ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-673-2018 от 04.09.2018 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 12-673-2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

04 сентября 2018 года судья Центрального районного суда г. Читы Филиппова И.Н., при секретаре Бондаревой Ю.М.., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ивановой А.П. на постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – председателя комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» Ивановой А.П.,

у с т а н о в и л:

На основании вышеуказанного постановления должностное лицо – председатель комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» Иванова А.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 10 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Иванова А.П. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов ссылается на следующее. Постановление № 81 (Таблица № 3) устанавливает, что в структуру фонда оплаты труда непедагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций включаются стимулирующие выплаты, в том числе система премирования, которая не является гарантированной ежемесячной выплатой и устанавливается в пределах фонда оплаты труда по итогам оценки результативности и качества работы на основании показателей премирования. Указанные выше выплаты были включены в штатное расписание для расчета фонда оплаты труда и выплачивались в качестве премий по результатам оценки деятельности руководителей учреждений образования, в соответствии с приказом Комитета образования от 08.06.2015 г. № 135-р. В связи с чем, полагает, что данные выплаты не являются не обоснованными и соответствуют Постановлению №81. На стр. 4 в постановлении о назначении административного наказания указывается, что в нарушение п.п.3 п.1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в муниципальных общеобразовательных организациях - МОУ СОШ с. Шишкино и МОУ СОШ с. Беклемишево произведены расходы в сумме 626,7 тыс. рублей на оплату труда с начислениями мастерам производственного обучения, обеспечивающих реализацию программ профессиональной подготовки трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства водителей транспортных средств категории «С» и «В». Между тем, за данное правонарушения 24.11.2017 она уже была привлечена к административной ответственности по ст. 15.14.КоАП РФ, считает, что исключает возможность привлечения ее к административной ответственности за указанное правонарушение по части 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ. Также в постановлении указывается, что в нарушение требований Постановления № 81 количество ставок заместителей директора в штатных расписаниях школ превышает максимальное количество ставок на 4,25 ед. с годовым фондом оплаты труда 1 041,4 тыс. руб. При этом, утвержденный Постановлением № 81 порядок расходования субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях вступил в силу с 01 апреля 2017 года. При этом, штатные расписания школ утверждались на начало учебного 2016-2017 года в соответствии с другими нормативами расчета количества ставок заместителей руководителей образовательных организаций с учетом количества классов-комплектов. С вступлением в силу порядка, утв. Постановлением №81, количество ставок заместителей директора школ был приведено в соответствие, а именно произведено сокращение определенных штатных единиц в соответствии с требованием Трудового кодекса РФ. Кроме этого, в постановлении указывается, что в нарушение Постановления Правительства Забайкальского края от 3 марта 2017 г. N82 "О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях", количество ставок заместителей заведующих в штатных расписаниях детских садов превышает максимальное количество ставок на 2 ед. с годовым фондом оплаты труда 633, 8 тыс. руб. При этом, штатные расписания детских садов также утверждались в 2016 году, т.е. до вступления в силу Постановления № 82 с учетом иных нормативов расчета штатных единиц заместителей руководителей заведующих детским садом. Из содержания протокола об административном правонарушении и постановления следует, что Ивановой А.П. вменяется в вину то, что она бездействовала в части пересмотра штатных расписаний образовательных учреждений. Однако, полагает, что данный факт не может свидетельствовать о допущенных нарушениях условий предоставления (расходывания) субвенций, предусмотренных Постановлением 81,82. В связи с чем, считает, что Министерством финансов Забайкальского края не доказано совершение Ивановой А.П. правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, поскольку отсутствует событие административного правонарушения.

В судебном заседании заявитель и ее представитель доводы жалобы поддержали.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края полагала доводы жалобы не обоснованными.

Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы закона – административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Как следует из материалов дела, 11 мая 2018 года заместителем министра финансов Забайкальского края - начальником управления правового, кадрового и информационного обеспечения Семеновым Д.А. в отношении должностного лица - председателя Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» Ивановой А.П. вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Закона Забайкальского края от 11 июля 2013 года № 858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования» к полномочиям Правительства Забайкальского края в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми законами Забайкальского края.

В соответствии с пунктом 3 Порядка расходования субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского краям от 24 апреля 2014 года № 225 «Об утверждении государственной программы Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014-2020 годы» (далее - Порядок расходования субвенции), субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов для реализации образовательных программ дошкольного, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций, на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) (далее - субвенции для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях) в соответствии с установленными нормативами.

В соответствии с Законом Забайкальского края от 23 декабря 2016 г. № 1429-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» за период с 01 января 2017 года по 07 апреля 2017 года из бюджета Забайкальского края в бюджет муниципального района «Читинский район» поступила субвенция на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях и на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на сумму 380 287,8 тыс. руб.

В пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Решением Совета муниципального района «Читинский район» от 28 декабря 2016 года № 290 «О бюджете муниципального района «Читинский район на 2017 год» с расчетного счета Комитета по финансам администрации муниципального района «Читинский район», открытого для кассового обслуживания исполнения местного бюджета, средства субвенций для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в составе субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципальными общеобразовательными учреждениями муниципальных заданий перечислялись на лицевой счет главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» за период с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года.

Комитетом образования администрации муниципального района «Читинский район» средства субвенций для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в сумме 380 287,8 тыс. руб. были распределены между 59 муниципальными образовательными организациями посредством предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием муниципальных услуг в соответствии с муниципальными заданиями.

При осуществлении проверки Комитета образования администрации муниципального района «Читинский рай он» за период с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года установлено, что:

- в нарушение требований постановления Правительства Забайкальского края от 02 марта 2017 года №81 «О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях» в штатные расписания школ в годовой фонд оплаты туда включены необоснованные надбавки на непедагогических работников в сумме 309,5 тыс. руб. - доплата за исполнение обязанностей инженера по охране труда, доплата за дошкольное образование, за котельную, доплата за участие в ПМПК, надбавка за заведование УКП

-в нарушение пп. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. 3 п. 1 ст. 1 Закона Забайкальского края от 11 июля 2013 года № 858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования», пункта 3 Порядка расходования субвенции из средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий, предоставленных за счет субвенций для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях» произведены расходы в сумме 626,7 тыс. руб. - на оплату труда с начислениями мастерам производственного обучения, обеспечивающих реализацию программ профессиональной подготовки трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства, водителей транспортных средств категории «С» и «В»;

- в нарушение требований постановления Правительства Забайкальского края от 02 марта 2017 года №81 «О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях» количество ставок заместителей директора в штатных расписаниях школ превышает максимальное количество ставок на 4,25 ед. с годовым фондом оплаты труда 1 041,4 тыс. руб.;

- в нарушение требований постановления Правительства Забайкальского края от 03 марта 2017 года №82 «О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного в муниципальных дошкольных общеобразовательных организациях», количество ставок заместителей заведующих в штатных расписаниях детских садов превышает максимальное количество савок на 2 ед. с годовым фондов оплаты труда 633,8 тыс. руб.; отклонение между штатной и списочной численностью составило по школам: на 01 января 2017 года - 233,8 ед. и на 30 июня 2017 года - 168,6 ед., по детским садам: на 01 января 2017 года - 37,5 ед. и на 30 июня 2017 года -(-)П,0ед..

Заявителем указывается, что за нарушение пп. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. 3 п. 1 ст. 1 Закона Забайкальского края от 11 июля 2013 года № 858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования», пункта 3 Порядка расходования субвенции из средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий, предоставленных за счет субвенций для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях произведены расходы в сумме 626,7 тыс. руб. - на оплату труда с начислениями мастерам производственного обучения, обеспечивающих реализацию программ профессиональной подготовки трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства, водителей транспортных средств категории «С» и «В» она уже была привлечена к административной ответственности по ст. 15.14.КоАП РФ, что подтверждается материалами дела (л.д._________), в связи с чем указанное нарушение подлежит исключению из объема предъявленного обвинения.

Согласно Постановлению Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 N 81 "О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях" (таблица № 3) в структуру фонда оплаты труда непедагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций включаются стимулирующие выплаты, в том числе система премирования, которая не является гарантированной ежемесячной выплатой и устанавливается в пределах фонда оплаты труда по итогам оценки результативности и качества работы на основании показателей премирования, таким образом включение денных выплат в штатное расписание для расчета фонда оплаты труда и выплата таковых должны рассматриваться как необоснованные, в связи с чем указание в постановлении на данное нарушение обосновано, при условии, что материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что по части работников школ производились начисления к заработной плате, не предусмотренные вышеуказанным Постановлением.

Постановлениями Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 № 81 и № 82 от 03.03.2017 установлен порядок расходования субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, который вступил в силу с 01 апреля 2017 года, тогда как штатные расписания школ на 2016-2017 годы утверждались до указанной даты.

Указанным Постановлением также установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края (далее - органы местного самоуправления) ежемесячно за 10 календарных дней до начала месяца, в котором осуществляется финансирование, подают заявки на финансирование субвенций в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (далее - Министерство) по форме, устанавливаемой Министерством. Субвенции в течение 5 рабочих дней со дня поступления средств на лицевой счет перечисляются Министерством в бюджеты муниципальных районов и городских округов на счета, открытые для кассового обслуживания исполнения соответствующих бюджетов, исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на текущий год.

Часть вторая статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации является элементом правового механизма увольнения по сокращению численности или штата работников, позволяет работнику, подлежащему увольнению, заблаговременно, не менее чем за два месяца, узнать о предстоящем увольнении и с момента предупреждения об увольнении начать поиск подходящей работы. По буквальному смыслу указанной нормы, этот срок является минимальным и не исключает возможности предупреждения работника о предстоящем увольнении за более продолжительное время, что обеспечивает наиболее благоприятные условия для последующего трудоустройства, данная норма для работников носит гарантийный характер.

Из указанного выше следует, что заявитель в силу своих должностных обязанностей должна была осуществить контроль за приведением штатной численности в соответствие в вышеуказанными постановлениями и требованиями Трудового кодекса РФ в срок до 01.06.2017 включительно, тогда как как из материалов дела следует, что изменение штатной численности и утверждение штатных расписаний по части школ произошло в июле 2017 года, что в свою очередь повлекло за собой нецелевое использование бюджетных средств.

В соответствии со ст. 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации 306.8. нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов признается действие не связанное с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Таким образом, вышеуказанные нарушения, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 «Нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно санкции статьи 15.15.3 КоАП РФ субъектами ответственности за правонарушение, предусмотренное указанной статьей, являются должностные лица, под которыми понимаются, в том числе, руководители организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (примечание к статье 2.4 КоАП РФ).

Какие-либо документы, подтверждающие, что правонарушение, совершенное А.П. Ивановой, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля А.П. Ивановой, отсутствуют.

Таким образом, председателем Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» Ивановой А.П. совершено противоправное, виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении порядка условий расходования межбюджетных трансфертов, что является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

При вынесении заместителем министра финансов Забайкальского края - начальником управления правового, кадрового и информационного обеспечения Семеновым Д.А. постановления о привлечении председателя Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» Иванову А.П. к административной ответственности обстоятельства дела, свидетельствующие о наличии события правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, были установлены правильно. Наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб., предусмотрено санкцией указанной статьи.

Доводы жалобы о том, что из содержания протокола об административном правонарушении и постановления следует, что ей вменяется в вину то, что Иванова А.П. бездействовала в части пересмотра штатных расписаний образовательных учреждений. Однако, считает, что данный факт не может свидетельствовать о допущенных нарушениях условий предоставления (расходования) субвенций, предусмотренных Постановлением 81,82., подлежат отклонению как безосновательный.

При таких обстоятельствах, постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу об административном правонарушении от 11 мая 2018 года №, вынесенное заместителем министра финансов Забайкальского края - начальник управления правового, кадрового и информационного обеспечения Семеновым Д.А. подлежит изменению в части исключения из объема обвинения указания на нарушение пп. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. 3 п. 1 ст. 1 Закона Забайкальского края от 11 июля 2013 года № 858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования», пункта 3 Порядка расходования субвенции из средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий, предоставленных за счет субвенций для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях», в остальном постановление подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесенное заместителем министра финансов Забайкальского края - начальником управления правового, кадрового и информационного обеспечения в отношении должностного лица – председателя комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» Ивановой А.П. изменить: исключить из объема обвинения указания на нарушение пп. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. 3 п. 1 ст. 1 Закона Забайкальского края от 11 июля 2013 года № 858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования», пункта 3 Порядка расходования субвенции из средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий, предоставленных за счет субвенций для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях», в остальном данное постановление оставить без изменения, а жалобу Ивановой А.П. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы в течение 10 дней со дня его получения.

Судья И.Н. Филиппова