ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-673/17 от 21.12.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Сорокина О.П. д. № 12-673/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара «21» декабря 2017 года

Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу должностного лица – заместителя начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «Российские железные дороги» начальника железнодорожного вокзала ст. Самара Волконовского Г.А. на постановление Железнодорожного районного суда г.Самара от 23 ноября 2017 года, которым должностное лицо - заместитель начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «Российские железные дороги» начальник железнодорожного вокзала ст. Самара Волконовский Г.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Протоколом ААА № 6/96-17 от 11.10.2017 года должностному лицу вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: в период с 04.09.2017г. по 28.09.2017г. Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) на основании мотивированного представления государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора от 18.08.2017г. и Распоряжения от 21.08.2017г. № 777 Бровацкого Г.Я. - и.о. начальника Управления, проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО «Российские железные дороги» (железнодорожный вокзал Самара Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала О «РЖД») по соблюдению требований законов Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, по результатам проверки выявлено 16 нарушений обязательных требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, чем должностное лицо - заместитель начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «Российские железные дороги» начальник железнодорожного вокзала ст. Самара Волконовский Г.А. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ.

Дело передано на рассмотрение по подведомственности в Железнодорожный районный суд г.Самара, судьей которого 23.11.2017 г. вынесено указанное выше постановление.

Должностное лицо - заместитель начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «Российские железные дороги» начальник железнодорожного вокзала ст. Самара Волконовский Г.А. обратился в суд с жалобой на постановление судьи, в которой ставит вопрос об отмене постановления суда и прекращении производства по делу ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы Волконского Г.А. в поддержание жалобы, специалиста Золотарева С.В., возражения представителя УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора Садчиковой М.С., оснований для изменения или отмены постановления судьи не нахожу.

Диспозиция ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 10 статьи 1 Закона N 16-ФЗ под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Согласно статьи 1 Закона N 16-ФЗ зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств (подпункт «ж» пункта 5).

Здание железнодорожного вокзала в данном случае является объектом транспортной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 12 Закона N 16-ФЗ).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08 февраля 2011 года N 40 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.

В силу пунктов 3, 4 Требования применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории РФ, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и (или) физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.

Судом первой инстанции установлено, что в период с 04.09.2017г. по 28.09.2017г. Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) на основании мотивированного представления государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора от 18.08.2017г. и Распоряжения от 21.08.2017г. № 777 Бровацкого Г.Я. - и.о. начальника Управления, проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО «Российские железные дороги» (железнодорожный вокзал Самара Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала О «РЖД») по соблюдению требований законов Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, по результатам проверки выявлено следующие нарушения обязательных требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности :

- в нарушение п.п. 28 п. 5 Требований ОАО «РЖД» на железнодорожном вокзале Самара не обеспечивается видеонаблюдение, аудио- и видеозапись с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности контрольно-пропускных пунктах и постах, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности:

- в нарушение п.п. 2,6 Требований ОАО «РЖД» на железнодорожном вокзале Самара не воспрепятствует проникновению в зону транспортной безопасности и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства», в том числе подготовленного нарушителя, использующего автотранспортные средства, самоходную технику, машины и механизмы.

- в нарушение п.п. 3,6 Требований ОАО «РЖД» на железнодорожном вокзале Самара не проводится досмотр объектов досмотра при их перемещении с территории, прилегающей к зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности, перевозочный сектор зоны транспортной безопасности и (или) технологический сектор зоны транспортной безопасности, в сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности и (или) технологический сектор зоны транспортной безопасности.

- в нарушение п.п. 4,6 Требований ОАО «РЖД» на железнодорожном вокзале Самара не проводится досмотр объектов досмотра, за_ исключением лиц, обладающих постоянными пропусками для прохода на объект транспортной инфраструктуры, и переносимых (перевозимых) ими материальных объектов при их перемещении из перевозочного сектора зоны транспортной безопасности в технологический сектор зоны транспортной безопасности и из технологического сектора зоны транспортной безопасности в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности.

- в нарушение п.п. 5,6 Требований ОАО «РЖД» на железнодорожном вокзале Самара не проводится наблюдение за лицами, обладающими постоянными пропусками на объект транспортной инфраструктуры, и их биометрическая идентификация при их перемещении из перевозочного сектора зоны транспортной безопасности в технологический сектор зоны транспортной безопасности и из технологического сектора зоны транспортной безопасности в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности.

- в нарушение п.п. 6,6 Требований ОАО «РЖД» на железнодорожном вокзале Самара не проводится сверка и (или) проверка документов, являющихся правовыми основаниями для прохода (проезда) физических лиц и перемещенияматериальных предметов в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности и технологический сектор зоны транспортной безопасности, наблюдение и (или) осуществляет собеседование с объектами досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - наблюдение и (или) собеседование) контрольно-пропускных пунктах, постах в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра.

- в нарушение п.п. 7 п. 6 Требований ОАО «РЖД» на железнодорожном вокзале Самара не проводится дополнительный досмотр на контрольно-пропускных пунктах, постах и в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры объектов досмотра, в отношении которых будет выявлена связь с совершением или подготовкой к совершению акта незаконного вмешательства, включая материальные объекты досмотра, подозрительные на наличие предмета веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения.

- в нарушение п.п. 8,6 Требований ОАО «РЖД» на железнодорожном вокзале Самара не проводится повторный досмотр объектов досмотра на контрольно пропускных пунктах, постах и в зоне транспортной безопасности транспортной инфраструктуры при получении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в целях выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для подготовки и совершения актов незаконного вмешательства.

- в нарушение п.п. 9, 6 Требований ОАО «РЖД» на железнодорожном вокзале Самара не проводится выборочно дополнительный досмотр не менее 5 процентов объектов досмотра при их перемещении в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности.

- в нарушение п.п. 10, 6 Требований ОАО «РЖД» на железнодорожном вокзале Самара не выявляет нарушителей, совершение или подготовку к совершению незаконного вмешательства путем постоянного непрерывного контроля не менее чем 2 работниками сил обеспечения транспортной безопасности выводимых техническими средствами обеспечения транспортной безопасности эксплуатационных и функциональных показателей.

- нарушение п.п.11 п. 6 Требований ОАО «РЖД» на железнодорожном вокзале Самара не выявляет нарушителей, совершение или подготовку к совершению незаконного вмешательства на периметре границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

- в нарушение п.п. 12 п. 6 Требований ОАО «РЖД» на железнодорожном вокзале Самара не проводится работа по недопущению совершения актов незаконного вмешательства или подготовки к совершению актов незаконного вмешательства включающих хищение, повреждение материальных объектов, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, на критических элементах и уязвимых участках объекта транспортной инфраструктуры, определенных в оценки уязвимости, а также получения над ними контроля нарушителем, которые могут вызвать гибель людей и (или) повлечь нарушение деятельности объектов транспортной инфраструктуры или транспортного средства.

- в нарушение п.п. 13 п. 6 Требований ОАО «РЖД» на железнодорожном вокзале Самара не обеспечивается реагирование на совершение или подготовку к совершениюактов незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры, в том числе силами групп (группы) быстрого реагирования.

Факт совершения должностным лицом Волконовским Г.А. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении серии ААА № 6/96-17 от 11.10.2017 г., составленным уполномоченным на то лицом и в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ; актом проверки № СМ-80ЖД/17 от 28.09.2017г.; распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки ОАО «РЖД» от 21.08.2017 г. № 777; сообщением о проведении проверки от 21.08.2017 г. в адрес ОАО «РЖД»; запрос о предоставлении документов от 04.09.2017 г.; приказом о переводе на другую работу Волконовского Г.А. от 15.03.2016 г.; приказом начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов от 05.06.2015 г., согласно которому ответственным за обеспечение транспортной безопасности на вокзале Самара назначен Волконовский Г.А.; должностной инструкцией заместителя начальника – начальника железнодорожного вокзала Самара от 15.04.2016 г.; приказом от 20.10.2016 г. о структуре управления Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов и распределении обязанностей между начальником, заместителями начальника и главным инженером Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, постановлением о назначении административного наказания № СМ 15-17 от 16.03.2017 г., которым должностному лицу назначено административное наказание по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб.

Вместе с тем, ссылка заявителя на то, что ответственность за данное правонарушение должна быть возложена на ОАО «РЖД», несостоятельна, поскольку в соответствии с п.п. ф* п. 2 должностной инструкции начальник железнодорожного вокзала Самара организует и контролирует выполнение на вокзале Самара, Новокуйбышевская, Кинель и др. требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с Федеральным законом РФ от 09.02.2016г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», направленной на его реализацию; в соответствии с п.п. х * п.2 инструкции разрабатывает, реализует и корректирует план обеспечения транспортной безопасности вокзала Самара; в соответствии с п.п.ч* п.2 инструкции организует и участвует в проверках выполнения договорных обязательств охранными организациями по охране имущества ОАО «РЖД» на вокзалах Самара и др.

Следовательно, выполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожном вокзале Самара осуществляет - заместитель начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «Российские железные дороги» начальник железнодорожного вокзала ст. Самара Волконовский Г.А.

Обеспечение безопасности на объектах транспортной инфраструктуры является - приоритетной задачей Правительства Российской Федерации, о чем предусмотрено в Постановлении Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 «О Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)».

Государственная охрана, т.е. транспортная безопасность на объектах транспортной инфраструктуры должна быть обеспечена в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона РФ "О транспортной безопасности" силами самого субъекта транспортной инфраструктуры - ОАО "РЖД", а не иных органов и лиц.

Заместитель начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «Российские железные дороги» начальник железнодорожного вокзала ст. Самара Волконский Г.А., как должностное лицо, обязан принять меры для исполнения возложенных на него задач и требований Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", между тем, суду не представлены сведения о том, что Волконовский Г.А. предпринимал своевременные меры для устранения нарушений.

Постановление о привлечении Волконовского Г.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, при рассмотрении настоящего дела допущено не было..

Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения.

При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, не имеется.

Кроме того, полагаю, что при изготовлении текста оспариваемого постановления судом первой инстанции была допущена описка в написании фамилии лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, не влияющая на квалификацию вменяемого правонарушения.

Так, в обжалуемом постановлении фамилия должностного лица указано как «Волконский Г.А.», тогда как согласно представленным материалам, его фамилия значится как «Волконовский Г.А», в связи с чем, с целью надлежащего исполнения, обжалуемое постановление в данной части также подлежит изменению.

Допущенная ошибка не позволяет усомниться в том, что данный акт вынесен именно в отношении лица, привлеченного к административной ответственности, но подлежит устранению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление Железнодорожного районного суда г.Самара от 23 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении должностного лица - заместителя начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «Российские железные дороги» начальника железнодорожного вокзала ст. Самара Волконовского Г.А. изменить, указать, что постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ вынесено в отношении должностного лица - заместителя начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «Российские железные дороги» начальника железнодорожного вокзала ст. Самара Волконовского Г.А., вместо «Волконского Г.А.», в остальной части постановление оставить без изменения.

Жалобу заместителя начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «Российские железные дороги» начальника железнодорожного вокзала ст. Самара Волконовского Г.А. – оставить без удовлетворения.

Судья Самарского областного суда П.А.Тукмаков