ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-672/2021 от 23.11.2021 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело №12-672/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

23 ноября 2021 года г. Хабаровск

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Владимирова Н.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 №08-227/2021Х от 29 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ в отношении должностного лица - врио руководителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области ФИО1,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4Х от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - врио руководителя МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.

ФИО2 обратилась в суд с жалобой, в обоснование которой указывает, что постановление не соответствует требованиям действующего законодательства в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В соответствии с Положением МТУ, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 №467, МТУ является территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом, основным видом деятельности которого согласно ОКВЭД является управление имуществом, находящимся в государственной собственности, при этом деятельность в сфере природопользования МТУ не ведёт, эксплуатацию объекта «Шламонакопитель» не осуществляет. Согласно акта в ходе проверки установлено, что негативное воздействие на окружающую среду оказывает содержимое шламонакопителя - отходы борогипса шламонакопителя бывшего «Комсомольского сернокислотного завода», которые собственностью МТУ не являются. В 2013 году ТУ Росимущества в Хабаровском крае в рамках исполнения решения Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по делу были проведены мероприятия по восстановлению целостности дамбы шламонакопителя борогипса в целях предотвращения заражения бором <адрес> и <адрес>, впадающих в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом в рамках должностных полномочий в отношении соблюдения требований к надлежащему состоянию и содержанию сооружения «Шламонакопитель борогипса» приняты меры по организации работы о включении объекта шламонакопитель борогипса в реестр объектов накопленного вреда, что подтверждается письмами от ДД.ММ.ГГГГ.1-07, от ДД.ММ.ГГГГ.1-07. ФИО1 как должностным лицом в пределах своих должностных полномочий, предприняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение надлежащего содержания и сохранения объекта федерального имущества «Шламонакопитель», что исключает наличие вины должностного лица в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ. Указанные обстоятельства в ходе производства по делу в нарушение требований ст. 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ фактически не исследованы, оценка им не дана. Просит отменить постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО2 поддержала доводы жалобы, дав пояснения по их существу, указав на отсутствие в её действиях состава административного правонарушения. Просила удовлетворить жалобу в полном объеме.

Защитник ФИО3 поддержала позицию должностного лица ФИО1, пояснив обстоятельства по основаниям, изложенным в письменных пояснениях от ДД.ММ.ГГГГ, представленных в материалы дела.

Должностное лицо Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 не согласилась с доводами жалобы, указав на законность вынесенного ею постановления, поскольку факт совершения вменённого ФИО1 правонарушения установлен и доказан материалами дела об административном правонарушении.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Статей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной деятельности и иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Так, статья 1 указанного Закона определяет понятие объекта накопленного вреда окружающей среде как территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде и понятие - накопленного вреда окружающей среде как - вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме.

Исходя из ст.80.1 Федерального закона № 7-ФЗ выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

При этом, выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления; в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти (п.3 ст.80.1 Федерального закона № 7-ФЗ).

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

В соответствии с п.5 и п.6 Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 445 (далее - Правила ведения государственного реестра), заявление о включении объекта в государственный реестр (далее - заявление) представляется заявителем в письменной форме в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на основании Приказа Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, в части надзора за соблюдением обязательных требований природоохранного законодательства Российской Федерации, а также нормативов и нормативный документов при осуществлении деятельности МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, связанной с влиянием объекта федерального имущества «Шламонакопитель» (<адрес>, 61, территория бывшего Комсомольского сернокислотного завода).

В ходе проверочных мероприятий установлено, что шламонакопитель бывшего Комсомольского сернокислотного завода представляет собой искусственный котлован, ограниченный земляной дамбой, который был предназначен для складирования и хранения отходов производства борной кислоты (отходов борогипса).

Ограждающая дамба шламонакопителя земляная насыпная. Материал тела дамбы: глинистый и крупнообломочные грунты с примесью строительного грунта и разными по составу отходами производства. Отметка гребня дамбы 59,11 - 65,28 м. Средняя высота дамбы 7,50 м. Длины дамбы по гребню 1560 м. Ширина дамбы по гребню 6,0 - 8,0 м.Шламонакопитель Комсомольского сернокислотного завода - наливное сооружение, овражно-балочного типа, односекционная, ограниченное земляной дамбой, был построен в 1960 г. и эксплуатировался до 1974 г. За период эксплуатации в шламонакопитель было складировано до 2 млн. тонн (1242 тыс. т в пересчете на сухие шламы) отходов производства борной кислоты - борогипса (пастообразное вещество жёлтого цвета влажностью 45-60%), часть отходов объемом около 70 тыс. т. (в пересчете на сухие шламы) в 1998 - 1999 г.г. было вынуто из северной части шламонакопителя.

Необходима ликвидация негативного воздействия на окружающую среду отхода борогипса Шламонакопитель бывшего Комсомольского сернокислотного завода.

В настоящее время правообладателем сооружения дамбы шламонакопителя является МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области.

В реестре федерального имущества в составе государственной казны Российской Федерации учтен объект недвижимого имущества: «Шламонакопитель», общей площадью 174792,9 кв. м. кадастровый . Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в установленном законом порядке. МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области в соответствии с Положением, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории Хабаровского края и Еврейской автономной области, иного федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации и учтенного в реестре федерального имущества.

ДД.ММ.ГГГГ специалистами Управления в присутствии врио руководителя МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области ФИО1 проведен осмотр территории шламонакопителя борогипса, расположенный по адресу <адрес>, 61, по итогам которого составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ.

Проверкой установлено, что дамба шламонакопителя имеет прораны и находится в аварийном состоянии, надлежащий контроль за дамбой шламонакопителя собственником не осуществляется. Допущено загрязнение водных объектов – <адрес>, а также подземных вод. Шламонакопитель (его содержимое – шлам борогипса) оказывает негативное воздействие на окружающую среду, необходимо включить данный объект в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Таким образом, МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области не обеспечено надлежащее содержание и сохранение сооружения шламонакопителя борогипса и не организована работа по включению объекта шламонакопитель борогипса в государственный реестр объектов накопленного экологического вреда.

Результаты проведенной проверки зафиксированы актом проверки от ДД.ММ.ГГГГх.

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.1 КоАП РФ, и ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о признании врио руководителя МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.

Фактические обстоятельства совершения правонарушения и вина ФИО1 подтверждены совокупностью представленных доказательств: постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, определением о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки х от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований Х-1, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ, планом-схемой, фототаблицей, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, письмом от ДД.ММ.ГГГГ, и иными документами.

Вышеперечисленные доказательства являются допустимыми, достоверными и достаточными в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГл/с с ДД.ММ.ГГГГФИО2 временно исполняла обязанности руководителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области.

На момент совершения административного правонарушения врио руководителя МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области ФИО2 находилась при исполнении своих должностных обязанностей.

ФИО2, являясь врио руководителя МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, не надлежащим образом исполнила свои служебные обязанности по соблюдению требований действующего законодательства.

С учетом указанных обстоятельств, имеющихся в деле доказательств, обоснованным признается вывод должностного лица о виновности ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ

Доводы заявителя жалобы о том, что деятельность в сфере природопользования МТУ не ведёт, эксплуатацию объекта «Шламонакопитель» не осуществляет, шламонакопитель собственностью МТУ не является, судом отклоняются как необоснованные, поскольку письмом от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт того, что решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 21.03.2011 по делу №2-94/2011 ответственность за содержание объекта возложена на МТУ Росимущества в Хабаровском крае, однако, в нарушение требований действующего законодательства не обеспечено надлежащее содержание и сохранение сооружения шламонакопителя борогипса и не организована работа по включению объекта шламонакопитель борогипса в государственный реестр объектов накопленного экологического вреда.

Доводы жалобы о том, что предприняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение надлежащего содержания и сохранения объекта федерального имущества «Шламонакопитель», указанные обстоятельства фактически не исследованы, оценка им не дана, признаются несостоятельными, поскольку в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела.

Принятое постановление соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, в нем содержатся мотивированные и обоснованные выводы по установленным обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в том числе и возражениям лица.

Выводы должностного лица, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Каких-либо оснований не согласиться с этими выводами не имеется.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом существенных нарушений, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.

Дело рассмотрено и наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

При проверке законности и обоснованности постановления и решения существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не установлено.

При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4Х от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ в отношении должностного лица - врио руководителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня получения (вручения) его копии через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Судья Н.В. Владимирова