ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-67/2016 от 03.02.2016 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело № 12-67-16

Р Е Ш Е Н И Е

«03» февраля 2016 года г. Находка Приморского края

Судья Находкинского городского суда Приморского края Жила Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании протест Прокурора <.........> на постановление мирового судьи судебного участка <.........> края от ДД.ММ.ГГ. о прекращении производства по делу в отношении Н, возбужденному по признаку административного правонарушения, предусмотренному ст. 19.1 КоАП Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка <.........> края от ДД.ММ.ГГ., производство по делу об административном правонарушении в отношении директора МБУК «Музейно-выставочный центр <.........>» Н было прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП Российской Федерации в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

С данным постановлением не согласился Прокурор <.........>, подал протест.

В обоснование протеста старший помощник Прокурора <.........>А пояснила суду, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей, заказчиком может осуществляться закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. При этом формальную процедуру выбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурсов, аукциона, запроса котировок и запроса предложений) заказчик не проводит.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» историко-культурная экспертиза проводится на основе принципов научной обоснованности, объективности и законности; независимости экспертов; гласности.

Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 73-ФЗ заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.

По смыслу п. 2 Порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия, утвержденного приказом Управления по охране объектов культурного наследия <.........> от ДД.ММ.ГГ., размер оплаты проведения историко-культурной экспертизы не является фиксированным и определяется экспертом и заказчиком в каждом конкретном случае.

Согласно доводам директора МБУК «МВЦ <.........>» Н при выборе эксперта она исходила из его квалификации, опыта работы, в связи с чем, было принято решение заключить договор с экспертом М, в то время, как другие эксперты не имеют опыта работы при проведении историко-культурной экспертизы, так как являются археологами.

Однако, указанные доводы Н, по мнению прокурора, не обоснованы.

Судом при рассмотрении дела об административном правонарушении не учтено, что на территории <.........> имеется 7 аттестованных Министерством культуры Российской Федерации экспертов по проведению историко-культурной экспертизы, список которых располагается на официальном сайте Департамента культуры <.........>.

При этом все 7 экспертов обладают научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения историко-культурной экспертизы в целях обоснования целесообразности включение объектов культурного наследия в реестр, и отвечают требованиям, предъявляемым к экспертам.

Таким образом, в указанном случае закупка у единственного поставщика невозможна и заказчику необходимо определить поставщика одним из конкурентных способов.

Кроме того, источником финансирования проведения историко-культурной экспертизы является бюджет Находкинского городского округа.

Средства на проведение указанной экспертизы заложены в муниципальной программе «Развитие культуры в Находкинском городском округе» на 2015-2018 годы», утвержденной постановлением администрации Находкинского городского округа от 29 августа 2014 года № 1599.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе, в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 17 указанного закона предусмотрено, что в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Таким образом, по мнению Прокурора, заключив ДД.ММ.ГГ. гражданско-правовой договор с экспертом М на выполнение историко-культурной экспертизы, директором МБУК «МВЦ <.........>» Н ограничен доступ иных экспертов, осуществляющих деятельность на территории <.........>, к участию в торгах, что привело к ограничению конкуренции и свидетельствует о наличии в действиях Н состава административного правонаруш ения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП Российской Федерации.

В связи с изложенным, довод постановления мирового судьи судебного участка судебного района <.........> края от ДД.ММ.ГГ. об отсутствии в действиях директора МБУК «МВЦ <.........>» Н состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП Российской Федерации, не основан на законе.

Просит постановление по делу отменить, а дело направить на новое рассмотрение.

Н в судебном заседании, не согласившись с доводами протеста пояснила суду, что вывод о наличии нарушения не соответствует Федеральному закону от ДД.ММ.ГГ. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно положениям главы 3 Закона № 44-ФЗ способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) выбирает заказчик. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ).

Так, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) указан в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.

Таким образом, по мнению Н, в случае если деятельность учреждения подпадает под действие указанного выше определения, данное учреждение вправе осуществлять закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Согласно статье 123.21 Гражданского кодекса, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В соответствии со статьей 9.2. Федерального закона 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (часть 1 статьи 9.1 Закона № 7-ФЗ).

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом, (часть 2 статьи 9.2 Закона №7-ФЗ).

В соответствии с определением, данным в статье 3 Федерального закона от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», Музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом

В соответствии с пунктом 2.3 Устава муниципального бюджетного учреждения культуры «Музейно-выставочный центр <.........>», предметом деятельности Учреждения является хранение, пополнение, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций, публикация материалов по истории Находкинского городского округа, создание выставочного творческого пространства в городе.

Считает, что постановление мировым судьей вынесено законно и обосновано, просит оставить его без изменения, а протест без удовлетворения.

Выслушав стороны, изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 19.1 КоАП Российской Федерации самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса

Объектом рассматриваемого административного правонарушения является установленный порядок управления.

Под установленным порядком управления следует понимать определенную законодательно или на уровне локальных нормативно-правовых актов четко регламентированную процедуру осуществления процесса планирования, организации, мотивации и контроля, необходимого для формулирования и достижения цели деятельности конкретной управленческой организации или структурной единицы.

Объективная сторона данного состава административного правонарушения заключается в осуществлении виновным лицом своих прав без согласия на то.

Как было установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГ. Прокурором <.........> было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении директора МБУК «Музейно-выставочный центр <.........>» Н

Поводом к возбуждению послужил заключение Н договора, минуя процедуру закупок.

Постановлением мирового судьи судебного участка судебного района <.........> края от ДД.ММ.ГГ. было прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица директора МБУК «Музейно-выставочный центр <.........>» Н., которое было возбуждено по ст. 19.1 КоАП Российской Федерации. Как основание прекращения указан п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП Российской Федерации - в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

Вынося оспариваемое постановление мировой судья обосновано исходил из того, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. При этом формальную процедуру выбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурсов, аукциона, запроса котировок и запроса предложений) заказчик не проводит. Особенности закупок у единственного поставщика регламентируются статьей 93 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 указанного закона закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.

Рассматривая дело по существу, мировой судья установил, что данные требования были соблюдены и обосновано пришел к выводу об отсутствии в действиях Н состава правонарушения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость применённого административного наказания.

По мнению суда, при рассмотрении жалобы процессуальных нарушений, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело не установлено, в связи с чем оснований для отмены постановления и возвращения дела на новое рассмотрение не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка <.........> края от ДД.ММ.ГГ. о прекращении производства по делу в отношении директора МБУК «Музейно-выставочный центр <.........>» Н, возбужденному по признаку административного правонарушения, предусмотренному ст. 19.1 КоАП Российской Федерации – оставить без изменения, а протест без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Жила Н.Л.