ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-66/2022 от 25.05.2022 Коряжемского городского суда (Архангельская область)

Дело № 12-66/2022

УИД 29MS0020-01-2022-001782-25

РЕШЕНИЕ

25 мая 2022 года город Коряжма

Судья Коряжемского городского суда Архангельской области Цыбульникова О.Е., рассмотрев жалобу законного представителя – Врио начальника Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 5 УФСИН России по Архангельской области ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Коряжемского судебного района Архангельской области от 16 марта 2022 года,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Коряжемского судебного района Архангельской области от 16 марта 2022 года Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 5 УФСИН России по Архангельской области» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6 и ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель – Врио начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5 УФСИН России по Архангельской области» ФИО1 обратился в городской суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить. Мотивирует жалобу тем, что в действиях Учреждения по факту неназначения освобожденного работника по гражданской обороне отсутствует вина, поскольку штатное расписание утверждается УФСИН России по Архангельской области. По факту непрохождения руководителем организации подготовки по дополнительным профессиональным программам также отсутствует вина, так как прохождение обучения было запланировано на ноябрь-декабрь 2021 года, но вызов не поступил, обучение не пройдено. Примерное время прохождения обучения октябрь 2022 года.

В судебном заседании 28 апреля 2022 года защитник Шуравьев Е.А. поддержал жалобу в полном объеме. Дополнительно указал, что штатное расписание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области составлено в соответствии с положениями приказа ФСИН России от 17.03.2008 № 154 и утверждено приказом УФСИН России по Архангельской области 12 августа 2021 года. В нем предусмотрено структурное подразделение «группа организации мобилизационной подготовки и гражданской обороны», введена 1 должность – старший инспектор, на которого возложены обязанности решения задач в области мобилизационной подготовки, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Данные права и обязанности работника по гражданской обороне выполняются по совмещению, а не по совместительству. Следовательно, с учетом изложенного, выполнение обязанностей по гражданской обороне и мобилизационной работе по совмещению специалистом ОМП и ГО не противоречит закону. Также в действиях Исправительного учреждения не имеется вины в непрохождении начальником колонии ФИО2 обучения в Академии МЧС, поскольку ими была направлена заявка о направлении на обучение, но вызов из учебного заведения не поступал. Просит отменить постановление мирового судьи, производство по делу прекратить.

Защитник Трифанова Е.Н. в судебном заседании 25 мая 2022 года поддержала жалобу в полном объеме. Поддержала позиции УФСИН России по Архангельской области и Ф. Р., содержащиеся в ответах, направленных в суд. Просила отменить постановление мирового судьи от 16 марта 2022 года за отсутствием в действиях Исправительного учреждения состава административного правонарушения.

Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, выслушав защитников Шуравьева Е.А., Трифанову Е.Н., судья приходит к следующему.

Как следует из протоколов об административных правонарушениях, 4 февраля 2022 года в 15:30 по адресу: Магистральное шоссе, д. 101, г. Коряжма, Архангельская область, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области не выполнило предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно не выполнило требование норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, а именно: руководитель организации, в полномочия которого входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не прошел подготовку по дополнительным профессиональным программам; не выполнило мероприятия по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасности, возникающих при введении военных действий или вследствие этих действий, а именно: не назначен освобожденный работник по гражданской обороне в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области (специалист ГО группы ОМП и ГО осуществляет работу по гражданской обороне по совместительству с работой по мобилизационной подготовке).

На основании Решения о проведении выездной проверки от 12.01.2022, вынесенного заместителем начальника Главного Управления – начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области в период с 24 января по 4 февраля 2022 года проведена выездная проверка в рамках федерального государственного надзора в области гражданской обороны.

По результатам проверки 4 февраля 2022 года составлен акт выездной проверки, в котором указаны выявленные нарушения, а именно: должностные лица, входящие в состав комиссий по повышению устойчивости функционирования ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области не прошли подготовку по дополнительным профессиональным программам, не назначен освобожденный работник по гражданской обороне в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области (специалист ГО группы ОМП и ГО осуществляет работу по гражданской обороне по совместительству с работой мобилизационной подготовки).

Указанные нарушения явились основанием для составления протоколов об административных правонарушения, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ и ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяет Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Действие указанного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу п. «в» ст. 14 Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны, в том числе обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Порядок подготовки граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяет Положением о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1485.

Согласно подп. «г» п. 2 указанного Положения подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят, в частности физические лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем, руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Основными задачами подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются: обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты; совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций в ходе проведения учений и тренировок по защите от чрезвычайных ситуаций (далее - учения и тренировки); выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, председателей комиссий в организации и проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (п.3 Положения).

Подпунктом «д» пункта 4 Положения установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций для руководителей органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, уполномоченных работников и председателей комиссий предусматривает проведение занятий по соответствующим программам дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, самостоятельное изучение нормативных документов по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных тематических сборах, учениях и тренировках.

В соответствии с п. 6 Положения дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и субъектов Российской Федерации - в федеральном государственном бюджетном военном образовательном учреждении высшего образования «Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»; руководители органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований и указанных организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации; уполномоченные работники - в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, а также на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогическими работниками - преподавателями учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, а также в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.

Обучение руководящего состава и работников ФСИН России по вопросам ГО и ЧС практикуется на безвозмездной основе: на курсах ГО и пожарной безопасности в МКУ городского округа «Город Архангельск» «Городской центр гражданской защиты» по заявкам УФСИН и учреждений согласно плану комплектования курсов ГЦГЗ на учебный год; в Институте развития МЧС России ФГБВОУ «Академия гражданской защиты МЧС России» - по поступившим из ФСИН России разнарядкам (вызовам) на обучение, согласно заявкам ФСИН и учреждений по плану комплектования АГЗ МЧС России на учебный год.

Как следует из материалов дела, полковник внутренней службы ФИО2 назначен на должность начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области с 22 июля 2020 года на основании приказа УСИН от 20.07.2020 № 171-к.

В соответствии с п. 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера кандидатура ФИО2 включалась в заявку на обучение в АГЗ МЧС России на 2021 год по категории «Руководители подведомственных ФОИВ учреждений и организаций, отнесенных к категориям по ГО», которые направлены в ФСИН России 30 декабря 2020 года и 30 апреля 2021 года.

Вопросы вызова на обучение работников УФСИН и учреждений относятся к компетенции и полномочиям ФСИН России, которая в свою очередь, при направлении в УФСИН запросов о предоставлении кандидатов на обучение указывает, что «вызов кандидата н обучение будет осуществляться после согласования численности выделенных мест с учебно-методическим отделом Института». Вызов на обучение из АГЗ МЧС России в отношении ФИО2 в 2021 году не поступал. В связи с чем, ФИО2 не прошел обучение в Институте развития МЧС России ФГБВОУ «Академия гражданской защиты МЧС России».

Поскольку планировалось обучение ФИО2 в 2021 году в Институте развития МЧС России ФГБВОУ «Академия гражданской защиты МЧС России», а также оформлением и направлением заявок на обучение в указанном учебном учреждении, варианты подготовки в иных учебно-методических центрах на платной основе не рассматривалось.

Вместе с тем, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области в условиях отсутствия денежных средств на обучение в учебно-методических центрах и до планируемого поступления вызова на обучение в АГЗ МЧС России предприняты доступные учреждению меры по подготовке начальника ФКУ ИК-5 по вопросам ЧС и ГО в период с 20 января по 21 января 2021 года в МКУ городского округа «Город Архангельск» «Городской центр гражданской защиты» по категории «руководитель организации, отнесенной к категории по ГО и продолжающей работы в военное время», в программу которых входит обучение как по ГО, так и по защите от ЧС.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Приведенные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области предприняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства, в связи с чем следует признать, что в его действиях отсутствует такой необходимый признак состава вменяемого ему правонарушения как вина в непрохождении руководителем организации, в полномочия которого входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, подготовки по дополнительным профессиональным программам.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 2 Коряжемского судебного района Архангельской области от 16 марта 2022 года в отношении ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определяет Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Под гражданской обороной в указанном законе понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

В силу ст. 9 указанного Федерального закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» разработано Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, которое определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальных образованиях и организациях.

В силу п. 12 указанного Положения органами, осуществляющими управление гражданской обороной в муниципальных образованиях (организациях), являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны (далее - структурные подразделения (работники) по гражданской обороне).

Органы местного самоуправления и организации осуществляют комплектование (назначение) структурных подразделений (работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их должностные обязанности и штатное расписание.

Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне подчиняются непосредственно руководителю органа местного самоуправления (организации).

Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, разработанное в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», утвержденное постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 № 782, определяет порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее именуются - структурные подразделения (работники) по гражданской обороне).

В силу пунктов 2, 3 указанного Положения структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.

Создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне осуществляется для обеспечения: планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне; создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения; подготовки работников организаций к выполнению мероприятий по защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; проведения мероприятий по поддержанию устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне; создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

Пунктом 4 установлено, что количество работников структурного подразделения по гражданской обороне организации или отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов устанавливается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в положении об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.

Задачи и численность структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, организаций независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности (подчиненности), а также численность отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов определяет Приказ МЧС России от 23.05.2017 № 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»

В силу п. 2 указанного Положения структурные подразделения (работники) по гражданской обороне организаций, а также отдельные работники по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов предназначены для реализации задач в области гражданской обороны и руководствуются в своей деятельности законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими вопросы гражданской обороны, распорядительными актами соответствующих руководителей, а также настоящим Положением.

В соответствии с п. 5 Положения количество работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно п. 5.1.1 указанного Положения, количество работников по гражданской обороне в структурном подразделении организации с учетом численности ее представительств и филиалов в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников: до 500 человек включительно - 1 освобожденный работник; от 501 до 2000 человек включительно - 2 - 3 освобожденных работника; от 2001 до 5000 человек включительно - 3 - 4 освобожденных работника; свыше 5001 человека - 5 - 6 освобожденных работников.

Численность структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организации, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, устанавливается локальным нормативным актом (п. 7 Положения).

Приказом ФСИН России от 17.03.2008 № 154 утверждены примерные структуры и расчеты штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний

Приложением 1 к Приказу ФСИН России от 17 марта 2008 г. № 154 определена примерная структура исправительного учреждения, в соответствии с которой в исправительном учреждении надлежит создавать группу организации мобилизационной подготовки и гражданской обороны, которая входит в состав организационно-аналитического отдела. В случае, если организационно-аналитический отдел (группа) не создается, то в штатное расписание вводится самостоятельная группа организации мобилизационной подготовки и гражданской обороны. Должность старшего инспектора вводится при наличии мобилизационного задания. В случае отсутствия мобилизационного задания вводится только должность инспектора

Согласно п. 1 Приложения 11 к Приказу ФСИН России от 17 марта 2008 г. № 154, штатные расписания, в том числе исправительных колоний разрабатываются в пределах утвержденных лимитов численности персонала и бюджетных ассигнований в соответствии: с примерными структурами и расчетами штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных колоний; с перечнями должностей начальствующего состава, замещаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы в исправительных учреждениях; с должностными окладами сотрудников исправительных учреждений, установленными Приказом ФСИН России от 19.05.2005 № 368 «Об установлении должностных окладов сотрудникам территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний»; с настоящими Методическими рекомендациями; с размерами окладов (должностных окладов, тарифных ставок) гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом ФСИН России от 13 ноября 2008 г. № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы».

Пунктом 2 указанного Приложения установлено, что в штатных расписаниях учреждений отделы могут создаваться при штатной численности персонала 4 единицы и более, группы - 1 единица и более.

В соответствии с требованиями Приказа ФСИН РФ от 17.03.2008 № 154 приказом Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области от 12.08.2021 № 456 утверждено штатное расписание, в том числе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области, в которое включена группа организации мобилизационной подготовки и гражданской обороны, со штатной численностью 1 единица - старший инспектор.

В соответствии со штатным расписанием ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области, утвержденным УФСИН России по Архангельской области 12 августа 2021 года, в группе организации мобилизационной подготовки и гражданской обороны предусмотрена одна должность – старшего инспектора.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Приведенные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области не имело возможности для соблюдения правил и норм по назначению освобожденного работника по гражданской обороне, поскольку Учреждение не обладает правами по самостоятельному утверждению штатного расписания и самостоятельного включению в него работников, в том числе освобожденного работника по гражданской обороне, поскольку численность сотрудников колонии рассчитывается в пределах утвержденных лимитов численности персонала и бюджетных ассигнований в соответствии вышестоящими министерствами и ведомствами.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 2 Коряжемского судебного района Архангельской области от 16 марта 2022 года в отношении общества с ограниченной ответственностью ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьей 30.6 и пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу законного представителя – Врио начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5 УФСИН России по Архангельской области» ФИО1, удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Коряжемского судебного района Архангельской области от 16 марта 2022 года отменить, производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ и ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ и ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5 УФСИН России по Архангельской области» прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ.

Судья О.Е. Цыбульникова