Председательствующий: Артемьева О.В.
Дело № 12-67/2020
УИД 19RS0010-01-2020-000927-63
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Шира 17 декабря 2020 года
Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Лейман Н.А.,
при секретаре Быковской Л.В.,
с участием:
представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Финансового управления администрации муниципального образования Ширинский район (далее – ФУ МО Ширинский район) – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу ФУ МО Ширинский район – ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ширинского района Республики Хакасия от 11 сентября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица – ФУ МО Ширинский район,
УСТАНОВИЛ:
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении, вышеназванному юридическому лицу административным органом вменяется нецелевое использование средств субсидии, предоставленных бюджету муниципального образования Ширинский район на частичное погашение просроченной кредиторской задолженности на основании соглашений № 5-13 от 17 октября 2018 года и № 7-13 от 09 ноября 2018 года, заключенных Администрацией данного района с Министерством финансов Республики Хакасия, а именно:
- 27 декабря 2018 года произведена оплата на сумму 61 тыс. рублей пени по страховым взносам во внебюджетные фонды, финансируемым не за счет средств субвенций из республиканского бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных и общеобразовательных организациях;
- 28 декабря 2018 года произведена оплата в сумме 850 тыс. рублей в качестве бюджетных обязательств, принятых после 01 октября 2018 года, в частности, на приобретение автомобиля по электронному аукциону, состоявшемуся 29 ноября 2018 года, с размещение извещение об аукционе 21 ноября 2018 года.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ширинского района от 11 сентября 2020 года ФУ МО Ширинский район привлечено к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 45 500 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель ФУ МО Ширинский район - ФИО1 обратилась в Ширинский районный суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое постановление, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что имеющиеся в материалах дела документы, обозначенные в Бюджетном кодексе РФ: ведомственная структура расходов бюджета МО Ширинский район на 2018 год; сводная бюджетная роспись Ширинского района на 2018 год; бюджетная роспись финансового управления на 2018 год; лимиты бюджетных обязательств по финансовому управлению на 2018 год; бюджетная смета расходов финансового управления на 2018 год; правовой акт, являющийся основанием для предоставления указанных средств Постановление администрации МО Ширинский район № 345 от 24 декабря 2018 года, полностью соответствуют требованиям ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ, расхождения перечисляемых средств со средствами, утвержденными в бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов и в ином документе установлены не были. Указала на то, что в решении первой инстанции оценка указанным выше документам не дана, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ. Полагает, что для определения действий Управления как нецелевое расходование бюджетных средств необходимо доказать факт совершения конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию средств, т.е. не на цели, указанные в п. 1.1 Соглашения. Для Управления цель определена бюджетной росписью и соответственно ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Фактически произведенное финансирование и оплата расходов точно соответствуют определенной цели, что доказывает целевое назначение платежей. Обратила внимание суда, что Управление не является получателем субсидии из республиканского бюджета, а является получателем бюджетных средств из бюджета муниципального образования Ширинский район. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств были доведены до Управления именно из бюджета муниципального образования Ширинский район, в том числе и на исполнение текущих расходов. Указала на то, что финансовое управление администрации МО Ширинский район доводило до Управления ассигнования и лимиты бюджетных обязательств. Управление не является прямым получателем средств из республиканского бюджета Республики Хакасия, а также не является исполнителем или стороной в рамках исполнения Соглашения, заключенного между администрацией МО Ширинский район и Министерством финансов РХ. В соответствии с Положением о Финансовом управлении, утвержденным Постановлением администрации муниципального образования Ширинский район от 04 апреля 2017 года №74, Финансовое управление, как структурное подразделение администрации является юридическим лицом, с собственной сметой расходов на содержание аппарата и финансово не несет ответственности за действия других юридических лиц, то есть за действия администрации и ее структурных подразделений. Считает, что судом первой инстанции сделан вывод о нецелевом использовании бюджетных средств Финансовым управлением, не исследуя вопрос по использованию средств на компенсацию расходов. Финансовым управлением были затрачены денежные средства на уплату текущих платежей на покупку автомобиля за счет средств районного бюджета по обязательствам, подлежащим уплате за счет средств республиканского бюджета. Первичные документы, подтверждающие факт несения расходов за счет бюджета муниципального образования при рассмотрении дела в суде первой инстанции Контрольно-счетной палатой Республики Хакасия предоставлены не были. Полагает, что все выводы контрольно-счетной палаты о нецелевом использовании бюджетных средств построены на том, что Управление получило субсидию из республиканского бюджета на частичное погашение кредиторской задолженности и не правильно ее израсходовало, не соответствуют действующему законодательству и действительности. Считает, что контрольно-счетной палатой перепутаны такие понятия, как муниципальное правовое образование и юридическое лицо. При предоставлении отчетности в Минфин РХ о реализации администрацией МО Ширинский район Соглашения от 17 октября 2018 года №5-13 нарушений бюджетного законодательства установлено не было. Указала, что суд первой инстанции сослался на ст. 78.1 БК РФ об использовании средств субсидии на исполнение муниципального задания, однако при этом до Финансового управления, как до казенного учреждения, муниципальное задание не доводится и соответственно субсидия на выполнение муниципального задания не предусматривается.
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1 доводы жалобы поддержала. В дополнение указала, что в нарушение норм Федерального закона №6-ФЗ от 07.02.2011 «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетным органом после составления акта контрольного мероприятия не был составлен отчет или заключение, не выдано предписание об устранении нарушений, таким образом, полагает вынесенное постановление о привлечении Фин.управления администрации МО Ширинский район противоречит действующему законодательству. Кроме того, обращает внимание, что коллегия Контрольно-счетной палаты, состоявшаяся 26 декабря 2019 года отчет по контрольному мероприятию по Ширинскому району не приняла, оправив его на доработку, в связи с этим контрольное мероприятие можно считать незаконченным. Также ссылается, что проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Проверка эффективности использования субсидий, выделяемых из республиканского бюджета РХ бюджетам муниципальных образований РХ на частичное погашение просроченной кредиторской задолженности в 2018 году», т.е. по одной цели соглашения о предоставлении МО Ширинский район субсидии на частичное погашение кредиторской задолженности от 17.10.2018 №5-13. Вместе с тем, указывает, что данное соглашение имело две цели, вторая – компенсация расходов местных бюджетов по оплате пени, штрафов и иных штрафных санкций в соответствии с налоговым законодательством РФ, начисленных в связи с несвоевременной оплатой страховых взносов во внебюджетные фонды за счет субвенций из республиканского бюджета РХ на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных и общеобразовательных организациях. Указанную цель специалисты контрольно-счетной палаты не проверяли, также данное обстоятельство не отражено в постановлении суда. Полагала, что постановление суда вынесено с грубейшими нарушениями законодательства, в связи с чем, подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению.
Представитель административного органа, составившего протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не заявил.
Суд постановил рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрение дела и принятии обжалуемого судебного акта, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Законом Республики Хакасия от 17 октября 2018 года №49-ЗРХ внесены изменения в Закон Республики Хакасия от 20 декабря 2017 года №104-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2018 год и на плановые период 2019 и 2020 годов» предусмотрены субсидии муниципальным образованиям на частичное погашение просроченной задолженности.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 31 октября 2014 года №561 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Повышение эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Республики Хакасия» (в редакции от 15 октября 2018 года №508) утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на частичное погашение просроченной кредиторской задолженности, которыми определен порядок и условия предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований.
В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидии и приказа Минфина Республики Хакасия от 28 сентября 2019 года № 161-од-а субсидии из республиканского бюджета направляются на частичное погашение просроченной кредиторской задолженности муниципальных образований республики по состоянию на 01 октября 2018 года, а также на компенсацию расходов местных бюджетов по оплате пени, штрафов и иных штрафных санкций в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, начисленных в связи с несвоевременной оплатой страховых взносов во внебюджетные фонды за счет субвенций.
Из содержания представленных административным органом материалов следует, что администрацией муниципального образования Ширинский район с Минфином Республики Хакасия были заключены Соглашение от 17 октября 2018 г. № 5-13 и дополнение к нему от 09 ноября 2018 г. № 7-13 о предоставлении муниципальному образованию субсидии из республиканского бюджета на частичное погашение просроченной кредиторской задолженности соответственно на сумму 133 402 тыс. рублей и 33 000 тыс. рублей. В данных соглашении и дополнительном соглашении указаны цели расходования представленных субсидий.
Как следует из документов, приложенных к указанному выше протоколу: акта № 45 от 05 декабря 2019 года по результатам экспертно-аналитического мероприятия об использовании Финансовым управлением субсидии, полученной из республиканского бюджета на частичное погашение просроченной кредиторской задолженности в 2018 году; заключения Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия от 18 декабря 2019 года на возражения руководителя Финансового управления к акту проверки; сведений о распределении субсидий муниципальному образованию Ширинский район на частичное погашение кредиторской задолженности, являющиеся приложением к Соглашениям от 17 октября 2018 года №5-13 и от 09 ноября 2018 года №7-13; документации о проведении электронного аукциона на приобретение автомобиля, нарушены условия заключенного соглашения от 09 ноября 2018 года №7-13. Администрацией муниципального образования Ширинский район в ущерб местных бюджетов поселений Ширинского района объем субсидий на частичное погашение просроченной кредиторской задолженности уменьшен с 70 544 тыс. руб. до 67 054 тыс. руб., то есть на 3 490 тыс. руб. Кроме того, на 4 196,4 тыс. руб. уменьшен объем субсидий из республиканского бюджета на частичное погашение просроченной кредиторской задолженности Управлению образования администрации муниципального образования Ширинский район. Данные денежные средства были дополнительно распределены между иными главными распорядителя бюджетных средств администрации муниципального образования Ширинский район, в том числе Финансовому управлению на 911 тыс. руб.
Постановлением администрации муниципального образования Ширинский район от 24 декабря 2018 года № 345 «О распределении межбюджетных трансфертов общего характера на 2018 года» Финансовому управлению распределены денежные средства в сумме 911 тыс. рублей, полученные из республиканского бюджета в форме субсидий на частичное погашение просроченной кредиторской задолженности. Из них денежные средства в сумме:
- 61 тыс. руб. на оплату иных платежей (пени начисленных в связи с несвоевременной оплатой страховых взносов во внебюджетные фонды);
- 850 тыс. рублей были использованы Финансовым управлением на покупку автомобиля по контракту от 10 декабря 2018 года с <данные изъяты>».
Таким образом, Финансовым управлением произведена оплата иных платежей, не относящихся к расходам, финансируемым за счет субвенций. Также Финансовым управлением за счет средств субсидии из республиканского бюджета на частичное погашение просроченной кредиторской задолженности произведена оплата бюджетных обязательств, принятых после даты (01 октября 2018 года), установленной приказом Минфина Республики Хакасия от 28 сентября 2019 года №161-од-а.
При этом следует принять во внимание, что в заявке для участия в отборе муниципальных образований Республики Хакасия для предоставления субсидии из республиканского бюджета на частичное погашение просроченной кредиторской задолженности учитывался размер данной задолженности на 01 октября 2018 года.
Следовательно, названные средства могут быть использованы на погашение кредиторской задолженности, возникшей по состоянию на 01 октября 2018 года.
Решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 27 февраля 2018 года № 35 «Об утверждении бюджета муниципального образования Ширинский район на 2018 год и на плановый период до 2019 и 2020 годов» утвержден Перечень главных распорядителей средств бюджета муниципального образования Ширинский район (приложение № 9), в который включено Финансовое управление.
В соответствии со ст. 154 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.
Довод о том, что Финансовое управление не является получателем субсидии из республиканского бюджета и самостоятельным распорядителем средств бюджета муниципального образования Ширинский район, не может быть признан обоснованным и не свидетельствуют о неправомерности вывода суда первой инстанции о виновности заявителя в совершении административного правонарушения.
Доводы о том, что ФУ МО Ширинский район распоряжалось денежными средствами, поступившими в качестве компенсации расходов местных бюджетов по оплате пени, штрафов и иных штрафных санкций в соответствии с налоговым законодательством РФ, начисленных в связи с несвоевременной оплатой страховых взносов во внебюджетные фонды, а не направленными для цели погашения кредиторской задолженности, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, отклонены судом с приведением мотивов. В этой связи у суда апелляционной инстанции оснований не согласиться с ними не имеется.
Таким образом, вывод мирового судьи о наличии в действиях Финансового управления администрации МО Ширинский район состава административного правонарушения, предусмотренного 15.14 КоАП РФ, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Несогласие представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Финансового управления – ФИО1 с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ и законодательства, не свидетельствует о том, что судом были допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования.
Собранные по делу доказательства являются достаточными, выводы суда первой инстанции мотивированны, основания с ними не согласиться отсутствуют. Сомнений в полном, объективном, всестороннем выяснении всех обстоятельств дела не имеется. Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу решения, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судом при рассмотрении дела и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм процессуального права, которые могли повлиять на вынесение законного и обоснованного судебного постановления, не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФУ МО Ширинский район – ФИО1, по доводам, изложенным в жалобе, отмены обжалуемого постановления, суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ширинского района Республики Хакасия от 11 сентября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Финансового управления администрации муниципального образования Ширинский район, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в порядке, предусмотренном ст. 30.14 КоАП РФ, лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ.
Судья Н.А. Лейман