ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-67/17 от 15.03.2017 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело № 12-67/17

РЕШЕНИЕ

15 марта 2017 года г. Находка, Приморский край

ул. Школьная, 22

Судья Находкинского городского суда Приморского края Елистратова О.Б.,

рассмотрев жалобу ОАО «Терминал Астафьева» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды на континентальном шельфе, территориальном море, в исключительной экономической зоне Российской Федерации Тихоокеанского морского Управления Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования ФИО2 от 13.12.2016 года № 06-361/2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица – ОАО «Терминал Астафьева»,

УСТАНОВИЛ

Постановлением госинспектора РФ ТМУ Росприроднадзора ФИО2 от 13.12.2016г. № 06-361/2016 ОАО «Терминал Астафьева» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ОАО «Терминал Астафьева» обратилось в суд с жалобой, в которой указало на нарушение порядка привлечения к административной ответственности, отсутствие состава административного правонарушения.

В судебном заседании защитник ОАО «Терминал Астафьева» по доверенности ФИО3 доводы жалобы поддержала, пояснив, что сведения об отходах, образующихся от демонтажа здания Производственного корпуса, на основании которых был составлен протокол об административном правонарушении от 18.11.2016г., а также принято оспариваемое постановление, были истребованы госинспектором ФИО2 незаконно и необоснованно.

Согласно п. 3 ст. 15 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.

В соответствии с п. 3 ч. 11 «Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора», утвержденного Приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 191, должностные лица Росприроднадзора не вправе требовать: представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.

Сведения об отходах, образующихся от демонтажа здания Производственного корпуса, были истребованы госинспектором определением от 05.10.2016г. в рамках дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, возбужденного определением от 26.09.2016г.

Однако, согласно ст. ст. 26.2, 26.10 КоАП РФ указанные сведения не могут быть признанными сведениями, устанавливающими наличие или отсутствие события административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, а также сведениями, необходимыми для разрешения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ. Следовательно, сведения об отходах, образующихся от демонтажа здания Производственного корпуса, были истребованы незаконно и необоснованно.

Далее, в рамках дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ госинспектором определением от 11.11.2016г. у ОАО «Терминал Астафьева» были истребованы сведения о перечне оргтехники, используемой для документооборота, а также акт инвентаризации отходов производства и потребления.

После отправки ОАО «Терминал Астафьева» письма от 15.11.2016г. исх. № 17/182 о правовом обосновании предоставления истребуемых сведений, госинспектор вынес новое определение от 22.11.2016г. об истребовании сведений о перечне оргтехники, используемой для документооборота, а также акт инвентаризации отходов производства и потребления в рамках дела об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ, подтвердив необоснованность первоначального истребования указанных сведений в рамках дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

При этом постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в адрес ОАО «Терминал Астафьева» также не направлялось.

Сведения, полученные незаконным путем, в отсутствие оснований для истребования сведений, предусмотренных ст. ст. 26.2, 26.10 КоАП РФ, не могут являться законными основанием для привлечения к административной ответственности.

Следовательно, административным органом нарушен порядок привлечения ОАО «Терминал Астафьева» к административной ответственности, в связи с чем, составленные на основании незаконно полученных сведений протокол об административном правонарушении от 18.11.2016г., а также постановление о назначении административного наказания от 13.12.2016г. по ст. 8.2 КоАП РФ, также являются незаконными и подлежат отмене.

Кроме того, нарушен срок составления протокола об административном правонарушении от 18.11.2016г.

Сведения об отходах, образующихся от демонтажа здания Производственного корпуса, были предоставлены ОАО «Терминал Астафьева» письмом от 10.10.2016г., получены госинспектором 27.10.2016г., протокол об административном правонарушении от 18.11.2016г. по ст. 8.2 КоАП РФ был составлен в нарушение, установленных ст. 28.5 КоАП РФ сроков составления протокола.

В действиях ОАО «Терминал Астафьева» отсутствует состав административного правонарушения.

По мнению госинспектора, в действиях ОАО «Терминал Астафьева» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, ввиду наличия следующих нарушений при обращении с отходами производства и потребления.

ОАО «Терминал Астафьева» не согласно с выводом госинспектора о том, что в результате демонтажа здания Производственного корпуса ОАО «Терминал Астафьева» в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО) образуются следующие отходы IV класса опасности, которые не были учтены Обществом: лом бетонных, железобетонных изделий в смеси при демонтаже строительных конструкций (код ФККО 8 22911 11 20 4); отходы штукатурки затвердевших малоопасные (код ФККО 8 24911 11 20 4); отходы, образующиеся в результате эксплуатации оргтехники, в представленном ОАО «Терминал Астафьева» акте инвентаризации отходов производства и потребления от 05.03.2014г., а также в Нормативах образования отходов и лимитов на их размещение № 084ОТ-04/14 от 22.04.2014г. сроком действия до 22.04.2019г. не учтены, паспорта опасных отходов на данный вид отходов (оргтехнику) не представлены ввиду их отсутствия, т.к. данный вывод ничем не подтвержден, поскольку сделан в отсутствие сведений о конструктивных элементах здания Производственного корпуса ОАО «Терминал Астафьева» (материалах, конструкции, отделке и пр.), содержащихся в Техническом паспорте на здание Производственного корпуса, а также в отсутствие сведений о работах и технологических процессах, выполняемых при демонтаже здания Производственного корпуса ОАО «Терминал Астафьева» согласно Проекту организации демонтажа (ПОД), подготовленному проектировщиками ООО «Приморэнергопроект» и согласованному Управлением землепользования и застройки администрации Находкинского ГО письмом от 23.08.2016г., а также Проекту производства работ по сносу и демонтажу здания (ППР), подготовленному подрядчиком ООО «АРТ-Строй».

На основании, каких документов и сведений госинспектор приходит к выводу об образовании в результате демонтажа здания Производственного корпуса именно отходов IV класса опасности, неясно.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются вещества и предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Следовательно, источниками образования тех или иных отходов при демонтаже здания Производственного корпуса ОАО «Терминал Астафьева» являются конкретные виды работ и технологические процессы, осуществляемые при демонтаже здания Производственного корпуса.

Виды отходов, которые будут образованы в результате демонтажа здания Производственного корпуса, устанавливаются на основании Проекта организации демонтажа (ПОД) и Проекта производства работ (ППР).

Так, согласно п. 5.1.1 ППР «Первый этап демонтажных работ», железобетонные конструкции подлежат последующей разделке до размеров кусков фракции 40 – 200 мм, извлекаются металлические составляющие, арматурные каркасы разделываются отдельно до линейных размеров не более 1 м.и.

В конечном итоге, в соответствии с пунктом 5.1 раздела 8 ПОД «Характеристика источников образования отходов и определение видов отходов» от железобетонных конструкций образуются следующие отходы: лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (8 22201 01 21 5); лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные (4 61010 01 20 5).

Указанные виды отходов согласно ФККО относятся к V классу опасности.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» изготовления паспорта класса опасности в отношении отходов V класса опасности не предусмотрено. В данном случае производится расчет класса опасности, что и было выполнено ОАО «Терминал Астафьева».

Перечень отходов, образующихся период проведения работ по демонтажу здания ПК, приведен в Проектной документации организации работ по сносу и демонтажу объектов капитального строительства (ПОД) Производственного корпуса ОАО «Терминал Астафьева», в Разделе 8: Перечень мероприятий по охране окружающей среды, подготовленном ООО «Центр аудита и консалтинга Экопроект», который не был истребован и исследован проверяющим органом.

В перечень отходов, образующихся в период проведения работ по демонтажу здания ПК, включен отход – Мусор от сноса и разборки зданий несортированный (8 12901 01 72 4).

В состав мусора от сноса и разборки зданий входят мелкие составляющие строительных материалов, образующихся при проведении работ по демонтажу здания ПК, а также смет, образовавшийся при уборке и благоустройстве строительной площадки по окончанию работ.

Проект организации демонтажа (ПОД) не предусматривает проведение работ, являющихся источником образования отходов в виде более мелких составляющих строительных материалов, в том числе, штукатурки.

Согласно паспорту отходов I – IV классов опасности, составленного в отношении учтенного Мусора от сноса и разборки зданий несортированного (8 12901 01 72 4), указанный отход состоит, в том числе, из лома штукатурки – 5,3%.

Таким образом, вывод госинспектора о том, что в результате демонтажа здания Производственного корпуса ОАО «Терминал Астафьева» образуются: лом бетонных, железобетонных изделий в смеси при демонтаже строительных конструкций (код ФККО 8 22911 11 20 4); отходы штукатурки затвердевшие малоопасные (код ФККО 8 24911 11 20 4), является ошибочным. Указанные отходы в результате демонтажа здания Производственного корпуса не образуются.

Вывод госинспектора о том, что отходы, образующиеся в результате эксплуатации оргтехники, в представленном ОАО «Терминал Астафьева» Акте инвентаризации отходов производства и потребления от 05.03.2014г., а также в Нормативах образования отходов и лимитов на их размещение № 08ОТ-04/14 от 22.04.2014г. сроком действия до 22.04.2019г. не учтены, а паспорта опасных отходов на данный вид отходов (оргтехнику) не представлены ввиду их отсутствия, что свидетельствует о нарушении законодательства об обращении с отходами производства и потребления, также является необоснованным, поскольку госинспектором не были истребованы у ОАО «Терминал Астафьева» паспорта опасных отходов на оргтехнику, в связи с чем, проверяющий орган не вправе был делать вывод о наличии или отсутствии у ОАО «Терминал Астафьева» паспортов опасных отходов на оргтехнику.

Согласно определению от 22.11.2016г. у ОАО «Терминал Астафьева» были истребованы следующие сведения: перечень (наименование, количество) оргтехники, используемой для осуществления документооборота ОАО «Терминал Астафьева»; инвентаризация образующихся отходов производства и потребления.

Письмом от 25.11.2016г. исх. № 17/186 ОАО «Терминал Астафьева» представило перечень оргтехники, используемой для осуществления документооборота по состоянию на 25.11.2016г., акт инвентаризации отходов производства и потребления от 05.03.2014г.

В соответствии с ФЗ от 29.12.2015г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 11 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» внесены изменения, в соответствии с которыми из обязанностей юридических лиц исключена обязанность по проведению инвентаризации отходов производства и потребления. Указанные изменения вступили в законную силу с 01.01.2016г.

В связи с тем, что в определении об истребовании сведений от 22.11.2016г. не была указана дата, на которую необходимо предоставить сведения об инвентаризации, Акт инвентаризации отходов производства и потребления был предоставлен на дату 05.03.2014г. (когда у ОАО «Терминал Астафьева» в соответствии со ст. 11 ФЗ № 89-ФЗ еще была обязанность по проведению инвентаризации отходов), а не по состоянию на текущую дату.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами – федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Приказом Минприроды России от 01.09.2011г. № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами.

В соответствии с п. 1 Порядка учета в области обращения с отходами указанный Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

Согласно п. 3 указанного Порядка материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при проведении инвентаризации отходов.

Таким образом, учету подлежат образовавшиеся, использованные, обезвреженные, переданные другим лицам или полученные от других лиц, размещенные отходы – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Таким образом, оргтехника, находящаяся в рабочем состоянии и используемая в настоящее время ОАО «Терминал Астафьева» для документооборота, не является отходом в смысле этого понятия, определенного в ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», а, следовательно, учету не подлежит.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ госинспектором не было установлено образование в процессе деятельности ОАО «Терминал Астафьева» отходов оргтехники, относящихся к IV классу опасности.

Ни на чем не основанное предположение проверяющего органа о том, что в процессе эксплуатации оргтехники могут быть образованы отходы, не образует состав административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ и не является основанием для привлечения к административной ответственности.

В соответствии с п. 2 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50.

В соответствии с п. 4 указанного Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Согласно п. 5 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов – проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) утверждены приказом Минприроды России от 05.08.2014г. № 349.

В соответствии с п. 9 Методических указаний в ПНООЛР приводятся обоснования предполагаемых нормативов образования конкретных видов отходов в среднем за год на основании нормативов образования отходов. Предлагаемые нормативы образования конкретных видов отходов в среднем за год указываются в тоннах за год.

Следовательно, оргтехника, находящаяся в рабочем состоянии и используемая ОАО «Терминал Астафьева» для документооборота по состоянию на 25.11.2016г., в Акт инвентаризации отходов производства и потребления от 05.03.2014г. и Нормативы образования отходов производства и потребления № 084ОТ-04/14 от 22.04.2014г. не могла быть включена, потому как отходом не являлась. Не является она отходом и в настоящее время, т.к. не удаляется, не предназначена для удаления и не подлежит удалению ввиду свежих дат приобретения оргтехники.

Просила постановление в отношении ОАО «Терминал Астафьева» отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Суд, выслушав защитника ОАО «Терминал Астафьева», изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Административным правонарушением, в силу ст. 8.2 КоАП РФ, признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

На основании постановления госинспектора РФ в области охраны окружающей среды на континентальном шельфе, территориальном море, в исключительной экономической зоне РФ Тихоокеанского морского Управления Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования ФИО2 от 13.12.2016г. № 06-361/2016 ОАО «Терминал Астафьева» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами.

Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Из представленных материалов дела установлено, что на основании приказа руководителя Тихоокеанского Морского управления Росприроднадзора от 02.08.2016г. № 235 «Об утверждении планового (рейдового) задания с целью проведения осмотров водоохранных зон и акватории залива ФИО1 моря по соблюдению юридическими и физическими лицами правил охраны водных объектов и режима водоохранных зон, выявления и ликвидации мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов» и обращения Находкинской транспортной прокуратуры по письму управляющего директора АО «Евраз НМТП» 23.09.2016г. должностным лицом ТМУ Росприроднадзора был произведен территории ОАО «Терминал Астафьева» по адресу: <...>, по результатам которого 26.09.2016г. в отношении ОАО «Терминал Астафьева» было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ и вынесено определение о проведении административного расследования.

В ходе проведения административного расследования в целях всестороннего, полного, объективного разрешения дела об административном правонарушении у ОАО «Терминал Астафьева» должностным лицом ТМУ Росприроднадзора на основании определения от 05.10.2016г. были истребованы сведения и документы, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении на предмет соблюдения обязательных требований законодательства РФ и подзаконных актов в сфере природопользования и охраны окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления, а именно: сведения о наименовании, количестве отходов, образованных в процессе разборки зданий, строений, сооружений за 2015 – 2016 годы; паспорт опасного отхода на отходы, образованные в процессе разборки зданий, строений, сооружений за 2015 – 2016 годы; договор на передачу отходов, образованных в процессе разборки зданий, строений, сооружений за 2015 – 2016 годы; Акты выполненных работ по размещению, использованию, обезвреживанию опасных отходов, образованных в процессе разборки зданий, строений, сооружений за 2015 – 2016 годы (л.д.64-65).

На данное определение об истребовании сведений от 05.10.2016, ОАО «Терминал Астафьева» были предоставлены: копия договора подряда на демонтаж здания производственного корпуса ОАО «Терминал Астафьева» от 11.07.2016 № 17-06/2016; копия дополнительного соглашения № 1 от 24.08.2016г. к указанному договору подряда от 11.07.2016г.; копия расчета класса опасности в отношении образовавшихся отходов V класса опасности «Лом бетонных изделий, отходов бетона в кусковой форме»; копия расчета класса опасности в отношении образовавшихся отходов V класса опасности «Лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий» (л.д. 39-63). В ответе ОАО «Терминал Астафьева» от 10.10.2016г. на данное определение должностного лица Росприроднадзора об истребовании сведений от 05.10.2016 указано, что в процессе демонтажа здания производственного корпуса ОАО «Терминал Астафьева» были образованы отходы:

- лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме;

- лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (л.д. 40).

Из представленных документов было установлено, что право собственности на отходы, образующиеся в результате производства работ, иные отходы, образующиеся в результате производства работ и имеющие класс опасности I, II, III, IV, остается за ОАО «Терминал Астафьева» (п. 5.4.12 Договора подряда от 11.07.2016 № 17-06/2016; п. 1.1.2 Дополнительного соглашения № 1 от 24.08.2016 к договору подряда от 11.07.2016). В соответствии с Федеральным классификатором каталогов отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786 (далее ФККО), в результате демонтажа здания производственного корпуса ОАО «Терминал Астафьева» образуются отходы IV класса опасности:

- лом бетонных, железобетонных изделий в смеси при демонтаже строительных конструкций (код ФККО 8 22911 11 20 4);

- отходы штукатурки затвердевшей малоопасные (код ФККО 8 24911 11 20 4).

При этом, вопреки требованиям должностного лица, изложенного в определении от 05.10.2016г., количество образованных отходов указано не было; не представлены паспорта на опасные отходы IV класса опасности, демонтажа здания производственного корпуса ОАО «Терминал Астафьева», образованные в результате демонтажа здания производственного корпуса ОАО «Терминал Астафьева»; не представлены акты выполненных работ по вывозу, размещению отходов с территории ОАО «Терминал Астафьева».

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (ч. 3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В нарушение указанных норм, паспорта на опасные отходы I - IV классов опасности ОАО «Терминал Астафьева» не разработаны и не представлены.

На основании полученных сведений 18.11.2016г. в отношении ОАО «Терминал Астафьева» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с тем, что отходы, образующиеся от демонтажа здания производственного корпуса ОАО «Терминал Астафьева», в соответствии с Федеральным классификатором каталогов отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786, относятся к IV классу опасности. Паспорта на опасные отходы I – IV класса опасности на предприятии не разработаны и не представлены, также не представлены акты выполненных работ по вывозу и размещению отходов с территории ОАО «Терминал Астафьева».

Указанные обстоятельства несоблюдения ОАО «Терминал Астафьева» природоохранного законодательства в области обращения с опасными отходами подтверждены совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, которые опровергают доводы защитника юридического лица, основанные на неверном толковании закона, об отсутствии в действиях Общества в этой части состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Доводы защитника юридического лица ФИО3 о нарушении должностным лицом Росприроднадзора порядка привлечения ОАО «Терминал Астафьева» к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, а также порядка истребования сведений, предусмотренного ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в рамках дела по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, представляются несостоятельными, поскольку административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ признается невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В силу ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

На основания частей 1, 3 ст. 37 ФЗ "Об охране окружающей среды" строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, истребование должностным лицом у ОАО «Терминал Астафьева» сведений о соблюдении обязательных требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления, сведений о наименовании, количестве отходов, образованных в процессе разборки зданий, строений, сооружений в рамках административного расследования по делу о невыполнении требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, является законным и обоснованным.

Более того, согласно пунктам 1, 2, 3 ч 1, ч.ч. 2 - 3 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, обнаружение должностным лицом Росприроднадзора при производстве административного расследования в рамках дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, являлось достаточным основанием для возбуждения в отношении ОАО «Терминал Астафьева» дела об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ.

Что касается доводов защиты о несоблюдении срока составления протокола об административном правонарушении, то указанный недостаток не является существенным, поскольку эти сроки пресекательными не являются (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях».

Вместе с тем, суд находит заслуживающими внимания доводы защитника о нарушении порядка привлечения юридического лица к административной ответственности за отсутствие паспортов опасных отходов, образующихся в результате эксплуатации оргтехники и отсутствии учета указанных отходов в Акте инвентаризации отходов производства и потребления от 05.03.2014г., а также в Нормативах образования отходов и лимитов на их размещение от 22.04.2014.

Из материалов дела следует, что после составления 18.11.2016г. в отношении ОАО «Терминал Астафьева» протокола об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ № 06-361/2016, должностным лицом Росприроднадзора 22.11.2016г. были истребованы сведения о наличии оргтехники, используемой для документооборота и акт инвентаризации отходов производства и потребления ОАО «Терминал Астафьева».

На основании полученных сведений, затребованных 22.11.2016 и 05.10.2016 госинспектором Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора 13.12.2016г. было вынесено постановление о привлечении ОАО «Терминал Астафьева» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в связи с отсутствием паспортов на опасные отходы I – IV класса опасности, образующиеся от демонтажа здания производственного корпуса ОАО «Терминал Астафьева»; в связи с отсутствием актов выполненных работ по вывозу и размещению отходов с территории ОАО «Терминал Астафьева»; в связи с отсутствием паспортов на опасные отходы IV класс опасности, образующиеся в результате эксплуатации оргтехники; в связи с отсутствием учета отходов, образующиеся в результате эксплуатации оргтехники в Акте инвентаризации от 05.03.2014г., а также в Нормативах образования отходов и лимитов на их размещение от 22.04.2014.

Между тем, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ОАО «Терминал Астафьева» от 18.11.2016г. № 06-361/2016 не содержит сведений о допущенных Обществом нарушениях, выразившихся в отсутствии паспортов на опасные отходы IV класс опасности, образующиеся в результате эксплуатации оргтехники; в отсутствии учета отходов, образующиеся в результате эксплуатации оргтехники в Акте инвентаризации от 05.03.2014г., а также в Нормативах образования отходов и лимитов на их размещение от 22.04.2014.

В соответствии с п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе наличие события административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

В протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Доказательствами по делу об административном правонарушении, в силу ч.ч. 1 - 2 ст. 26.2 КоАП РФ, являются, в том числе протокол об административном правонарушении.

На основании ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении оглашается, в том числе протокол об административном правонарушении.

В силу требований ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Исходя из смысла вышеуказанных норм, следует, что в протоколе об административном правонарушении должно быть указано событие административного правонарушения, подтвержденное доказательствами, а предоставление дополнительных доказательств по окончании административного расследования и после составления протокола об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, так как это нарушает право лица, привлекаемого к административной ответственности.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Требования ст.ст. 26.11, 24.1 КоАП РФ должностным лицом Росприроднадзора не были выполнены, соответствующая оценка имеющимся в материалах дела доказательствам, дана не была, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Указанные обстоятельства являются существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, что влечет отмену постановления и направление дела на новое рассмотрение на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, так как срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности по делу не истек.

При новом рассмотрении должностному лицу следует учесть все изложенное выше и принять решение в соответствии с законом. Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды на континентальном шельфе, территориальном море, в исключительной экономической зоне Российской Федерации Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования ФИО2 от 13.12.2016 года № 06-361/2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица – ОАО «Терминал Астафьева» отменить, направить дело на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Елистратова О.Б.