Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Чугуевка 30 сентября 2013 года
Судья Чугуевского районного суда Приморского края Бурцева И.М.
с участием помощника прокурора Чугуевского района Язвенко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении,-
у с т а н о в и л:
Постановлением главного государственного инспектора Чугуевского района по пожарному надзору от 04.09.2013 года ФИО1 был, подвергнут штрафу в доход государства в сумме <данные изъяты> за нарушение 14 июня 2013 года требований пожарной безопасности, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ.
Считая, наложение административного взыскания не правомерным и незаконным, ФИО1 обратился в суд с жалобой, на постановление по делу об административном правонарушении от 04.09.2013 года и в суде утверждал, что по указанному постановлению он привлечен к административной ответственности как должностное лицо, однако в соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 13.25, 14.24., 15.17-15.22, 15.23.1, 15.24.1., 15.29-15.31, частью 9 ст. 19.5, 19.7.3 КоАП РФ, члены советов директоров, коллегиальных исполнительных органов, счетных комиссий, ревизионных комиссий, ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.7.29-7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное. Согласно постановлению Пленум Верховного суда РФ от 16.10.2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц к принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия. Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий.
Согласно должностной инструкции начальника теплового района «Чугуевский» филиала «Арсеньевский КГУП «Примтеплоэнерго» он не наделен полномочиями, относящимися к административно-хозяйственным или организационно-распорядительным функциям. Данными полномочиями наделено руководство филиала «Арсеньевский» КГУП «Примтеплоэнерго». Таким образом, он не является должностным лицом и в силу имеющихся обстоятельств субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 КоАП РФ не является. В данном случае в его действиях состав административного правонарушения отсутствует, что в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того он не согласен с нарушениями требований пожарной безопасности, указанными в постановлении, в частности: не выполнено ограждение резервуара отстойника посредством обвалования шириной по верху 0,5 метра или ограждающих стен из негорючих материалов, рассчитанных на гидростатическое давление разлившейся жидкости, площадка внутри обвалования не отсыпана песком. На основании постановления Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме» п.352 и п.3.6 СНиП 2-11-03-93 содержат нормы и требования, предъявляемые к специальным наземным резервуарам для хранения нефтепродуктов, в том числе обвалование таких резервуаров, состояние переездов через обвалование, наличие площади с песком внутри обвалования. Пруд отстойник не относится к резервуарам данной категории, а является прудом дополнительного отстаивания замазученной воды, которая сливается в пруд отстойник по мере её накопления в мазутоловушке и согласно «Инструкции по эксплуатации очистных сооружений нефтебаз» может быть изготовлен из бетонных плит. Поэтому на него не могут распространяться требования, предъявляемые к резервуарам, предназначенным для хранения нефтепродуктов.
Главный государственный инспектор Чугуевского района по пожарному надзору ФИО4 просил в удовлетворении жалобы ФИО1 отказать, постановление от 04.09.2013 года оставить в силе, т.к. оно вынесено законно и обоснованно, поскольку факты нарушений имели место, постановление вынесено в отношении ФИО1, который является должностным лицом КГУП «Примтеплоэнерго».
Выслушав, объяснение заявителя, главного государственного инспектора Чугуевского района по пожарному надзору, мнение помощника прокурора Чугуевского района Язвенко Р.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.20.4 ч.1 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3-8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи рублей до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является начальником теплового района «Чугуевский» филиала «Арсеньевский» КГУП «Примтеплоэнерго», расположенного по ул.Дзержинского 11 с.Чугуевка Чугуевского района Приморского края. В ходе проведенной 14 июня 2013 года проверки территории нефтеперевалочной базы теплового района «Чугуевский» Арсеньевского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» установлены нарушения требования пожарной безопасности, установленные федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 390, СНиП 21-01-97*, ГОСТ 12.2.143-2009, СНиП 2.11.03-93.
В представленных материалах дела отсутствуют доказательства того, что начальник теплового района «Чугуевский» ФИО1 является должностным лицом и что на него временно или в соответствии со специальными полномочиями были возложены организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
В частности нет подтверждения того, что он имеет право распоряжаться финансовыми средствами организации, имеет полномочия по приему и увольнению работников, а равно наличия у него иных функций, указывающих на него как на должностное лицо.
В свою очередь, из имеющейся должностной инструкции не следует, что начальник теплового района «Чугуевский» филиала «Арсеньевский» КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО1 наделен организационно-распорядительными либо административно-хозяйственными функциями.
В материалах дела имеется приказ ГУП «Примтеплоэнерго» филиал «Арсеньевский» от 07.09.2012 года № которым иное лицо – заместитель начальника по производству теплового района «Чугуевский» ФИО5 назначена ответственной за соблюдение требований пожарной безопасности в структурном подразделении филиала «Арсеньевский» - тепловой район «Чугуевский».
Следовательно, ФИО1 применительно к данной ситуации, в силу занимаемого положения не является должностным лицом и соответственно, не является субъектом инкриминируемого ему административного правонарушения, в его действиях отсутствует вина, установленная ст.20.4 ч. 1 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения в действиях начальника теплового района «Чугуевский» филиала «Арсеньевский» КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО1 в силу ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, поэтому постановление главного государственного инспектора Чугуевского района по пожарному надзору ФИО4 от 04.09.2013 года № подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,-
р е ш и л:
Удовлетворить жалобу ФИО1
Постановление главного государственного инспектора Чугуевского района по пожарному надзору ФИО4 № от 04 сентября 2013 года о наложении на ФИО1 штрафа в размере <данные изъяты> отменить, дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Чугуевский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения.
Судья