УИД 35RS0006-01-2019-000487-15 12-67/2019
РЕШЕНИЕ
г. Великий Устюг 16 мая 2019 года
Судья Великоустюгского районного суда Вологодской области Нагаева Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя администрации Великоустюгского муниципального района ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении № 829 от 28 декабря 2018 года по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника управления бюджета и межбюджетных отношений, заместителя начальника Департамента финансов Вологодской области №829 от 28.12.2018 года руководитель администрации Великоустюгского муниципального района ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за то, что им допущены нарушения условий расходования субсидий в сумме 1500,0 тыс. рублей, предусмотренных пунктом 2.1 Правил предоставления и расходования субсидий, в рамках реализации мероприятия «Обеспечение современных требований к условиям организации образовательного процесса в образовательных организациях» подпрограммы «Развитие общего и дополнительного образования детей» Государственной программы области «Развитие образования Вологодской области на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства области от 22.10.2012 г. № 1243, и пунктом 3.2.2 Соглашения от 28.04.2017 № 108, выразившиеся:
1) в не достижении значений целевых показателей результативности предоставления субсидии:
а) численность обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время, по уровням общего образования;
б) количество муниципальных общеобразовательных организаций, в которых отремонтированы спортивные залы», со сроком ввода в эксплуатацию до 01 сентября 2017 года;
2) в не обеспечении соответствия значений показателей результативности предоставления субсидии, предусмотренных соглашением от 28.04.2017 № 109, заключенного между администрацией Великоустюгского муниципального района и Департаментом образования области, показателям муниципальных программ и иных нормативных правовых актов органа местного самоуправления.
ФИО1 обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление. В обоснование, указав, что между Департаментом образования Вологодской области и администрацией Великоустюгского муниципального района заключено соглашение о предоставлении субсидий на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом от 28.04.2017 № 109. Субсидия в сумме 1500,0 тыс. рублей Департаментом предоставлена. С целью проведения работ по ремонту спортивного зала МБОУ «Усть-Алексеевская СОШ» с ООО «УстюгТехноСтрой» заключен контракт, стоимость работ по которому составила 1103,068 тыс. рублей. Остаток средств в сумме 399,99 тысяч рублей был направлен на выполнение дополнительных строительно-монтажных работ по объекту в рамках 6 контрактов: ремонт кровли спортивного зала и парапета над спортивным залом, ремонт кабинетов спортивного зала, выполнение разметки в спортивном зале. Достижение целевого показателя обусловлено окончанием работ по ремонту спортивного зала МБОУ «Усть-Алексеевская СОШ» в соответствии с утвержденной сметой, которое состоялось до 01 сентября 2017 года. Работы, проведенные после 1 сентября 2017 года, являются дополнительными. Они проводились за счет сэкономленных по результатам торгов денежных средств с одобрения Департамента образования Вологодской области. Решение о проведении дополнительных работ принято с целью освоения сэкономленных бюджетных средств без их возврата в областной бюджет. Перечень дополнительных работ не связан с ремонтными работами в помещении спортивного зала и не может рассматриваться как препятствие для образовательного процесса. В постановлении приводится численность обучающихся и занимающихся физкультурой и спортом в МБОУ «Усть-Алексеевская СОШ» по состоянию на 01.01.2018 года, что противоречит пункту 3.2.2 Соглашения, в котором предусмотрено обеспечить приводимую в государственной программе численность обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время, по уровням общего образования до 01 сентября 2017 года. Показатели численности государственной программы обусловлены количеством обучающихся в 2016-2017 учебном году МБОУ «Усть-Алексеевская СОШ». На 01.09.2017 года показатели указанной программы были достигнуты. В постановлении не указывается, какое нарушение условий расходования субсидий было допущено по вине руководителя администрации района. В постановлении отсутствует указание на конкретные действия (бездействия) руководителя администрации, дающие основание полагать наличие его вины в совершении административного правонарушения. Кроме того, указанные в постановлении действия (бездействия) руководителя администрации района не создали существенной угрозы общественным отношениям в финансово-бюджетной сфере, угрозы экономическому развитию, не посягали на экономическую безопасность государства. Бюджетные средства израсходованы адресно, не допущено нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств, растрата или хищение. Указание в постановлении на применение бюджетных мер принуждения в виде сокращения объема межбюджетных трансфертов не указывают на существенную угрозу охраняемым правоотношениям и не может являться отягчающим обстоятельством. Считает, что срок давности привлечения к административной ответственности истек 12 января 2019 года, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Представители ФИО1-ФИО2 и ФИО3 доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель Департамента финансов по Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд представил возражения, указав, что с доводами жалобы не согласен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дел в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица, участвующие в предоставлении и получении межбюджетных трансфертов.
Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.
В силу положений ст. 139 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Согласно ч.3 ст.7 ЗО «О межбюджетных трансфертах в Вологодской области» №3222-ОЗ от 06 декабря 2013 года цели, условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета, критерии отбора муниципальных образований области для предоставления указанных субсидий, а также целевые показатели результативности предоставления субсидий и их значения устанавливаются Правительством области.
Постановлением Правительства Вологодской области от 22.10.2012 № 1243 утверждена государственная программа «Развитие образования Вологодской области на 2013-2020 годы», в состав которой входит подпрограмма «Развитие общего и дополнительного образования детей» (далее - государственная программа).
Правила предоставления и расходования субсидий на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом (далее - Правила) являются Приложением 3 (1.1) к подпрограмме № 1 государственной программы.
Согласно пункту 1.1 указанных Правил (в ред. постановления Правительства области от 19.12.2017) субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств муниципальных районов области по реализации мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в 2017 году на ремонт спортивных залов; оснащение спортивным инвентарём; развитие школьных спортивных клубов, созданных в организации.
Как следует из материалов дела, 28.04.2017 года между Департаментом образования Вологодской области и администрацией Великоустюгского муниципального района заключено соглашение о предоставлении субсидий на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом № 109. Субсидия в сумме 1 500,0 тысяч рублей была предоставлена.
В соответствии с пунктом 1.2. указанного соглашения целью предоставления субсидии является софинансирование расходных обязательств муниципального образования по реализации мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, на ремонт спортивного зала и создание спортивного клуба в МБОУ «Усть-Алексеевская средняя общеобразовательная школа».
В соответствии с пунктом 3.2.2. Соглашения предусмотрена обязанность муниципального образования обеспечить в срок до 01 сентября 2017 года целевое и эффективное использование бюджетных средств для достижения показателей:
- численность обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время, по уровням образования:
начальное общее образование - не менее 36 человек;
основное общее образование - не менее 53 человек;
среднее общее образование - не менее 25 человек.
- количество муниципальных образовательных организаций, в которых отремонтированы спортивные залы - не менее 1 образовательной организации;
- количество школьных спортивных клубов, созданных в образовательных организациях, для занятий физической культурой и спортом - не менее 1 школьного спортивного клуба.
Как следует из материалов дела, консультантом контрольно-ревизионного управления Департамента финансов области ФИО4 проведена внеплановая встречная выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Великоустюгского муниципального района за 2017 год и январь-сентябрь 2018 года, в администрации Великоустюгского муниципального района, с проведением встречной проверки в муниципальном казённом учреждении «Горстройзаказчик».
Так, в рамках проверки установлено, что ФИО1 допущены нарушения условий расходования субсидий в сумме 1500,0 тыс. руб., предусмотренных правилами предоставления и расходования субсидий на реализацию мероприятия - «Обеспечение современных-требований к условиям организации образовательного процесса в образовательных организациях» подпрограммы «Развитие общего и дополнительного образования детей» Государственной программы области «Развитие образования Вологодской области на 2013-2020, годы», утверждённой постановлением Правительства области от 22.10.2012 № 1243.
Данные обстоятельства явились основанием для привлечения руководителя администрации Великоустюгского муниципального района ФИО1 к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
В силу ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях как стадии производства по делам об административных правонарушениях определен главой 29 КоАП РФ и предусматривает, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу (п.п.4,6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ).
По результатам оценки этих и иных обстоятельств выносится постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Вышеприведенные правовые положения призваны обеспечить защиту лица от необоснованного привлечения к административной ответственности.
07.07.2017 года с ООО «УстюгТехноСтрой» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по объекту «Ремонт спортивного зала МБОУ «Усть-Алексеевская СОШ». Стоимость работ по контракту определена результатами электронного аукциона в размере 1 225 575 рублей. Срок выполнения работ до 25 августа 2017 года в соответствии с техническим заданием.
Дополнительным соглашением к муниципальному контракту на выполнение работ по объекту «Ремонт спортивного зала МБОУ «Усть-Алексеевская СОШ» от 31 августа 2017 года пункт 2.1 Контракта изложен в новой редакции: «2.1 Стоимость работ по контракту составляет 1 103 068 рублей 28 копеек.
Окончание работ по ремонту спортивного зала МБОУ «Усть-Алексеевская средняя общеобразовательная школа» состоялось до 01 сентября 2017 года, что подтверждается актами о приемке выполненных работ и актом приемки общеобразовательной организации МБОУ «Усть-Алексеевская средняя общеобразовательная школа» к работе в новом 2017-2018 учебном году.
Остаток средств субсидии составил 399,99 тыс. рублей.
Свидетель С.В. показала, что дополнительные ремонтные работы в МБОУ «Усть-Алексеевская СОШ» проводились с согласия Департамента образования Вологодской области за счет экономии денежных средств.
Свидетель Р.А. показала, что в связи с проведением аукциона образовалась экономия денежных средств, что позволило выполнить в школе дополнительные работы за рамками составленного муниципального контракта. Дополнительные ремонтные работы не препятствовали учебному процессу.
01 сентября 2017 года администрацией Великоустюгского муниципального района в адрес начальника Департамента образования Вологодской области направлено письмо с просьбой согласовать использование остатка выделенных средств на проведение дополнительных работ по ремонту спортивного зала МБОУ «Усть-Алексеевская СОШ» в срок до 01.11.2017 года. Также в указанном письме указано, что в настоящее время работы по ремонту спортзала согласно смете выполнены. В ходе выполнения работ выявлены дополнительные, не учтенные сметой, ремонтные работы, требующие незамедлительного выполнения. Сметы отправлены в Госэкспертизу для прохождения достоверности определения сметной стоимости.
В письме от 03.10.2017 года Департамент образования Вологодской области не возражает против использования экономии от аукциона с подрядной организацией ООО «УстюгТехноСтрой» на проведение дополнительных работ по ремонту спортзала МБОУ «Усть-Алексеевская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с целевой статьей финансирования. Также обращают внимание, что освоить денежные средства необходимо в кратчайшие сроки.
Таким образом, остаток средств в сумме 399,99 тысяч рублей был направлен на выполнение дополнительных строительно-монтажных работ по объекту в рамках 6 контрактов: по ремонту кровли спортивного зала и парапета над спортивным залом, ремонту кабинетов спортивного зала, выполнение разметки в спортивном зале.
Ремонтные работы после 01 сентября 2017 года проводились за счет экономии по результатам торгов денежных средств с одобрения Департамента образования Вологодской области.
Оплата выполненных работ произведена платёжными поручениями: от 02.11.2017; от 27.11.2017, от 05.12.2017, от 27.12.2017, с подтверждением справками о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3: от 25.09.2017, от 01.11.2017, от 21.11.2017.
Акты о приёмке формы № КС-2 с периодом выполнения строительно-монтажных работ с 11 по 25 сентября 2017 года, с 17 по 21 ноября 2017 года свидетельствуют о проведении работ после 1 сентября.
Пункт 3.2.2 Соглашения обязательство администрации района по достижению показателя «количеством муниципальных общеобразовательных организаций, в которых отремонтированы спортивные залы», со сроком ввода объекта в эксплуатацию до 1 сентября 2017 года, не выполнен.
Как следует из материалов дела, согласно отчёту о выполнении показателей результативности использования субсидии от 12.01.2018 (исх. № 01-74/83/18), представленному администрацией района в Департамент образования области показатели результативности предоставления субсидии выполнены в полном объёме.
Свидетель Р.А. показала, что одним из показателей является обеспечение занятием физкультурой и спортом, обучающихся 1,2,3 уровней общего образования во внеурочное время. Внеурочное время включает в себя внеурочную деятельность на основании ФГОС на 01.09.2017 г. 1-7 классы и дополнительное образование 8-11 классы, поскольку в старших классах ФГОС не действует. Проверяющий засчитал только численность детей, которые занимались через внеурочное время, а численность детей, которые занимались дополнительным образованием не засчитал. Дополнительное образование и внеурочная деятельность осуществляется во неурочное время. В МБОУ «Усть-Алексеевская СОШ» 100% детей занимаются во неурочное время. Внеурочное время включает в себя занятие детей в секциях, кружках, а дополнительное образование служит для удовлетворения потребностей человека в интеллектуальном, физическом и личностном развитии человека.
В соответствии с информацией управления образования Великоустюгского муниципального района от 30.10.2018 № 01-18/801, полученной по запросу Департамента финансов области, численность обучающихся и занимающихся физкультурой и спортом по уровням образования, МБОУ «Усть-Алексеевская СОШ» составила: всего обучающихся на 01.01.2018 - 115, из них занимаются физкультурой во внеурочное время - 56, в рамках дополнительного образования - 61.
Из информации управления образования района следует, что численность обучающихся, занимающихся физической культурой, и спортом, во внеурочное время суммировалась с численностью занимающихся в рамках дополнительного образования, что свидетельствует о недостоверности отчётности, направленной Администрацией района в Департамент образования области.
Исходя из положений статьи 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу абз.3 п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении следует установить не только формальное сходство содеянного с признаками состава того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии угрозы для личности, общества или государства).
В рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, деяние, совершенное ФИО1 не причинило значительного вреда и не создало существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
Оценив фактические обстоятельства дела, степень общественной опасности деяния, совершенного руководителем администрации Великоустюгского муниципального района в данном конкретном случае, принимая во внимание отсутствие угрозы для личности, общества и государства, суд считает, что в данном случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ, а применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа носит неоправданно карательный характер, не соответствующий степени вины лица, привлекаемого к ответственности, тяжести правонарушения, которое каких-либо опасных последствий не повлекло, повышенную угрозу причинения вреда не создало.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства совершения правонарушения в их совокупности, суд считает возможным признать совершенное руководителем администрации Великоустюгского муниципального района ФИО1 деяние малозначительным, в связи с чем освободить его от административной ответственности, ограничиться в отношении него устным замечанием.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Доводы жалобы о пропуске срока давности привлечения ФИО1 к административной ответственности суд находит несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление начальника управления бюджета и межбюджетных отношений, заместителя начальника Департамента финансов по Вологодской области от 23 января 2019 года №829 о привлечении руководителя администрации Великоустюгского муниципального района ФИО1 к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, и дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить по основанию, предусмотренному ст.2.9 КоАП РФ, освободив ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, объявить ФИО1 устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в 10-дневный срок.
Судья: Нагаева Н.Н.