Дело № 12-672/2016
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
28 июня 2016 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Архипова Н.В.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя министра финансов Чувашской Республики ФИО8----- от дата,
установил:
Постановлением заместителя министра финансов Чувашской Республики ФИО8----- от дата должностное лицо - ------------ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере ------.
Не согласившись с данным постановлением, дата ФИО1 подал на него жалобу, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения по следующим основаниям. Как следует из оспариваемого постановления, ФИО1 вменяется нарушение условий предоставления субсидий, в связи с отказом с дата от обслуживания маршрутов ----- «------», ----- «------», ----- «------», ----- «------», ----- «------», следствием чего стало невыполнение показателя «Регулярность выполнения рейсов по социально значимым маршрутам». При квалификации недостижения показателя «Регулярность выполнения рейсов по социально значимым маршрутам» на уровне не менее ------ получателем субсидии, должностное лицо Минфина Чувашии признала планируемые результаты хозяйственной деятельности условием предоставления субсидии, с чем заявитель не может согласиться. Из буквального толкования положений бюджетного законодательства следует, что законодатель различает понятия «условия предоставления субсидии» и «условия использования субсидии» как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления и использования субсидий. Пунктом 2.8 Правил установлен перечень оснований для отказа получателю субсидий в предоставлении субсидии за отчетный месяц: непредставление в сроки, указанные в пунктах 2.3 и 2.6 настоящих Правил, документов и (или) уточненных сведений; нарушение установленных соглашением требований. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Таким образом, условия предоставления субсидии определены названными Правилами, достижение планируемых результатов хозяйственной деятельности в их число не входит. Из буквального толкования приведенных положений Правил и условий Соглашения следует, что вопрос о наличии или отсутствии у ------ условий для получения субсидии решается на стадии проверки документов, которые необходимы для получения субсидии. На момент представления субсидий регулярность выполнения рейсов по социально значимым маршрутам не рассчитывается и оценка эффективности не производится. То есть, этот показатель не входит в перечень условий, необходимых для предоставления субсидий. Из обстоятельств дела не следует, что должностным лицом ------ были нарушены какие-либо из приведенных выше условий предоставления субсидий, установленные пунктами 2.2, 2.3, 2.4, 2.8. Правил, пунктами 1.2, 2.4 Соглашения исключает возможность квалификации его действий по ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ. Ни Правила, ни Соглашение не устанавливают обязанностей по обслуживанию ------ всех социально-значимых маршрутов, поименованных в Приказе Минтранса Чувашии от дата-----, так как Порядок организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике и муниципальных образованиях определяется иными нормативно-правовыми актами. Право на обслуживание регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в адрес либо отдельных отправлений одного муниципального маршрута (в случае возникновения необходимости привлечения перевозчиков на уже существующий маршрут) перевозчик получает на конкурсной основе. И только договор заключенный перевозчиком с органом местного самоуправления дает право последнему и устанавливает его обязанности по обеспечению перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам, а также определяет ответственность сторон. Ни федеральным, ни региональным, ни местным (муниципальным) законодательством не предусмотрено, что права и обязанности сторон по осуществлению регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом могут устанавливаться соглашениями о субсидиях. Это противоречило бы характеру и смыслу субсидий. В данном случае, соглашение о предоставлении субсидий регламентирует порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат по обеспечению перевозок по социально значимым маршрутам, но не дает права перевозчику на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и не устанавливает для перевозчика соответствующих обязанностей по обслуживанию маршрутов. Предоставление субсидий осуществляется по факту выполнения работ либо оказания услуг исполнителем, и подтверждается сведениями о работе пассажирского автомобильного транспорта по форме федерального статистического наблюдения ------автотранс и возникновением непокрытой собственными доходами части затрат от перевозки пассажиров по социально значимым маршрутам, что и прописано в условиях Соглашения. Материалы административного дела свидетельствуют о том, что договор ----- на осуществление регулярных перевозок в адрес, заключенный дата прекратил свое действие дата в связи с признанием утратившим силу приказа Минстроя Чувашии от дата----- «Об утверждении Перечня маршрутов и перевозчиков, осуществляющих перевозки льготных категорий пассажиров при наличии льготного проездного билета для льготных категорий граждан». Последующих договоров между заказчиком перевозок - администрацией адрес и ------ не заключалось. Соответственно, отказавшись с дата от обслуживания муниципальных маршрутов адрес----- «------», ----- «------», ----- «------», ----- «------», ----- «------», ------ не нарушило никаких обязательств, и тем более условий предоставления субсидий. С учетом изложенного, считает, что в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Субъективная сторона административного правонарушения не раскрыта. Материалы административного дела не содержат доказательств того, что показатель регулярности выполнения рейсов составил менее ------. Данный показатель рассчитан не был и документально не обоснован, доказательства подтверждения вывода административного органа в материалах дела отсутствуют, из оспариваемого постановления также невозможно установить, по каким критериям сделан такой предположительный вывод. Кроме того, регулярность выполнения рейсов не является условием предоставления субсидий, а служит для оценки эффективности предоставления субсидий, которая как указано в оспариваемом постановлении, определяется по итогам года. Даже если должностное лицо Минфина Чувашии пришло к выводу о том, что фактическое значение данного показателя дата составило менее ------, то в ходе производства по делу об административном правонарушении в целях установления вины должностного лица, следовало установить причины, по которым ожидаемые результаты хозяйственной деятельности не были достигнуты, поскольку данное обстоятельство может являться результатом иных обстоятельств, не зависящих от поведения ФИО1.
ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
В судебном заседании защитник ФИО1 - Андреева Н.В., действующая на основании доверенности от дата, поддержала жалобу по изложенным в ней доводам, вновь привела их суду, просила отменить постановление и прекратить производство по делу за отсутствием в действиях ФИО1 события административного правонарушения.
Представитель Министерства Финансов Чувашской Республики ФИО2, действующий на основании доверенности от дата, просил отказать в удовлетворении жалобы ФИО1, постановление оставить без изменения ввиду отсутствия оснований для его отмены.
Представитель Прокуратуры Чувашской Республики Александров С.В. просил отказать в удовлетворении жалобы ФИО1, постановление оставить без изменения ввиду отсутствия оснований для его отмены.
Выслушав Андрееву Н.В., ФИО2, Александрова С.В., изучив доводы жалобы, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидиями являются целевые бюджетные ассигнования, перечисляемые на условиях безвозмездности и безвозвратности.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
К бюджетным ассигнования относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (ст.69 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и возвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.2 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В сч.3 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Согласно п.2.2 Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат ------ на обеспечение перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от дата-----, перечисление средств получателю субсидий осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидий, заключенного между Минтрансом Чувашии и получателем субсидий, согласованного с Министерством финансов Чувашской Республики.
Соглашение должно содержать следующие положения:
направление расходования субсидий;
сроки и условия предоставления субсидий;
форму отчета об использовании субсидий и сроки его представления в ------;
правила контроля за соблюдением условий соглашения;
ответственность получателя субсидий за нарушение условий соглашения;
порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
порядок и случаи возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году.
К соглашению прилагаются формы справки-расчета на возмещение части затрат на обеспечение перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам и заявки на получение субсидий.
Для получения субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики получатель субсидий ежемесячно в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Минтранс Чувашии заявку на получение субсидий, справку-расчет на возмещение части затрат на обеспечение перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам по формам, предусмотренным соглашением, и сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта по форме федерального статистического наблюдения (п.2.3).
В пункте 2.8 Правил предусмотрено, что нарушение установленных Соглашением требований является основанием для отказа получателю субсидий в предоставлении субсидии за отчетный месяц.
Согласно части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка по факту нарушения условий предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат ------ на обеспечение перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам.
дата заместитель прокурора Чувашской Республики старший советник юстиции ФИО12 вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ в отношении ------------ ФИО1
Из постановления следует, что ------------ ФИО1, являясь должностным лицом, возглавляющим государственное предприятие, осуществляющим руководство его деятельности, действуя от его имени, наделенный в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении его имущества и средств, нарушил условия предоставления дата субсидий на возмещение части затрат на обеспечение перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам при следующих обстоятельствах.
Законом Чувашской Республики от дата----- «О республиканском бюджете Чувашской Республики на дата», предусмотрено предоставление ------ субсидий в размере ------ на возмещение затрат, связанных с обеспечением перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам в рамках подпрограммы «Пассажирский транспорт» государственной программы Чувашской Республики «Развитие транспортной системы Чувашской Республики» на дата, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от дата-----.
Согласно Подпрограмме, одним из основных мероприятий является обеспечение перевозок пассажиров автомобильным транспортом по социально значимым маршрутам, реализация которого предусматривает путем подписания соглашения с ------ о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам.
Кроме того, Подпрограммой предусмотрено, что ------ возмещается часть затрат по обеспечению перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам (маршрутам регулярного сообщения с низким пассажиропотоком на малоинтенсивных линиях) в соответствии с Перечнем маршрутов, по которым осуществляется перевозка льготных категорий граждан при наличии карт для безналичной оплаты проезда льготными категориями граждан, утвержденным приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от дата----- (зарегистрирован в Министерстве юстиции Чувашской Республики дата, регистрационный -----).
Согласно данному приказу, внутримуниципальные маршруты ----- «------», ----- «------», ----- «------», ----- «------», ----- «------» входят в перечень маршрутов, по которым осуществляется перевозка льготных категорий граждан при наличии карт для безналичной оплаты проезда льготными категориями граждан.
В рамках реализации Подпрограммы между Минтрансом Чувашии и ГУП «Чувашавтотранс» заключено соглашение ----- от дата и дополнительные соглашения ----- от дата, ----- от дата, ----- от дата, в соответствии с которыми до ГУП «Чувашавтотранс» на указанные цели доведены субсидии за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в размере ------ по разделу 0400 «Национальная экономика», подразделу 0408 «Транспорт», по целевой статье ----- «Субсидии ГУП «Чувашавтотранс» на обеспечение перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам», виду расходов 810 «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам», коду главы -----.
В соответствии с п.1.2 Соглашения о предоставлении дата субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат ------ на обеспечение перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам от дата----- обязательным условием, необходимым для предоставления субсидии, является возникновение непокрытой собственными доходами части затрат от перевозки пассажиров по социально значимым маршрутам, перечень которых утверждается приказом Минтранса Чувашии об утверждении перечня маршрутов, по которым осуществляется перевозка льготных категорий граждан.
Согласно п.1.3 Соглашения оценка эффективности предоставления субсидий осуществляется Министерством ежеквартально по следующим показателям: коэффициент покрытия убытка по социально значимым маршрутам субсидиями из республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам, который рассчитывается как отношение предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики субсидий на обеспечение перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам за отчетный период к фактическим убыткам по социально значимым маршрутам за отчетный период. Значение данного показателя является эффективным, если оно максимально приближено к единице; регулярность выполнения рейсов по социально значимым маршрутам, который рассчитывается как отношение фактического количества выполненных рейсов по социально значимым маршрутам в пригородном сообщении, к плану по рейсам на них, составленного согласно утвержденному расписанию. Значение данного показателя должно быть не менее ------.
Из материалов дела следует, что в нарушение условий Соглашения ГУП «Чувашавтотранс» с дата обслуживание социально значимых маршрутов ----- «------», ----- «------», ----- «------», ----- «------», ----- «------» прекращено. При этом паспортами указанных маршрутов плановое количество рейсов не ограничено периодом с дата.
Отказ от обслуживания указанных социально значимых маршрутов подтверждается письмом ------------ ФИО1 от дата----- в адрес администрации адрес Чувашской Республики.
Таким образом, ограничение обслуживания указанных маршрутов повлекло невыполнение показателя «Регулярность выполнения рейсов по социально значимым маршрутам», в результате чего фактическое значение данного показателя в дата составило менее ------.
Согласно ЕГРЮЛ ФИО1 является ------------.
Учитывая вышеизложенное, действия ФИО1, ------------, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ, при этом его вина вопреки доводам жалобы подтверждается материалами дела, а именно:
- Уставом ------;
- Соглашением ----- от дата о предоставлении дата субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат ------ на обеспечение перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам и дополнительными соглашениями ----- от дата, ----- от дата, ----- от дата;
- платежными поручениями (л.д.------);
- справками-расчетами на возмещение части затрат ------ на обеспечение перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам за дата г. (л.д------);
- постановлением заместителя прокурора Чувашской Республики ФИО12 от дата, а также другими материалами дела.
Перечисленные доказательства учтены заместителем министра финансов Чувашской Республики ФИО8 при принятии постановления от дата.
Вопреки доводам жалобы действия ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ.
Все доказательства оценены в совокупности с соблюдением правил, установленных ст.26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что доказательств того, что показатель регулярности выполнения рейсов составил менее ------, не имеется, судом во внимание не принимается, поскольку заявителем не представлены доказательства обратного, а оснований сомневаться в достоверности изложенного в постановлении у суда не имеется.
Довод жалобы об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения не принимается во внимание, так как опровергается совокупностью вышеприведенных доказательств.
Изложенные в жалобе ФИО1 доводы направлены на переоценку исследованных должностным лицом доказательств в выгодном для него свете и не свидетельствуют о его невиновности в совершении административного правонарушения, не влекут изменение назначенного ему административного наказания.
Наказание ФИО1 назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о его личности, характера совершенного им правонарушения. Кроме того, необходимо отметить, что наказание (штраф в размере ------) назначено в пределах, установленных санкцией ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм, влекущих изменение или отмену оспариваемого постановления, в ходе производства по делу не допущено.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения постановления по делу об административном правонарушении не нахожу.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление заместителя министра финансов Чувашской Республики ФИО8----- от дата, которым должностное лицо - ------------ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере ------, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Н.В. Архипова
Мотивированное решение составлено 29 июня 2016 г.