ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-66/21 от 25.02.2021 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 12-66/21

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ульяновск 25 февраля 2021 года

Судья Ленинского районного суда г. Ульяновска Чебукина С.Н., с участием защитников Пятаковой А.О., Старостина Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Черепана А.Я. на постановление заместителя руководителя УФАС по Ульяновской области Попова К.Ю. от 24.12.2020, которым Министр энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области Черепан А.Я, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.7.32.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.,

у с т а н о в и л:

Постановлением от 24.12.2020 Министр энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области Черепан А.Я. признан виновным в нарушении порядка допуска к участию в торгах, выразившемся в установлении необоснованных требований к руководителю юридического лица – участника отбора по извещению .

Не согласившись с данным постановлением, Черепан А.Я. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку требования к участникам предварительного отбора по извещению соответствуют Положению о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 №615. Одним из требований к участникам отбора является, в том числе, наличие в штате работников, соответствующих квалификационным требованиям, установленным п.1 ч.6 ст.55.5 Градостроительного кодекса РФ. Законом не устанавливаются запреты на установление повышенных требований к участникам предварительного отбора. Таким образом, утвержденная Черепаном А.Я. документация о проведении предварительного отбора подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений соответствует требованиям действующего законодательства.

В судебном заседании защитники Черепана А.Я. - Старостин Е.Ю. и Пятакова А.О. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям и дополнили, что наличие у руководителя юридического лица высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем 5 лет является обязательным только в случае, если такой руководитель самостоятельно организует выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капремонт, снос объектов капитального строительства. В ответе на заявление ООО «Первая лифтовая компания» о разъяснении документации Министерство сделало ссылку на Градостроительный кодекс РФ. 20.11.2020 предварительный отбор был отменен по решению контролирующего органа. В случае, если суд усмотрит признаки состава административного правонарушения

Допрошенные в качестве свидетелей сотрудники УФАС по Ульяновской области ФИО10ФИО11. против удовлетворения жалобы возражали, поскольку документация о проведении предварительного отбора в приложении №3 не содержит сведений о том, что требования к образованию и стажу индивидуального предпринимателя/руководителя юридического лица или его заместителя устанавливаются только в случае, если лицо самостоятельно организует выполнение таких работ. А данные Министерством разъяснения документации прямо указывают на необходимость представить документы, указанные в приложении №3. В данном случае имело место установление необоснованных требований к руководителю юридического лица – участника отбора. Кроме того, ФИО12 также дополнила, что в оспариваемом постановлении № 259 на первой странице допущена опечатка, неверно указан предмет торгов, который верно указан на странице 3 постановления - предварительный отбор подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений. При этом извещения и – это извещения по различным торгам.

Выслушав защитников, свидетелей, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.6 ст.7.32.4 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством РФ торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении послужило обращение ООО «Первая лифтовая компания» в УФАС по Ульяновской области с жалобой на Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области, разместившее извещение о проведении предварительного отбора предварительного отбора подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

ООО «Первая лифтовая компания» обратилось в Министерство с просьбой разъяснить положения Приложения №3 к Документации, а именно:

-необходимо ли представить документы в отношении руководителя юридического лица или его заместителя, если работа по предмету предварительного отбора не осуществляется руководителем или его заместителем самостоятельно, а посредством привлечения работников;

-в отношении каких работников участника предварительного отбора необходимо представлять сведения (с конкретизацией специалистов).

Как в приложении №3, так и в разъяснениях этих положений определено требование о наличии в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих требованиям п.1 ч.6 ст.55.5 Градостроительного кодекса РФ, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного п.2 ч.6 ст.55.5 Градостроительного кодекса РФ. В графе 7 таблицы приложения и в разъяснениях указаны дополнительные требования к специалистам по организации строительства.

Согласно п.п.1,2 ч.6 ст.55.5 Градостроительного кодекса РФ требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части:1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;

2) требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы.

ООО «Первая лифтовая компания» и обратилось в УФАС с жалобой на действия организатора торгов. Комиссия УФАС решением от 17.11.2020 признала жалобу обоснованной и выдала Министерству предписание об аннулировании торгов. Материалы переданы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Предписание исполнено Министерством 20.11.2020, предварительный отбор отменен по решению контролирующего органа.

Документы, на основании которых было принято решение в нарушение установленного законодательством РФ порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, были подписаны именно Черепаном А.Я. как Министром энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области, именно он несет ответственность за содеянное как должностное лицо, обязанное осуществлять контроль за их правильностью и законностью.

Таким образом, административный орган в полном объеме оценил представленные доказательства, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, учел все доводы стороны защиты, в том числе и изложенные в настоящем судебном заседании, и правильно квалифицировал действия должностного лица по ч.6 ст.7.32.4 КоАП РФ.

При этом, исходя из того, что положения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ применяются при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса, а по настоящему делу должностное лицо привлечено к ответственности по ч.6 ст.7.32.4 КоАП РФ за нарушение, допущенное по конкретным торгам, оснований для применения ст.4.4 КоАП РФ не имеется.

Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Статья 2.9 КоАП РФ является общей нормой, не содержащей каких-либо ограничений применительно к конкретным составам административных правонарушений. Следовательно, она может быть применена в отношении любого предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения (как материального, так и формального).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.21 постановления от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что формально действия Черепана А.Я. содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.7.32.4 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Состав вмененного Черепану А.Я. правонарушения является формальным. Данных о том, что его действия, с учетом отмены 20.11.2020 предварительного отбора, повлекли существенную угрозу охраняемым общественным отношениям с точки зрения степени вреда, причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности не имеется.

Исходя из положений ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая, что судом установлены основания для применения ст.2.9 КоАП РФ, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя УФАС по Ульяновской области от 24.12.2020, которым Министр энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области Черепан А.Я. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.7.32.4 КоАП РФ, - отменить, производство по делу прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня получения (вручения) копии.

Судья С.Н. Чебукина