ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-673/20 от 29.12.2020 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 12-673/2020

УИД 29RS0014-01-2020-005939-85

УИН 32<№>

РЕШЕНИЕ

<...>

29 декабря 2020 года

Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Ибрагимова Н.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе защитника Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – ФИО2 Фёдора В. на постановление заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1<№> от <Дата>,

установил:

постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1<№> от <Дата> Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 (Тридцать тысяч) рублей.

Защитник Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – ФИО2 не согласился с указанным постановлением, обжаловав его в Ломоносовский районный суд города Архангельска.

В жалобе просит постановление должностного лица отменить как незаконное, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях доверителя состава вмененного административного правонарушения.

Утверждает, что вина Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в неисполнении решения Ломоносовского районного суда города Архангельска <№>а-2403/2017 отсутствует, поскольку Министерством приняты все возможные и зависящие от него меры для своевременного и надлежащего исполнения решения суда.

В судебном заседании защитник Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – ФИО3 доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Утверждал, что в силу действующего законодательства средства на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений, в том числе лесоустройство, предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В целях исполнения решения суда Министерство регулярно обращается в Рослесхоз и Минприроды России с просьбами выделить необходимые средства для проведения лесоустройства во исполнение судебных решений.

Неоднократные запросы о выделении средств получили ответы, согласно которым выделение дополнительных средств нераспределенного резерва в приоритетном порядке осуществляется на финансирование обеспечения расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности и воспроизводством лесов, расположенных на землях лесного фонда, пострадавших в результате стихийных бедствий.

Кроме того в 2020 году по инициативе Министерства, Правительство Архангельской области проинформировало Архангельское областное Собрание депутатов о ситуации в Архангельской области, связанной с проведением лесоустройства.

В свою очередь Архангельское областное Собрание депутатов письмом от <Дата> обратилось в Минприроды России с просьбой увеличить финансирование из федерального бюджета работ по лесоустройству.

В ответе Минприроды России указало на приоритетный порядок финансового обеспечения только расходов, связанных с тушением лесных пожаров.

Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – ФИО3, нахожу постановление подлежащим отмене, а производство по делу прекращению в силу следующего.

Из материалов дела усматривается, что на исполнении в межрайонном отделе по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Архангельской области и НАО находится исполнительное производство <№>-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа № ФС 018696856 от <Дата>, выданного Ломоносовским районным судом города Архангельска по гражданскому делу <№>а-2403/2017, об обязании Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство с соблюдением требований приказа Рослесхоза <№> от <Дата> на территории Ижемского участкового лесничества Архангельского лесничества.

В связи с неисполнением Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, <Дата> судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа.

<Дата> судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении решения суда, установлен срок для исполнения до <Дата>.

В ходе проверки исполнения судебным приставом-исполнителем было установлено, что решение суда в полном объеме не исполнено, лесоустройство с соблюдением требований приказа Рослесхоза <№> от <Дата> на территории Ижемского участкового лесничества Архангельского лесничества не проведено.

Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективная сторона правонарушения по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Объективная сторона административного правонарушения по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Согласно общим условиям привлечения лица к административной ответственности, установленным частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Следовательно, вывод о совершении лицом административного правонарушения должен базироваться на доказательствах, объективно и безусловно подтверждающих вину лица, привлекаемого к ответственности, в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что ю

ридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины юридического лица в совершении административного правонарушения отнесено пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Полагая, что Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом не учтено следующее.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе, проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.

В силу части 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Частью 7 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что финансовое обеспечение полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета.

Субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства лесного хозяйства на предоставление субвенций на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства.

Таким образом, исполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера прямо зависит от субвенций, предоставляемых из федерального бюджета на финансовое обеспечение полномочий по лесоустройству, переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области регулярно обращается в Рослесхоз и Минприроды России с просьбами выделить необходимые средства для проведения лесоустройства во исполнение судебных решений.

Неоднократные запросы о выделении средств получили ответы, согласно которым выделение дополнительных средств нераспределенного резерва в приоритетном порядке осуществляется на финансирование обеспечения расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности и воспроизводством лесов, расположенных на землях лесного фонда, пострадавших в результате стихийных бедствий.

Кроме того в 2020 году по инициативе Министерства, Правительство Архангельской области проинформировало Архангельское областное Собрание депутатов о ситуации в Архангельской области, связанной с проведением лесоустройства.

В свою очередь Архангельское областное Собрание депутатов письмом от <Дата> обратилось в Минприроды России с просьбой увеличить финансирование из федерального бюджета работ по лесоустройству.

В ответе Минприроды России указало на приоритетный порядок финансового обеспечения только расходов, связанных с тушением лесных пожаров.

Суммы, выделяемые Рослесхозом на цели лесоустройства, совершенно недостаточные для своевременного исполнения судебных решений.

Выделяемых средств хватает на покрытие менее, чем 10 % от реальной потребности.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности для Министерства в законном порядке исполнить решение суда.

Вместе с тем Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области предпринимает все зависящие от него меры по своевременному исполнению решения суда, в пределах выделенного финансирования проводит лесоустройство, направляет заявки на предоставление дополнительных средств федерального бюджета на осуществление делегированных полномочий в сфере лесных отношений.

Так, в 2018 году средства субвенций были направлены на лесоустройство частей Вельского и Северодвинского лесничеств (контракт <№> от <Дата>).

В 2019 году средства субвенций были направлены на лесоустройство оставшейся части Вельского лесничества (контракт <№> от <Дата>).

Следовательно, материалами дела установлено и доказано, что Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области предпринимало все возможные и зависящие от него меры по своевременному исполнению решения суда, направляло заявки на предоставление дополнительных и необходимых средств на осуществление делегированных полномочий в сфере лесных отношений.

Отсутствие вины ю

ридического лица в совершении административного правонарушения отнесено пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Поскольку из представленных материалов следует, что в действиях Министерства

природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области отсутствует виновное бездействие ввиду отсутствия возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность, нахожу производство по делу подлежащим прекращению.

Более того, требование об исполнении решения суда в двухнедельный срок, исходя из того, что Министерству

природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области необходимо финансирование за счет субвенций из федерального бюджета, не отвечает критериям разумности и исполнимости.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу защитника Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – ФИО2 Фёдора В. удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1<№> от <Дата> отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья Н.В. Ибрагимова