-ФЗ не исключают полномочий должностных лиц по делам об административных правонарушениях при проведении других видов и форм мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства в области природопользования.

Специальное административное расследование для установления факта не предоставления юридическим лицом отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, не требуется. Нарушения со стороны МУ\П 2Редакция газеты «Новости Радужного» были выявлены при непосредственном обнаружении должностным лицом Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора данных, указывающих на наличие в действиях юридического лица события административного правонарушения и все процессуальные действия были выполнены в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предоставляющей право уполномоченным должностным лицам возбуждать дела об административных правонарушения при установлении ими достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения, применительно к настоящему делу.

Таким образом, прихожу к выводу, что должностным лицом, при возбуждении настоящего административного производства, существенных нарушений требований и норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющих прийти к выводу о несоблюдении административным органом порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, не допущено.

Вместе с тем, в силу ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Совершенное МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» административное правонарушение посягает на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, вместе с тем, в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства того, что в результате правонарушения причинен вред окружающей среде, либо создана угроза причинения такого вреда. Бездействие МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений не повлекло. Следовательно, вмененное МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» правонарушение, выразившееся в несвоевременном представлении отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2019 год, в рассматриваемом случае является малозначительным. Доказательства, что МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» ранее совершались однородные правонарушения, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, обжалуемое постановление подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2 №12-ОН от 19 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» отменить.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объявив МУП «Редакция газеты «Новости Радужного» устное замечание.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Радужнинский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья /копия/ Н.В. Студеникина