ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-66/2022 от 19.10.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Нелина Е.Н. Дело № 21-495/2022

УИД: 22RS0012-01-2022-000821-38

№ 12-66/2022 (в суде 1 инстанции)

Р Е Ш Е Н И Е

19 октября 2022 года г. Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Котликова О.П., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Славгородского отдела контроля МАП, АТ и АДН Х. на решение судьи Славгородского городского суда Алтайского края от 30 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении К.,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора Славгородского отдела контроля МАП, АТ и АДН Х. от 27 июня 2022 года К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб.

Решением судьи Славгородского городского суда Алтайского края от 30 августа 2022 года постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, старший государственный инспектор Славгородского отдела контроля МАП, АТ и АДН Х. просит решение судьи отменить в связи с необоснованностью выводов судьи об отсутствии необходимости получения перевозчиком свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.

В письменных возражениях К. просил оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследовав материалы дела об административном правонарушении и материалы дела по жалобе, проанализировав доводы жалобы, не усматриваю оснований для отмены решения судьи.

Частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения К. к административной ответственности) установлена ответственность за перевозку опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, что влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В пункте 1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения), дано понятие опасного груза, под которым понимаются вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, допускается при наличии специальных разрешений.

Порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок установлены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200, согласно пункту 3 которых перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (далее - ДОПОГ) и настоящими Правилами.

Согласно пункту 1.2.1 ДОПОГ под "автоцистерной" понимается транспортное средство, изготовленное для перевозки жидкостей, газов либо порошкообразных или гранулированных веществ и включающее одну или несколько встроенных цистерн. В дополнение к собственно транспортному средству или заменяющим его узлам ходовой части, автоцистерна состоит из одного или нескольких корпусов, их элементов оборудования и фитингов для их крепления к транспортному средству или к узлам ходовой части.

Пунктом 1.4.2.1.1 приложения A ДОПОГ предусмотрено, что отправитель опасных грузов обязан предъявлять к перевозке только грузы, соответствующие требованиям ДОПОГ.

Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по данному делу об административном правонарушении, судья городского суда исходил из того, что порожнюю цистерну из-под бензина нельзя отнести к опасным грузам, наличие свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов не требовалось, а значит К. был привечен должностным лицом к административной ответственности без законных на то оснований.

Вывод суда об отсутствии оснований, повлекших привлечение лица к административной ответственности, является правильным ввиду следующего.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ усматривается, что водитель К. при осуществлении внутрироссийской перевозки без груза по маршруту г. Славгород – г. Новосибирск допустил перевозку неочищенной порожней автоцистерны из-под опасных грузов без свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, а именно бензина, № ООН 1203, класс опасности 3.

Действительно пунктом 9.1.3.5 Приложения В к ДОПОГ установлено, что свидетельство о допущении транспортных средств в перевозке некоторых опасных грузов выдается на имя конкретного перевозчика, оператора или владельца. При этом при переходе транспортного средства к другому перевозчику, а также оператору или собственнику, ранее полученное свидетельство подлежит возврату в орган, его выдавший.

Иными словами, передача транспортного средства во владение, пользование или распоряжение другому субъекту права (владельца, оператора или перевозчика) влечет для него обязанность получить новое свидетельство о допущении транспортного средства к перевозке опасных грузов, в котором, в числе прочего, будут указаны его имя и адрес.

Согласно главе 1.2 Приложения А к ДОПОГ перевозчиком является предприятие, осуществляющее транспортную операцию по договору перевозки или без такового.

Из представленных в материалы дела договора аренды транспортного средства без экипажа от ДД.ММ.ГГ***/А/ТС и путевого листа грузового автомобиля от ДД.ММ.ГГ, ИП Б. являлся перевозчиком и использовал автомобиль SCANIA P360LA4X2HNA, государственный регистрационный знак ***, для осуществления своей деятельности. Свидетельство о допуске указанного ранее транспортного средства к перевозке опасных грузов, представленное К. должностному лицу при осуществлении им транспортного контроля, было выдано ДД.ММ.ГГ на имя ООО «Маник» со сроком действия до ДД.ММ.ГГ.

Между тем судьей городского суда правомерно было учтено, что в силу положений подпункта 1.10.3.1.2 и таблицы к нему «Перечень опасных грузов» Приложения А к ДОПОГ, бензин (№ ООН 1203, класс 3), признается грузом повышенной опасности, лишь при условии перевозки в объеме не менее 3000 литров. При этом правила перевозки опасных грузов не распространяются на перевозки ограниченного количества опасных грузов на одном транспортном средстве.

Кроме того в контексте раздела 1.4.1 приложения A ДОПОГ предусмотрено, что отправитель опасных грузов должен, в частности обеспечить, чтобы даже неочищенные и недегазированные порожние цистерны (автоцистерны, съемные цистерны, транспортные средства-батареи, МЭГК, переносные цистерны и контейнеры-цистерны) или порожние неочищенные транспортные средства и большие и малые контейнеры для массовых грузов были соответствующим образом маркированы и снабжены знаками опасности и чтобы порожние неочищенные цистерны были закрыты также герметично, как если бы они были в наполненном состоянии.

При этом исходя из подпункта "f" пункта 1.1.3.1 ДОПОГ положения ДОПОГ не применяются, в частности, к перевозкам неочищенных порожних цистерн, в которых содержались вещества класса 3, при соблюдении следующих условий: все отверстия, за исключением отверстий устройств для сброса давления (если таковые установлены), герметично закрыты; приняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки; груз закреплен в рамах, или обрешетках, или других транспортно-загрузочных приспособлениях или закреплен в транспортном средстве или контейнере таким образом, чтобы он не мог расшатываться или перемещаться в обычных условиях перевозки.

Доказательств, свидетельствующих о нарушении К. указанных условий при движении порожней автоцистерны, неочищенной после опасного груза класса 3 (бензина), материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях К. отсутствует, что согласно статье 24.5 данного Кодекса является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, выявлены 27 июня 2022 года.

Исходя из положений статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности по названной статье составляет 2 месяца (если дело рассматривал судья - 3 месяца) и в настоящий момент истек.

Ввиду изложенного решение судьи отмене не подлежит.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Славгородского городского суда Алтайского края от 30 августа 2022 года оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Славгородского отдела контроля МАП, АТ и АДН Х. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Алтайского краевого суда О.П. Котликова