УИД 28RS0008-01-2022-000709-48
Дело №12-66/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
16 июня 2022 года г.Зея Амурской области
Судья Зейского районного суда Амурской области Ворсина О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Золотой Стандарт» Баженовой И.А. на постановление начальника Зейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны ФИО1 -с от 21 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Зейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны ФИО1 -с от 21 апреля 2022 года юридическое лицо ООО «Золотой Стандарт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.48 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник юридического лица ООО «Золотой Стандарт» Баженова И.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что в оспариваемом постановлении не содержится сведений о том, по каким критериям нахождение в водоохранной зоне ручья Быстрый объектов, перечисленных в протоколе об административном правонарушении, отнесено к иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Указанное обстоятельство является юридически значимым, поскольку в соответствии с п. 3 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384, согласованию в территориальных органах Федерального агентства по рыболовству подлежат работы по осуществлению иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений, свидетельствующих о том. что на момент проведения проверки ООО «Золотой Стандарт» на ручье Быстрый велась какая-либо деятельность, осуществлялась золотодобыча либо проводились какие-либо иные работы, которые оказывают прямое или косвенное негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания. ООО «Золотой Стандарт» на участке Молчан, а также в пределах водоохраной зоны ручья Быстрый деятельность не ведет, сотрудников ООО «Золотой Стандарт» в вахтовом поселке нет. Согласно данным баланса (оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 за 01.01.2022-12.05.2022) в ООО «Золотой Стандарт» имеется только вагончик жилой мобильный на металлическом швеллере. Оборудование и техника для ведения добычных работ у ООО «Золотой Стандарт» отсутствует, для ведения сезонных работ в 2020, 2021 годах привлекались сторонние подрядные организации. В 2022 году договор подряда ни с одной организацией не заключался, работы не ведутся. Государственным инспектором Зейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны ФИО3 09.03.2022 установлено, что вахтовый поселок и техника находятся за пределами водоохраной зоны ручья Быстрый на расстоянии 64 м. от уреза воды (береговой линии) ручья Быстрый, а туалет - в 45,6 м. от уреза воды (береговой линии). В действительности, расстояние от жилого вагончика, расположенного на территории вахтового поселка, до туалета составляет менее 5 метров. Водоохранная зона ручья Быстрый составляет 50 м. в связи с чем туалет никак не может находиться в водоохранной зоне ручья. В материалах административного дела отсутствует информация о нахождении в металлической заправочной емкости нефтепродуктов и протечек нефтепродуктов, которые оказывают неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Кроме того, считает, что у контрольно-надзорного органа отсутствовали какие-либо законные основания для проведения проверки деятельности ООО «Золотой стандарт» в виде «патрулирования». В начале 2022 года ООО «Золотой Стандарт» оказалось в тяжелом положении, учредителями принято решение приостановить работы на участке Молчан, штат сотрудников сокращен до 3 человек. В такой ситуации, наказание в виде штрафа добавит дополнительную финансовую нагрузку на предприятие, а срыв сезона добычи в 2022 году может привести к его банкротству.
В судебное заседание законный представитель, защитник ООО «Золотой Стандарт» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Защитник Баженова И.А. направила в суд ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя юридического лица.
Должностное лицо, вынесшее постановление - начальник Зейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны ФИО1 в судебное заседание не явился, представил отзыв на жалобу, в котором указано о несогласии с доводами жалобы, т.к. 09.03.2022 Зейским межрайонным отделом государственного контроля, надзора и рыбоохраны проводилось обследование водных объектов в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений природоохранного законодательства в Зейском районе Амурской области. В ходе проведения патрулирования водных объектов был выявлен факт нахождения вахтового поселка в бассейне ручья Быстрый - притока реки Молчан. В ходе проведения обследования водного объекта было установлено, что часть вахтового поселка золотодобывающего предприятия, а именно туалет, заправочная емкость и металлолом находятся в водоохранной зоне ручья Быстрый, которая составляет в соответствии с п. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ 50 метров.
Зейским межрайонным отделом в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ было возбуждено дело об административном правонарушении, в ходе проведения административного расследования установлено, что нарушение требований природоохранного законодательства допущено предприятием ООО «Золотой Стандарт». Из Департамента по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу получены сведения о том, что участок, на котором проводилось обследование водного объекта, находится в контуре действующей лицензии БЛГ 02398 БР, принадлежащей ООО «Золотой Стандарт». ООО «Золотой стандарт» при получении лицензии БЛГ 02398 БР на право пользования недрами, заключило с государством в лице Амурнедра лицензионное соглашение. В соответствии с лицензионным соглашением, недропользователь обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов по технологии ведения работ, соблюдение требований технических проектов и технической документации (пп 4.2.1; пп 4.2.2); соблюдение установленных требований по охране окружающей среды и соблюдение требований нормативных документов о водоохранных зонах водных объектов (пп.4.4.1; пп.4.4.2). Недропользователь обязан обеспечить строительство локальных очистных сооружений для производственных стоков, защитных сооружений, препятствующих попаданию вредных веществ в окружающую среду (пп 4.4.4). Это же указывается в пп. 1,2,7 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Передача данных обязанностей третьим лицам законом не предусмотрена. Кроме того, согласно сведениям, предоставленным Департаментом по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу, ООО «Золотой стандарт» в 2020 и 2021 годах осуществляло добычу россыпного золота по лицензии БЛГ 02398 БР.
В ходе проведения административного расследования установлено, что предприятием ООО «Золотой Стандарт» получено согласование по разработке месторождения россыпного золота реки Молчан до 2024 г. от 02.09.2021 . Заключение на ведение хозяйственной и иной деятельности на ручье Быстрый ООО «Золотой Стандарт» или иному предприятию не выдавалось.
По изложенным в жалобе сомнениям в точности замеров, произведенных при обследовании водного объекта, указано, что в ходе обследования водного объекта велась видеозапись, на которой видно, что рядом с туалетом отсутствуют какие-либо жилые вагончики. При проведении обследования водного объекта ручья Быстрый, замеры производились дальномером лазерным PrinceLaser 600А, заводской , прошедшим ежегодную поверку, сертификат о калибровке С-ВЮМ/21-06- 2021/73317431 действителен до 20.06.2022.
Постановление Правительства РФ № 336 от 10.03.2022, на которое ссылается ООО «Золотой Стандарт» регулирует порядок проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
В данном случае Постановление Правительства РФ № 336 от 10.03.2022 не применимо, поскольку факт ведения хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне водного объекта ручья Быстрый Зейским межрайонным отделом государственного контроля, надзора и рыбоохраны был выявлен в ходе патрулирования водных объектов, а не в ходе проверки конкретного предприятия.
На основании ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив представленные доказательства, судья приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст.8.48 КоАП РФ установлена административная ответственность за территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, в виде административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении данной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В силу статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть 1). Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2). Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (часть 3).
В соответствии с пп. 2; 5; 7 п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются: размещение отходов производства и потребления (металлолом), строительство складов горюче-смазочных материалов, сброс сточных, в том числе дренажных, вод, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года N 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Правила).
В силу пункта 3 названных Правил территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование: а) строительства и реконструкции объектов капитального строительства - в случае строительства и реконструкции указанных объектов на территории одного субъекта Российской Федерации; б) внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности - в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - заявители), для согласования деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании (далее - заявка), в которой указывают сведения: а) о заявителе: полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, его организационно-правовая форма и место нахождения; фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица (индивидуального предпринимателя); б) о документации, прилагаемой к заявке.
В соответствии с пунктом 5 Правил к заявке прилагается следующая документация: а) при согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с пунктами 2 и 3 Правил - копия разделов проектной документации, предусмотренной пунктами 10, 12, 17, 18, 22 - 25 (для объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, за исключением линейных объектов) и пунктами 34 - 40 (для линейных объектов) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87; б) при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 Правил - копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Как следует из обжалуемого постановления, а также представленных материалов по делу об административном правонарушении, в ходе проведения патрулирования водных объектов в Зейском районе Амурской области в соответствии с частью 1 ст. 43.2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ, 09 марта 2022 года в Зейском районе Амурской области обследован водный объект рыбохозяйственного значения - река Молчан, правый приток реки Деп, с притоками.
При обследовании бассейна ручья Быстрый, левого притока реки Молчан, выявлено, что в месте с координатами: N 53°13/14,3//; Е 127°40/28.9// находится вахтовый поселок. В вахтовом поселке находятся 2 передвижных вагончика, 3 жилых балка, помещения столовой, ЗПК, погрузчик колесный «Hitachi LX 130», государственный регистрационный знак , экскаватор «Hitachi», государственный регистрационный знак , Бульдозер PD220Y-1, государственный регистрационный знак , автомобиль Тойота Лэнд Крузер без государственного регистрационного знака. Вахтовый поселок и техника находятся за пределами водоохранной зоны ручья Быстрый, на расстоянии от 64 м от уреза воды (береговой линии) ручья Быстрый.
В водоохранной зоне ручья Быстрый, в 45,6 м от уреза воды (береговой линии) находится дощатый туалет с открытой выгребной ямой. Уклон от туалета направлен в сторону ручья Быстрый.
В 32,1 м от уреза воды (береговой линии) ручья Быстрый находится металлическая заправочная емкость. Емкость не обвалована, отсутствует поддон для улавливания протечем нефтепродуктов. Уклон от емкости направлен в сторону ручья Быстрый.
В 35,1 м от уреза воды (береговой линии) ручья Быстрый находятся металлические части от промышленного прибора для промывки золотосодержащей породы, шланг для подачи воды.
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 7 апреля 2022 года, актом обнаружения правонарушения от 9 марта 2022 года, видеоматериалом.
Согласно сведениям, предоставленным Амурским филиалом ФБУ «ТФГИ по Дальневосточному федеральному округу», участок, на котором проводилось обследование водного объекта, находится в контуре действующей лицензии БЛГ 02398 БР, принадлежащей ООО «Золотой Стандарт». Срок действия указанной лицензии до 31 декабря 2027 года.
Согласно сведениям, предоставленным Департаментом по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу, ООО «Золотой стандарт» в 2020 и 2021 годах осуществляло добычу россыпного золота по лицензии БЛГ 02398 БР.
По условиям пользования недрами, являющими приложением к лицензии БЛГ 02398 БР, недропользователь обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов по технологии ведения работ, соблюдение требований технических проектов и технической документации (пп 4.2.1; пп 4.2.2); соблюдение установленных требований по охране окружающей среды и соблюдение требований нормативных документов о водоохранных зонах водных объектов (пп.4.4.1; пп.4.4.2). Недропользователь обязан обеспечить строительство локальных очистных сооружений для производственных стоков, защитных сооружений, препятствующих попаданию вредных веществ в окружающую среду (пп 4.4.4).
Из представленных доказательств следует, что ООО «Золотой Стандарт» получено согласование по разработке месторождения россыпного золота реки Молчан до 2024 г. от 02.09.2021 .
Таким образом, доводы жалобы о том, что ООО «Золотой Стандарт» в 2022 году не вело работы на данном участке не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.
Оценивая доводы жалобы о неточности замеров, произведенных при обследовании водного объекта, суд приходит к выводу о несостоятельности данных доводов.
Как следует из представленных доказательств, при проведении обследования водного объекта ручья Быстрый, замеры производились дальномером лазерным PrinceLaser 600А, заводской , прошедшим ежегодную поверку, сертификат о калибровке С-ВЮМ/21-06- 2021/73317431 действителен до 20.06.2022, что подтверждается представленными сведениями о результатах поверки СИ. Отраженные в постановлении расстояния от объектов до водоохранной зоны указаны должностным лицом в акте от 9 марта 2022 года, а также зафиксированы видеозаписью произведенной во время осмотра.
Доводы жалобы об отсутствии законных оснований для проведения проверки деятельности ООО «Золотой Стандарт» без взаимодействия с контролируемым лицом суд находит несостоятельными.
В силу ч.1 ст.43.2 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации и (или) Правительством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся: плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона (подпункт 1), также другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами (подпункт 8).
К такому виду мероприятий по контролю относятся, в том числе, мероприятия по контролю (патрулированию) водных объектов.
В рассматриваемом случае факт нарушения выявлен не в ходе проверочного (контрольного) мероприятия конкретного производственного объекта общества и его деятельности, а при патрулировании водных объектов, то есть в ходе осуществления государственным инспектором текущей деятельности в рамках предоставленных законом полномочий.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Выявив в ходе мероприятия по контролю (патрулированию) обследования водных объектов в Зейском районе Амурской области, в рамках вышеуказанного Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ, бассейна ручья Быстрый, левого притока реки Молчан, в месте с координатами N 53°13/14,3//; Е 127°40/28.9//, где как установлено, находится вахтовый поселок, и установив виновное лицо, должностное лицо отдела государственного контроля, было вправе исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбудить дело об административном правонарушении по факту его совершения.
Как следует из материалов дела, 9 марта 2022 года государственными инспекторами Зейского межрайонного отдела АТУ Росрыболовства был составлен акт обнаружения правонарушения по результатам патрулирования, 10 марта 2022 года государственным инспектором вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, 7 апреля 2022 года составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Золотой Стандарт».
Таким образом, государственный инспектор Зейского межрайонного отдела АТУ Росрыболовства действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом.
Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", на которое ссылается в жалобе заявитель, регулирует порядок проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что юридическое лицо ООО «Золотой Стандарт» обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.48 КоАП РФ, порядок привлечения ООО «Золотой Стандарт» к административной ответственности соблюден.
Назначенное обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Наложенный оспариваемым постановлением на общество административный штраф соответствуют конституционным принципам дифференцированности и справедливости наказаний совершенному юридическим лицом административному правонарушению, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, а также обеспечит фактическую реализацию целей административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Доказательств применения к обществу несоизмеримо большого штрафа (существенного обременения) в материалы дела не представлено.
Размер ответственности правильно определен административным органом с учетом правил, установленных ст. 4.1 КоАП РФ, исходя из минимального размера санкции ч.2 ст.8.48 КоАП РФ.
На основании изложенного, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, жалоба законного представителя юридического лица удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника Зейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны ФИО1 -с от 21 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Золотой Стандарт» оставить без изменения, а жалобу защитника юридического лица ООО «Золотой Стандарт» Баженовой И.А.– без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.Б. Ворсина