ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-678/2022 от 21.07.2022 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 7-1824/2022

(в районном суде № 12-678/2022) судья Никитина Я.А.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Исаева А.В., при секретаре Епифановой Н.А., рассмотрев 21 июля 2022 года в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении по жалобе на решение судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 мая 2022 года в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «АВИГ-СТРОЙ», ИНН 7811748583, ОГРН 1207800076956, юридический адрес: Санкт-Петербург, <адрес> литера А, <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора А.Е. № АД-968/16/2021 от 23.12.2021 года ООО «АВИГ-СТРОЙ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 550000 (пятьсот пятьдесят тысяч) рублей.

Вина ООО «АВИГ-СТРОЙ» установлена в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, при следующих обстоятельствах.

Северо-Западным межрегиональным Управлением Росприроднадзора (далее - Управление) проведено административное обследование земельных участков с кадастровыми №№ 47:07:1047005:6645, 47:07:1047005:6648, 47:07:1047005:6647, 47:07:1047005:6644, 47:07:1047005:5738, расположенных в административных границах Колтушского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области. По результатам рейда составлен акт административного обследования земельных участков от 18.06.2021 года. В ходе осмотра установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:1047005:6646, 47:07:1047005:6645, 47:07:1047005:6648, 47:07:1047005:6647, 47:07:1047005:6644, 47:07:1047005:5738, ведутся земляные работы по отсыпке и планировке отходами, класс опасности которых не определен, морфологический состав: грунты, бой бетона, арматура, кирпичи, пластик, полиэтиленовые мешки. Согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости, правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:1047005:6646, 47:07:1047005:6645, 47:07:1047005:6648, 47:07:1047005:6647, 47:07:1047005:6647, 47:07:1047005:6644, 47:07:1047005:5738 является ООО «АВИГ-СТРОЙ». 10.11.2021 года произведен отбор проб в границах указанных земельных участков, по результатам которого составлен протокол взятия проб и образцов от 10.11.2021 года. В соответствии с заключением экспертной организации, по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 30.11.2021 года № 117-З-21, установлен морфологический состав отобранных проб отходов. По результатам исследования отобранных проб отходов на токсичность методом биотестирования установлено, что:

- объединенная проба отходов грунта, отобранная с пробной площадки №1 (проба 1, peг. № 2.21.679), относится к V (пятому) классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (Протокол биотестирования № 920.21.БТ от 25.11.2021); морфологический состав отобранной пробы отходов (peг. № 2.21.679) представлен в Протоколе испытаний № 619.21.0 от 29.11.2021;

- объединенная проба отходов грунта, отобранная с пробной площадки №5 (проба 5, pег. № 2.21.681), относится к IV (четвертому) классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (Протокол биотестирования № 921.21.БТ от 25.11.2021);

- морфологический состав отобранной пробы отходов, (peг. №2.21.681) представлен в Протоколе испытаний № 621.21.0 от 29.11.2021.

- морфологический и химический состав объединенной пробы отходов грунта, отобранной с пробной площадки. № 2 (проба 2, peг. № 2.21.680), представлен в Протоколе испытаний № 620.21.0 от 29.11.2021.

- морфологический и химический состав объединенной пробы отходов грунта, отобранной с пробной площадки № 6 (проба 6, peг. № 2.21.682), представлен в Протоколе испытаний № 622.21.0 от 29.11.2021.

В соответствии с экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 09.12.2021 № 034-Э-21 установлено, что общая площадь территории, на которой размещены отходы составляет 11145,5 м2. Фактический объем отходов, размещенных на почве, составляет 7180,79 м3. Общая масса отходов, размещенных на обследованной территории, составляет 10771,185 т.

Таким образом, ООО «АВИГ-СТРОЙ» не выполнило обязательные мероприятия по защите земель, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, то есть, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

В отношении ООО «АВИГ-СТРОЙ» также вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № АД-968/16/2021 от 23 декабря 2021 года.

Решением и.о. заместителя руководителя Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Е.В. от 10 января 2022 года по жалобе законного представителя ООО «АВИГ-СТРОЙ» А.В. постановление № АД-968/16/2021 от 23.12.2021 года, представление № АД-968/16/2021 от 23.12.2021 года оставлены без изменения.

Законный представитель ООО «АВИГ-СТРОЙ» А.В. обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с жалобой об отмене постановления № АД-968/16/2021 от 23.12.2021 года, решения от 10 января 2021 года, представления № АД-968/16/2021 от 23.12.2021 года.

Решением судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 мая 2022 года постановление должностного лица изменено путем уменьшения размера административного штрафа до 400000 (четырехсот тысяч) рублей. В остальной части постановление № АД-968/16/2021 от 23.12.2021 года, решение от 10 января 2021 года оставлены без изменения. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № АД-968/16/2021 от 23 декабря 2021 года оставлено без изменения.

Законный представитель ООО «АВИГ-СТРОЙ» А.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене состоявшихся по делу решений и представления № АД-968/16/2021 от 23 декабря 2021 года.

В обоснование жалобы указал, что на представленных в материалы дела фотографиях зафиксированы земельные участки, которые не принадлежат Обществу. Юридическое лицо было лишено возможности ознакомиться с материалами дела в полном объеме. Защитник Тыщенко А.Н. не имел надлежащим образом оформленных полномочий для участия в составлении протокола об административном правонарушении. Жалоба на постановление и представление должностного лица рассмотрена вышестоящим должностным лицом без надлежащего извещения законного представителя Общества. Судом не дана надлежащая оценка приведенным в жалобе доводам.

Законный представитель ООО «АВИГ-СТРОЙ» А.В. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие при участии защитника Маниной Н.Л.

Защитник ООО «АВИГ-СТРОЙ» Манина Н.Л. в судебном заседании поддержала доводы жалобы в полном объеме.

Главный специалист-эксперт межрегионального отдела геологического надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора А.Е., допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, показал, что состоявшиеся по делу решения являются законными и обоснованными, доводы жалобы ранее рассмотрены судьей районного суда.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Cтатьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Статьей 12 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ч. 3 ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».В силу ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; - не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; - выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.Как усматривается из материалов дела и установлено должностным лицом управления Росприроднадзора, Северо-Западным межрегиональным Управлением Росприроднадзора (далее - Управление) проведено административное обследование земельных участков с кадастровыми №№ 47:07:1047005:6645, 47:07:1047005:6648, 47:07:1047005:6647, 47:07:1047005:6644, 47:07:1047005:5738, расположенных в административных границах Колтушского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области. По результатам рейда составлен акт административного обследования земельных участков от 18.06.2021 года. В ходе осмотра установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:1047005:6646, 47:07:1047005:6645, 47:07:1047005:6648, 47:07:1047005:6647, 47:07:1047005:6644, 47:07:1047005:5738, ведутся земляные работы по отсыпке и планировке отходами, класс опасности которых не определен, морфологический состав: грунты, бой бетона, арматура, кирпичи, пластик, полиэтиленовые мешки. Согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости, правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:1047005:6646, 47:07:1047005:6645, 47:07:1047005:6648, 47:07:1047005:6647, 47:07:1047005:6647, 47:07:1047005:6644, 47:07:1047005:5738 является ООО «АВИГ-СТРОЙ». 10.11.2021 года произведен отбор проб в границах указанных земельных участков, по результатам которого составлен протокол взятия проб и образцов от 10.11.2021 года. В соответствии с заключением экспертной организации, по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 30.11.2021 года № 117-З-21, установлен морфологический состав отобранных проб отходов. По результатам исследования отобранных проб отходов на токсичность методом биотестирования установлено, что: - объединенная проба отходов грунта, отобранная с пробной площадки №1 (проба 1, peг. № 2.21.679), относится к V (пятому) классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (Протокол биотестирования № 920.21.БТ от 25.11.2021); морфологический состав отобранной пробы отходов (peг. № 2.21.679) представлен в Протоколе испытаний № 619.21.0 от 29.11.2021; - объединенная проба отходов грунта, отобранная с пробной площадки №5 (проба 5, pег. № 2.21.681), относится к IV (четвертому) классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (Протокол биотестирования № 921.21.БТ от 25.11.2021); - морфологический состав отобранной пробы отходов, (peг. №2.21.681) представлен в Протоколе испытаний № 621.21.0 от 29.11.2021. - морфологический и химический состав объединенной пробы отходов грунта, отобранной с пробной площадки. № 2 (проба 2, peг. № 2.21.680), представлен в Протоколе испытаний № 620.21.0 от 29.11.2021. - морфологический и химический состав объединенной пробы отходов грунта, отобранной с пробной площадки № 6 (проба 6, peг. № 2.21.682), представлен в Протоколе испытаний № 622.21.0 от 29.11.2021. В соответствии с экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 09.12.2021 № 034-Э-21 установлено, что общая площадь территории, на которой размещены отходы составляет 11145,5 м2. Фактический объем отходов, размещенных на почве, составляет 7180,79 м3. Общая масса отходов, размещенных на обследованной территории, составляет 10771,185 т.Таким образом, ООО «АВИГ-СТРОЙ» не выполнило обязательные мероприятия по защите земель, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, чем нарушило п. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного Кодекса РФ, ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерльного закона от 10.01.202 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».Действия ООО «АВИГ-СТРОЙ» правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным на это должностным лицом, в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ. В указанном постановлении установлены фактические обстоятельства дела, подтвержденные содержащимися в материалах дела и исследованными в порядке ст. 26.11 КоАП РФ доказательствами. К выводу о виновности ООО «АВИГ-СТРОЙ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены в обжалуемом постановлении, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения. Достоверность и допустимость исследованных доказательств, должностным лицом проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка. Судья Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга, не связанный доводами жалобы, в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ проверил дело в полном объеме, рассмотрел доводы жалобы, в том числе аналогичные содержащимся в настоящей жалобе, и пришел к обоснованному выводу о их несостоятельности. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, вышестоящее должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Доводы о ненадлежащем извещении законного представителя ООО «АВИГ-СТРОЙ» о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление и представление должностного лица, подлежат отклонению, так как опровергаются представленными материалами дела (л.д. 64-66). Довод жалобы о том, что в составлении протокола об административном правонарушении участвовал защитник юридического лица с ненадлежащим образом оформленными полномочиями, не является основанием для отмены состоявшихся по делу решений. Исходя из положений ст. 25.5 КоАП РФ, защитник собственного интереса при производстве по делу не имеет, допускается к участию в производстве по делу по инициативе лица, в отношении которого ведется производство по делу, путем оформления его полномочий в соответствии с требованиями Кодекса. Как усматривается из материалов дела, законный представитель ООО «АВИГ-СТРОЙ» извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 102-108). Защитник Общества Тыщенко А.Н. представил доверенность № 1Д от 06.10.2020 года, выданную законным представителем Хиценко А.В. (л.д. 94). Таким образом, законный представитель юридического лица реализовал предоставленное Кодексом право на защиту и оказание юридической помощи при производстве по делу об административном правонарушении путем направления Тыщенко А.Н. для участия в осуществлении процессуальных действий в рамках данного производства. Учитывая, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника и представителя на участие в деле об административном правонарушении, а проверка полномочий участников производства по делу относится к компетенции должностного лица, осуществляющего то или иное процессуальное действие, в рамках которого разрешается вопрос о допуске к участию в его осуществлении явившихся участников производства по делу, допуск Тыщенко А.Н. к участию в производстве по делу в качестве защитника не является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ. Довод жалобы о том, что Общество не было ознакомлено в полном объеме с материалами дела об административном правонарушении, опровергается сведениями об ознакомлении с делом защитника Тыщенко А.Н. 10 декабря 2021 года (л.д. 95). Доводы жалобы о том, что на фотографиях, представленных в материалы дела запечатлены не только принадлежащие Обществу земельные участки, не имеет значения при квалификации действий юридического лица. На представленных фотографиях и в акте административного обследования земельных участков от 18 июня 2021 года содержатся сведения о земельных участках, принадлежащих ООО «АВИГ-СТРОЙ». Зафиксированное в Акте состояние земельных участков явилось основанием для вынесения определения от 05 октября 2021 года о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «АВИГ-СТРОЙ».

Таким образом, то обстоятельство, что к акту от 18 июня 2021 года приложены, в том числе фотографии земельных участков, которые не принадлежат ООО «АВИГ-СТРОЙ», не ставит под сомнение законность процессуального решения об возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Общества.

Вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы лиц, участвующих в деле.

Постановление о привлечении ООО «АВИГ-СТРОЙ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 8.7 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Наказание за совершение административного правонарушения назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ.

При этом, решение судьи районного суда о снижении размера административного штрафа до минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, мотивировано и соответствует положениям п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся по делу процессуальные акты как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 мая 2022 года по жалобе на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора А.Е. № АД-968/16/2021 от 23.12.2021 года, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № АД-968/16/2021 от 23 декабря 2021 года решение и.о. заместителя руководителя Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Е.В. от 10 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «АВИГ-СТРОЙ» – оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья А.В. Исаева