Дело 12-670/2021
РЕШЕНИЕ
<адрес> 23 ноября 2021 года
Судья Октябрьского районного суда <адрес> Храпцова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> на постановление старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. рублей за неисполнение требований исполнительного документа неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора без уважительных причин.
Не согласившись с данным постановлением, представитель Управления социальной защиты и семейной политики <адрес>ФИО3 подала в Октябрьский районный суд <адрес> жалобу, в которой просит данное постановление отменить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В обоснование жалобы указала, что судебным приставом Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес>ФИО2 в отношении управления социальной защиты и семейной политики <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №-ИП о возложении обязанности предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
С целью исполнения решения суда Управлением ФИО4 было предложено заключить договор найма специализированного жилищного фонда на одно из жилых помещений на территории <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГФИО4 в заявлении, направленном в адрес управления, отказалась от предложенных вариантов и выразила желание получить жилое помещение в <адрес>.
В настоящее время жилые помещения, расположенные на территории <адрес> и закрепленные на праве оперативного управления за подведомственными управлению учреждениями, отсутствуют.
В связи с тем, что полномочия государственного заказчика, в части приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет управление градостроительства и архитектуры области, и в связи с поступившим заявлением от ФИО4 управлением в адрес управления градостроительства направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой приобрести квартиру на территории <адрес>.
По информации, полученной от управления градостроительства (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), управлением градостроительства направлено 37 заявок в комитет государственного заказа области на размещение 8 квартир в <адрес>, 12 квартир в <адрес>, 6 квартир в <адрес>, по 2 квартиры в <адрес>, 3 квартиры в пгт. Инжавино. Указанные заявки будут размещены в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В целях исполнения решения суда и недопустимости нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ФИО4 управлением в адрес управления градостроительства повторно направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, с просьбой приобрести квартиру на территории <адрес>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ управление градостроительства сообщает, что в настоящее время управлением градостроительства опубликовано 82 извещения, 16 торгов не состоялось, 13 отменено, 53 контракта заключено. Управлением градостроительства планируется проведение мероприятий по размещению ряда аукционов в июне-июле 2021 года в различных муниципальных образованиях.
Так же управление градостроительства в данном письме имеется информация о вводе нового жилья у застройщиков региона только в 3-4 квартале. В связи с чем, управление градостроительства области планирует приобрести в указанные сроки жилые помещения в количестве 15 квартир в <адрес> и 8 квартир в <адрес>.
Согласно информации, представленной управлением градостроительства по аналогичным делам (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) опубликовано 92 извещения, 16 торгов не состоялось ( в том числе в <адрес>),13 отменено, 62 контракта заключено, в том числе 1 контракт на договоры долевого участия на 59 квартир в <адрес>. Второй контракт на договоры долевого участия на 59 квартир находятся на стадии заключения. Информация о вводе нового жилья не изменена.
ДД.ММ.ГГГГ от управления градостроительства поступила информация о том, что на территории <адрес> имеется достаточное количество однокомнатных квартир на первичном и вторичном рынках жилья, но среднерыночная цена за стоимость 1 кв.м. жилого помещения для детей-сирот на территории <адрес> и <адрес> намного выше, чем установленная Минстроем России. Также в указанном письме управление градостроительства проинформировала управление о невозможности в достаточном количестве закупить необходимое количество квартир в указанных муниципальных учреждениях.
После проведения процедуры приобретения жилых помещений и оформления их в собственность субъекта с последующей передачей в оперативное управление <адрес> государственного казенного учреждения «Центр координации и развития социальной защиты» жилые помещения будут предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа по договорам найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании представитель Управления социальной защиты и семейной политики <адрес>ФИО3 доводы поданной жалобы полностью поддержала, просила ее удовлетворить, отменить оспариваемое постановление в связи с отсутствием в действиях Управления состава административного правонарушения. Дополнительно пояснила, что Управлением социальной защиты и семейной политики <адрес> предпринимаются все меры для исполнения решения суда, однако в своем заявлении ФИО4 указала, что желает получить в <адрес>. В связи с тем, что в настоящее время жилые помещения в <адрес> отсутствуют и не планируется их приобретение из-за высокой стоимости, предоставить жилое помещение ФИО4 не представляется возможным.
В судебное заседание старший судебный пристав межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ФИО5 поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
В судебное заседание ФИО4 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы, содержащиеся в жалобе, выслушав лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» полномочием налагать предусмотренное им взыскание наделен судебный пристав-исполнитель. Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
На основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Октябрьским районным судом <адрес> по гражданскому делу по иску ФИО4 к Управлению социальной защиты и семейной политики <адрес> об обязании предоставить жилое помещение лицу из числа сирот, Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> обязано предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение специализированого фонда по договору найма специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного помещения, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Как усматривается из материалов дела, по возбужденному постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела ОСП по исполнению особых исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ исполнительному производству №-ИП Управлением социальной защиты и семейной политики <адрес> не исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования в срок, установленный для добровольного исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В требовании судебного пристава-исполнителя Управлению социальной защиты и семейной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в указанном требование Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> обязано явиться к судебному приставу-исполнителю ДД.ММ.ГГГГ и предоставить информацию об исполнении решения суда, а также о принятых мерах по его исполнению.
ДД.ММ.ГГГГ, в ходе совершения исполнительских действий судебным приставом-исполнителем было установлено, что решение суда не исполнено без уважительных причин, доказательств, свидетельствующих о принятии конкретных мер, направленных на исполнение решения суда при соблюдении должником той степени заботливости и осмотрительности какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения судом обязанности, не представлено.
С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.17.15 КоАП РФ может быть совершено только умышленно, то есть должник, который ранее был привлечен к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора и которому был установлен новый срок для исполнения, осознает противоправный характер своего бездействия в виде неисполнения требований неимущественного характера, предвидит его вредные последствия и желает их наступления, либо сознательно их допускает или относится к ним безразлично.
Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения.
Как следует из представленных судье доказательств, от ФИО4 поступило заявления в котором она просит предоставить жилое помещение в <адрес> от заключения договора найма жилого помещения в <адрес> отказывается, при этом сведений о том, что ФИО4 предлагались жилые помещения материалы дела не содержат.
В связи с тем, что жилые помещения, расположенные на территории <адрес> и закрепленные на праве оперативного управления за подведомственными управлению учреждениями, отсутствовали и полномочия государственного заказчика, в части приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет управление градостроительства и архитектуры области, и в связи с поступившим заявлением от ФИО4 направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой приобрести квартиру на территории <адрес>.
По информации, полученной от управления градостроительства (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), управлением градостроительства направлено 37 заявок в комитет государственного заказа области на размещение 8 квартир в <адрес>, 12 квартир в <адрес>, 6 квартир в <адрес>, по 2 квартиры в <адрес>, 3 квартиры в пгт. Инжавино. Указанные заявки будут размещены в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В целях исполнения решения суда и недопустимости нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ФИО4 управлением в адрес управления градостроительства повторно направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, с просьбой приобрести квартиру на территории <адрес>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ управление градостроительства сообщает, что в настоящее время управлением градостроительства опубликовано 82 извещения, 16 торгов не состоялось, 13 отменено, 53 контракта заключено. Управлением градостроительства планируется проведение мероприятий по размещению ряда аукционов в июне-июле 2021 года в различных муниципальных образованиях.
Так же управление градостроительства в данном письме имеется информация о вводе нового жилья у застройщиков региона только в 3-4 квартале. В связи с чем, управление градостроительства области планирует приобрести в указанные сроки жилые помещения в количестве 15 квартир в <адрес> и 8 квартир в <адрес>.
Согласно информации, представленной управлением градостроительства по аналогичным делам (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) опубликовано 92 извещения, 16 торгов не состоялось ( в том числе в <адрес>),13 отменено, 62 контракта заключено, в том числе 1 контракт на договоры долевого участия на 59 квартир в <адрес>. Второй контракт на договоры долевого участия на 59 квартир находятся на стадии заключения. Информация о вводе нового жилья не изменена.
ДД.ММ.ГГГГ от управления градостроительства поступила информация о том, что на территории <адрес> имеется достаточное количество однокомнатных квартир на первичном и вторичном рынках жилья, но среднерыночная цена за стоимость 1 кв.м. жилого помещения для детей-сирот на территории <адрес> и <адрес> намного выше, чем установленная Минстроем России. Также в указанном письме управление градостроительства проинформировала управление о невозможности в достаточном количестве закупить необходимое количество квартир в указанных муниципальных учреждениях.
Кроме того, и.о. начальника Управления градостроительства и архитектуры <адрес> сообщила о том, что в <адрес> имеется достаточное количество однокомнатных квартир на первичном и вторичном рынках жилья, но среднерыночная цена за 1 кв.м. жилого помещения для детей- сирот составляет от 50 тыс. руб. в <адрес> как на первичном рынке жилья, так и на вторичном для <адрес> и <адрес>. Указанная цена намного выше, чем установленная Минстроем России и доведенная субсидиями по Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№. В связи с чем Управление не может в достаточном количестве закупить необходимое количество квартир в соответствии с показателями государственной программы «Социальная поддержка граждан» в указанных муниципальных образованиях. Кроме того, Управление предлагает усовершенствовать Методику расчета среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации в части учета в формуле расчета на работы, связанные с социальной отделкой жилых помещений. Неоднократно обращается внимание на то, что для реализации ряда государственных программ, включая обеспечение жильем детей-сирот квартиры приобретаются с полной социальной отделкой. Однако ни действующей на период 2019 года, ни в новой методике затраты на работы, связанные с социальной отделкой жилых помещений не учитываются.
При этом недостаточное и несвоевременное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> в совершении вмененного административного правонарушения. Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Судья также приходит к выводу о том, что наличие переписки в виде информирования должником различных органов власти о потребности в жилых помещениях для указанной выше категории граждан не может расцениваться как принятие достаточных и полных мер к исполнению требования судебного пристава-исполнителя по настоящему исполнительному производству.
Данных об обращении Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения в связи с тем, что по объективным причинам не представляется исполнить решение суда, материалы дела не содержат.
Судья обращает внимание на то, что согласно справке, представленной в суд в ходе рассмотрения дела от ДД.ММ.ГГГГФИО4 отказывается от предложенного жилого помещения в <адрес>, поскольку она постоянно проживает на территории <адрес>, ребенок планирует посещать дошкольное учреждение в <адрес>.
В связи с тем, что в исполнительном документе не указано на территории какого населенного пункта должник обязан предоставить взыскателю благоустроенное жилое помещение, злоупотребления своими правами со стороны ФИО4 судья не усматривает.
Представленные справки о телефонной беседе от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО4 отказывается от предложенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>-1, <адрес> жилых помещений, которые планируется приобрести в <адрес>, не могут служить основанием отмены постановления судебного пристава, поскольку представлены судье только в ноябре 2021 года.
Субъектом ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ является лицо, которое обязано исполнить, однако, не исполняет требования неимущественного характера, предусмотренные в исполнительном документе, в установленный срок.
Субъективная сторона характеризуется наличием у указанного лица возможности исполнить требования исполнительного документа и отсутствием с его стороны необходимых для этого мер или действий без каких-либо уважительных причин.
Таким образом, лицо, обязанное исполнить, но не исполнившее содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора может быть привлечено к ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства. Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст.6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
С учетом вышеприведенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, который в настоящее утратил статус индивидуального предпринимателя, в пределах санкции части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является соразмерным содеянному и отвечает принципам справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей оставить без изменения, а жалобу представителя Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья Е.А. Храпцова