ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-673/20 от 18.12.2020 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

<адрес> 18 декабря 2020 года

Судья Центрального районного суда <адрес>ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя <данные изъяты>ФИО4 на постановление заместителя министра строительства <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.28 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ЖСК <данные изъяты> с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением министра строительства <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ЖСК <данные изъяты> привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.14.28 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (непредставление отчетности за 4 квартал 2019 года и 1 квартал 2020 года по объекту капитального строительства - жилой дом с нежилыми помещениями и инженерно-техническим обеспечением, <адрес>, 9 квартал).

Не согласившись с указанным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, представитель ЖСК <данные изъяты>» ФИО4 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление заместителя министра строительства <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения и недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, дело направить на новое рассмотрение, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время у ЖСК <данные изъяты> нет руководителя, а отчетность предоставляется в уполномоченный орган посредством личного кабинета в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя, иного способа предоставления отчетности не предусмотрено. Кроме этого, представитель ЖСК «<данные изъяты> полагает, что ЖСК <данные изъяты>» не является субъектом долевого строительства и не осуществляет деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства. ЖСК «<данные изъяты>» с 2014 года не осуществляет строительство многоквартирного дома, а с ДД.ММ.ГГГГ не имеет права осуществлять строительство в связи с отсутствием разрешения на строительство.

Представитель ЖСК «Татищев-2» ФИО4 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В связи с этим суд полагает возможным рассмотреть доводы жалобы в отсутствие представитель ЖСК <данные изъяты> Ранее в судебном заседании представитель ФИО4 доводы жалобы поддержал, дополнил тем, что ЖСК «<данные изъяты>» не является субъектом долевого строительства, в связи с чем требования Приказа Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ/ПР на указанное юридическое лицо не распространяется. При этом в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении ЖСК <данные изъяты>» было вменено нарушение Приказа Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ/пр, тогда как ЖСК <данные изъяты>» не был уведомлен о рассмотрении дела по данному основанию, чем указанное юридическое лицо было лишено возможности дать по данному основанию объяснения, тем самым лишив права на защиту. Также указывает на ненадлежащее уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку уведомление о дате, времени и месте рассмотрения дела юридическое лицо было уведомлено за один день, чем также было нарушено право на защиту. Кроме того, ЖСК <данные изъяты>» не был надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Представитель министерства строительства <адрес> в судебное заседание не явился, неоднократно о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств не представил, направив во исполнение запроса суда копию материалов по делу об административном правонарушении . На основании изложенного, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства строительства <адрес>.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.34 Конституции России, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Как указано в части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст.2.1 КоАП РФ).

На основании положений ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ за №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за «Об определении органа, уполномоченного на осуществление контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости», министерство строительства <адрес> является органом, уполномоченным на осуществление контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

ЖСК «Татищев-2» имеет статус юридического лица в соответствии с разрешением на строительство №RU 6330200-503 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Мэрией г.о.Тольятти, и от ДД.ММ.ГГГГ, выданного министерством строительства <адрес>, с привлечением денежных средств, участников долевого строительства, ЖСК <данные изъяты>» осуществляет строительство объекта капитального строительства – жилой дом с нежилыми помещениями и инженерно-техническим обеспечением, <адрес>, 9 квартал.

Как следует из материалов дела, ЖСК <данные изъяты> за 4 квартал 2019 года и 1 квартал 2020 года в нарушение порядка предоставления жилищно-строительным кооперативом отчётности об осуществлении деятельности жилищно-строительного, связанной с привлечение денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, и порядка предоставления жилищно-строительным кооперативом указанной отчетности в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утвержденного Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ\пр., не представлена ежеквартальная отчетность.

По данному факту должностным лицом в отношении ЖСК <данные изъяты>» составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого вынесено оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания.

В соответствии с частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.28 КоАП РФ, являются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства.

Объективную сторону данного правонарушения образуют несвоевременное предоставление застройщиком ежеквартальной отчетности, предоставлении им недостоверной либо неполной ежеквартальной отчетности в контролирующий орган.

Субъектом правонарушения является лицо, обязанное в установленный срок представлять органу, осуществляющему контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетность в соответствии с требованиями законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, урегулированы Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (Федеральный закон №214-ФЗ).

Согласно ч.ч. 2, 18 ст.23 Федерального закона №214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство. Контролирующий орган осуществляет контроль (надзор) за привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительными кооперативами многоквартирных домов в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов, с учетом положений настоящего Федерального закона о контроле за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно со ст.110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

Согласно п.1 ст.123.2 ЖК РФ контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса осуществляется контролирующим органом. По окончании строительства многоквартирного дома и получения разрешения на его ввод в эксплуатацию в отношении жилищно-строительных кооперативов осуществляется государственный жилищный надзор в порядке, предусмотренном статьей 20 настоящего Кодекса.

В силу п.3.3 ст. 123.2 ЖК РФ контролирующий орган при осуществлении контроля вправе: ежеквартально получать от жилищно-строительного кооператива отчетность об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Форма и порядок предоставления отчетности об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства ЖСК многоквартирного дома, утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр.

В соответствии с п.2 Порядка жилищно-строительный кооператив ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами (далее - отчетность).

Отчетность представляется каждый квартал, начиная с квартала, в течение которого заключен первый договор в составе строящегося (создаваемого) многоквартирного дома, и по квартал, в течение которого получено разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

В соответствии с п.2 Порядка отчетность представляется жилищно-строительным кооперативом в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется жилищно-строительным кооперативом в уполномоченный орган не позднее 60 дней после окончания IV квартала.

Датой предоставления отчетности считается дата размещения отчетности в личном кабинете жилищно-строительного кооператива в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС), предусмотренной статьей 23.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Отчетность с прилагаемыми к ней документами (при их наличии), предоставляется жилищно-строительным кооперативом в уполномоченный орган посредством личного кабинета жилищно-строительного кооператива ЕИСЖС в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью председателя правления жилищно-строительного кооператива.

Таким образом, отчетность за 4 квартал 2019 года и 1 квартал 2020 года ЖСК <данные изъяты> должен был представить уполномоченный орган в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, отчетность за 4 квартал 2019 года и 1 квартал 2020 года ЖСК <данные изъяты>» до настоящего времени не представлена.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц председателем правления ЖСК «<данные изъяты>» является ФИО1.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц видами деятельности ЖСК <данные изъяты>» являются: строительство жилых и нежилых зданий: подготовка строительной площадки; производств электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ; строительные отделочные работы; покупка и продажа земельных участков, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

Основными видами деятельности ЖСК «<данные изъяты> согласно Устава являются: организация строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта, а также эксплуатация объектов общей совместной собственности членов Кооператива; финансирование строительства объектов общей совместной собственности членов кооператива и их строительство в качестве Инвестора и\или Заказчика в соответствии с проектом застройки; аккумулирование финансовых средств и материальных ресурсов членов кооператива.

Таким образом, из представленных материалов усматривается, что постановление заместителя министра строительства <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в отношении ЖСК <данные изъяты>» при полном соблюдении процессуального законодательства.

Учитывая изложенное, суд считает, что ЖСК <данные изъяты> обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.28 КоАП РФ, так как оно нарушило требования представления в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Доводы представителя заявителя о том, что ЖСК <данные изъяты>» не является субъектом долевого строительства и не осуществляет деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в том числе в виду отстранения ФИО5 от должности председателя правления ЖСК «<данные изъяты>», суд находит не состоятельными по следующим основаниям.

Федеральным законом №214-ФЗ предусмотрена обязанность застройщика представлять ежеквартальную отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона №214-ФЗ застройщиком признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с указанным Федеральным законом для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.

Из материалов дела усматривается, что ЖСК <данные изъяты>» является застройщиком и в силу Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр обязан ежеквартально представлять отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ председателем правления ЖСК «<данные изъяты> является ФИО1. Согласно сообщению ЖСК «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, исполняющий обязанности председателя правления ЖСК «<данные изъяты>» не назначался.

При этом, в соответствии со ст.2.10 КоАП РФ административной ответственности подлежит юридическое лицо в случае совершения им административного правонарушения в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.28 КоАП РФ, вменяется юридическому лицу, которое в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ является действующим, действия ЖСК <данные изъяты>» административным органом правильно квалифицированы по ч.3 ст.14.28 КоАП РФ, что подтверждается материалами дела, обжалуемым постановлением. По этим же основаниям суд оставляет без удовлетворения ходатайство заявителя об истребовании в следственном отделе по <адрес> СУ СК РФ по <адрес> сведений в отношении ФИО5.

Доводы, на которые представитель заявителя ссылается в жалобе, в том числе и в части несогласия заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием административным органом Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что последним допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Указания в жалобе на ненадлежащее извещение привлекаемого к ответственности юридического лица – ЖСК <данные изъяты>» о составлении протокола по делу об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, в связи с получением уведомления за один день до рассмотрения, также не могут быть отнесены к грубым нарушениям процедуры рассмотрения дела, поскольку меры, направленные на надлежащее уведомление как о составлении протокола по делу об административном правонарушении, так и о рассмотрении дела об административном правонарушении не противоречит требованиям закона о надлежащем извещении привлекаемого к ответственности лица всеми доступными способами. Из материалов дела усматривается, что уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (на ДД.ММ.ГГГГ) было направлено юридическому лицу ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении получен ЖСК <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, дело рассмотрено административным органом с учетом письменных возражений представителя привлекаемого лица, с разрешением изложенного в них ходатайства о прекращении дела об административном правонарушении.

Таким образом, право ЖСК «<данные изъяты> на защиту в ходе производства по делу не нарушено.

Иные доводы, на которые ссылается представитель юридического лица, в том числе и относительно неправильной оценки установленных по делу обстоятельств направлены на переоценку доказательств, ранее исследованных в рамках производства по делу.

В ходе разбирательства нарушений, влекущих признание незаконными материалов административного производства, постановления административного органа по делу об административном правонарушении в отношении ЖСК «<данные изъяты>», судом не установлено.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).

На основании ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Наказание назначено в пределах санкции статьи, с учетом всех обстоятельств дела.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Обжалуемое постановление должностного лица является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя министра строительства <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ЖСК «<данные изъяты> - оставить без изменения, а жалобу представителя ЖСК <данные изъяты>ФИО4 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение десяти суток со дня получения копии решения.

Судья ФИО2