Дело № 12-671/2020
Р Е Ш Е Н И Е
25 ноября 2020 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО15 – ФИО16 на постановление судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 ноября 2020 года № 5-1607/2020,
у с т а н о в и л :
постановлением cудьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 ноября 2020 года № 5-1607/2020 ФИО12 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на пять суток.
Данное постановление суда мотивировано тем, что 09.11.2020 года в 16 часов 00 минут по адресу: <адрес> на автомобиле марки <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>, ФИО1 принял участие в проведении публичного мероприятия в форме демонстрации, разместив на указанном автомобиле флаг Республики <данные изъяты>, чем нарушил требования Федерального закона от 19.06.2004 №54-Ф3 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Не согласившись с принятым постановлением суда, защитник ФИО1 – Запрута Ж.В. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит указанное постановление суда отменить, прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях ФИО1
Жалоба мотивирована тем, что постановление суда является необоснованным, действия ФИО1 не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав пояснения защитника ФИО1 – Запрута Ж.В., прихожу к следующим выводам.
В силу положений ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно пунктам 1, 6, 7, 8 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" Федерального закона №54 от 19.06.2004 г. под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка. Регламент проведения публичного мероприятия - документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информацию об использовании транспортных средств;
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона № 54-ФЗ).
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией Российской Федерации и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Такой Федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
Поэтому, в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, указанный Федеральный закон закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12-17).
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1 и 2 ст. 5).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 09.11.2020 года в 16 часов 00 минут по адресу: <адрес> на автомобиле марки <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты> ФИО1 принял участие в проведении публичного мероприятия в форме демонстрации, разместив на указанном автомобиле флаг Республики <данные изъяты>, чем нарушил требования Федерального закона от 19.06.2004 №54-Ф3 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершение административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 09.11.2020 года, составленным уполномоченным должностным лицом с участием ФИО1 с разъяснением ему прав, предусмотренных ст. 25.5 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, о чем свидетельствует его подпись в протоколе; рапортом ИДПС ОВ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Симферополю от 09.11.2020 года; протоколом об административном задержании ФИО1 датированным 10.11.2020 года; письменными объяснениями самого ФИО1, согласно которым он признал факт своего участия в публичном мероприятии, а также фотоматериалами.
Поскольку проведение публичного мероприятия в форме демонстрации 09.11.2020 года не было согласовано, участие ФИО1, вместе с другими гражданами, в его проведении поставило под угрозу общественную безопасность и нарушило правопорядок.
Вышеприведенные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемом судебном акте.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования в суде, не опровергают установленных обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу постановления.
Суд первой инстанции, верно установил, что в указанные дату и время ФИО1 совместно с иными лицами участвовал в публичном мероприятии, объединенным единым замыслом и общей организацией, проводимом в форме демонстрации и не представлял собой случайное совпадение действий отдельных демонстрантов, что является нарушением именно ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.9 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции части 2 статьи 20.2 КоАП РФ. При назначении административного наказания судья районного суда учел данные о личности виновного, характер совершенного им административного правонарушения, а также конкретные обстоятельства дела.
Вывод суда о назначении административного наказания достаточно мотивирован, сделан с учетом всех обстоятельств дела.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Каких-либо новых доводов и доказательств, которые могли бы повлечь отмену постановления суда, в ходе рассмотрения жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу защитника ФИО17 – <данные изъяты>. на постановление судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 ноября 2020 года № 5-1607/2020 - оставить без удовлетворения.
Постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 ноября 2020 года № 5-1607/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО14 - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>