Дело № 12 – 677/26 – 2018 г.
РЕШЕНИЕ
21 сентября 2018 г. г. Курск
Судья Ленинского районного суда г. Курска Скрипкина Е.Ю.,
рассмотрев жалобу Бокуновича Алексея Валерьевича на постановление заместителя начальника Государственной инспекции строительного надзора Курской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ, в отношении начальника отдела строительства технической инфраструктуры Курского филиала ПАО «Ростелеком» Бокуновича Алексея Валерьевича,
установила:
постановлением заместителя начальника Государственной инспекции строительного надзора Курской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ, Бокунович А.В. привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб. 00 коп.
При этом согласно указанному постановления объективная сторона административного правонарушения состоит в следующем:
В период проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ПАО «Ростелеком» установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подрядчиком СМУ «Телеком» осуществлялось строительство объектов капитального строительства «Волоконно-оптическая линия связи по Курской области Горшеченскому району Горшечное – Солдатское протяженностью 20000 м.», «Волоконно-оптическая линия связи по Курской области Горшеченскому району Горшечное – Новомеловое протяженностью 43500 м.», «Волоконно-оптическая линия связи по Курской области Горшеченскому району Горшечное – Ясенки протяженностью 24000 м.»; должностным лицом – начальником отдела строительства технической инфраструктуры Курского филиала ПАО «Ростелеком» Бокуновичем А.В., как должностным лицом организации, осуществляющей строительство указанных объектов капитального строительства, допущено нарушение ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса, т.е. Бокунович А.В. не известил инспекцию строительного надзора Курской области о начале строительства объектов капитального строительства.
Не согласившись с данным постановлением, Бокунович А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить указанное выше постановление, производство по делу прекратить, указав, что в рамках реализации государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ на оказание услуги по обеспечению подключения медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» подрядчиком ООО СМУ «Телеком» на территории Горшеченского района Курской области от центральной АТС п. Горшечное ПАО «Ростелеком» до лечебно-профилактических учреждений с. Ясенки, с. Солдатское и с. Новомеловое был проложен в грунт волоконно-оптический кабель связи в целях оказания услуг подключения медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; сам по себе волоконно-оптический кабель связи, проложенный в грунте, не является объектом недвижи-
мости и объектом капитального строительства; на участках АТС п. Горшечное – ЛПУ с. Ясенки, АТС п. Горщечное – ЛПУ с. Солдатское, АТС п. Горшечное – ЛПУ с. Новомеловое были построены подземные линии прямой связи местной телефонной сети: линия местной телефонной сети, соединяющая источник информации с ее потребителем без участия коммутационных устройств телефонных станций сети; поскольку линии прямой связи местной телефонной сети, проложенные в грунте, не имеют несущих и ограждающих конструкций и не вязаны прочно с землей сами по себе не являются сооружениями и объектами недвижимости, они не могут являться объектами капитального строительства; если линейных объект не отвечает признакам сооружения, на него не распространяются нормы ГрК РФ о линейных объектах; построенная в Горшеченском районе ВОЛС не является объектом капитального строительства, в связи с чем уведомление в порядке ст. 52 ГрК РФ направляться не должно, равно как не должно быть получено разрешение на строительство указанного объекта; ПАО «Ростелеком» не осуществляло строительство объекта капитального строительства в рамках государственного контракта, а оказывало услуги по обеспечению технической возможности предоставления доступа к сети передачи данных Исполнителя медицинским организациям в целях подключения к сети «Интернет»; для оказания услуги в здании медицинской организации организуется точка подключения; в составе точки подключения организуется узел доступа; узел доступа подключается к сети передачи данных ВОЛС; оказание услуги было завершено ДД.ММ.ГГГГ; орган по надзору в сфере строительства имеет право привлечь лицо за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 9.5 КоАП РФ только на стадии проведения строительства или реконструкции объекта; привлечение лица к ответственности после завершения реконструкции является незаконным, поскольку проверка соблюдения требований градостроительного законодательства была проведена уже после завершения организацией строительства или реконструкции объекта.
В ходе судебного разбирательства Бокунович А.В. и его защитник Воронов В.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО5 полагала, что жалоба Бокуновича А.В. удовлетворению не подлежит, поскольку существующая кабельная канализация приспособлена для размещения кабелей связи; кабель ВОЛС подлежит присоединению к системам линейной связи и в совокупности (кабель ВОЛС и системы линейной связи) образуют линейный объект, на строительство которого требуется разрешение.
Выслушав лиц, участвующих в судебном разбирательстве, рассмотрев протест прокурора, материалы административного дела, судья приходит к следующему.
Часть 2 ст. 9.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке.
Согласно п. 3.4 ст. 49 ГрК РФ проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, объектов (за исключением объектов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи), строительство, реконструкция которых планируются в границах зон с особыми условиями использования территорий, режим которых предусматривает ограничение размещения объектов капитального строительства исходя из оценки их влияния на объект, территорию, в целях охраны которых установлена зона с особыми условиями использования территории, или исходя из оценки влияния объекта, территории, в целях охраны которых установлена зона с особыми условиями использования территории, на размещаемый объект капитального строительства, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, и проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий, объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте всех объектов, указанных в п. 5.1 ст. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 5 ст. 52 ГрК РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в рамках реализации государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ на оказание услуги по обеспечению подключения медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» подрядчиком ООО СМУ «Телеком» на территории Горшеченского района Курской области от центральной АТС п. Горшечное ПАО «Ростелеком» до лечебно-профилактических учреждений с. Ясенки, с. Солдатское и с. Новомеловое был проложен в грунт волоконно-оптический кабель связи в целях оказания услуг подключения медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подрядчиком СМУ «Телеком» осуществлялось строительство объектов капитального строительства «Волоконно-оптическая линия связи по Курской области Горшеченскому району Горшечное – Солдатское протяженностью 20000 м.», «Волоконно-оптическая линия связи по Курской области Горшеченскому району Горшечное – Новомеловое протяженностью 43500 м.», «Волоконно-оптическая линия связи по Курской области Горшеченскому району Горшечное – Ясенки протяженностью 24000 м.».
Согласно п. 5 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 684 к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся, в частности:
кабельная канализация;
наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов;
кабельные переходы через водные преграды;
закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т.п.).
Таким образом, волоконно-оптическая линия связи не относится к объектам капитального строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Исходя из положений ст.ст. 2.1, 2.2, 24.1, 26.1 КоАП РФ в рамках административного судопроизводства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ постановление об административном правонарушении должно быть мотивировано, содержать нормы права, в соответствии с которыми лицо привлекается к административной ответственности, и
обстоятельства, установленные административным органом.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
На административном органе лежит обязанность доказывания обстоятельств правонарушения, вменяемого заявителю, обстоятельств, установленных при рассмотрении дела и свидетельствующих о наличии состава, в том числе объективной стороны и вины лица в совершении правонарушения, предусмотренного санкцией статьи КоАП РФ.
Должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, не подтверждено документально то, что ВОЛС относится к объектам недвижимости, а следовательно – к объектам капитального строительства.
Согласно п. 7 ст. 2 федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.
В соответствии с п. 6 ст. 2 указанного закона линейно-кабельные сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.
В силу п. 5 ГОСТ Р 50889-96 «Сооружения местных телефонных сетей линейные. Термины и Определения», принятого постановлением Госстандарта России от 17 апреля 1996 N 278, линия прямой связи местной телефонной сети (Ндп. некоммутируемая линия связи): Линия местной телефонной сети, соединяющая источник информации с ее потребителем без участия коммутационных устройств телефонных станций сети.
Согласно п. 16 указанного ГОСТа кабельная линия местной телефонной сети: Последовательно соединенные кабели местной связи определенной длины, оконечные кабельные устройства и арматура, обеспечивающие передачу сигналов электросвязи местной телефонной сети.
В соответствии с п. 1 ст. 8 федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пп. 23 п. 2 ст. 2 федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Линия прямой связи местной телефонной сети, проложенная в грунте, не имеет несущих и ограждающих конструкций и не связаны прочно с землей, в связи с ем она не является недвижимостью, а следовательно, не является объектом капитального строительства.
Поскольку ВОЛС не является объектом капитального строительства, у Бокуновича А.В. не было обязанности сообщать в государственную инспекцию строительного надзора Курской области о начали прокладки линии связи.
Кроме того, по смыслу статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется в процессе строительства и реконструкции, а не когда они завершены.
Поскольку предметом государственного строительного надзора является текущая деятельность по строительству (реконструкции), а оказание услуги «Подключение медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» было завершено ДД.ММ.ГГГГ, государственная инспекция строительного надзора Курской области не вправе была проводить проверку завершенного строительством объекта.
Учитывая изложенное, судья не установил события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КОАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7. КоАП РФ, судья
решила:
постановление заместителя начальника Государственной инспекции строительного надзора Курской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ, в отношении начальника отдела строительства технической инфраструктуры Курского филиала ПАО «Ростелеком» Бокуновича Алексея Валерьевича отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение 10 дней.
Судья подпись Е.Ю. Скрипкина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>