ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-67/2016 от 12.04.2016 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

дело № 12-67/2016 год

РЕШЕНИЕ

г. Омск 12 апреля 2016 года

Ленинский районный суд г. Омска ( ул. Труда 29 А кабинет 110)

в составе судьи Усенко Е. В.,

при секретаре Давыдовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Максимов И.В. на постановление старшего государственного инспектора Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области ФИО4 № ВЗ-22/05-020/2016 от ДД.ММ.ГГГГ, которым Максимов И.В., <данные изъяты> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Совершение правонарушения Максимов И.В., как следует из текста обжалуемого постановления, вменяется в вину при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 50 минут в ходе рейдовой проверки, на основании приказа Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении инструментальных измерений с использованием лазерного дальномера Laser Range Finder 1200 инвентарный и фотосъемкой фотоаппаратом Nikon COOLPIX S2800 серийный инв. , в 450 метрах восточнее административного здания, имеющего адрес: <адрес>, Ленинский административный округ, <адрес> км., <адрес>; в 155 метрах от береговой линии правого берега поверхностного водного объекта <адрес>, на участке 1859,9 км. от устья реки Иртыш (по лоцманской карте 2001 г.), в границах водоохраной зоны <адрес> установлен факт осуществления хозяйственной деятельности путем погрузки песка экскаватором DOOSAN 255 LCV в грузовые транспортные средства, имеющие государственные номера <данные изъяты> последние два принадлежащие Максимов И.В. В процессе хозяйственной деятельности осуществлялось движение и стоянка данных грузовых транспортных средств по дорогам, не имеющим твердого покрытия. Территория части земельного участка, на котором осуществлялось движение и стоянка грузовых транспортных средств, представлена покрытием в виде песка. Иное твердое покрытие на данном земельном участке в виде дорожных смесей и каменных материалов (щебень, гравий, асфальтовое покрытие и иные виды твердого покрытия) отсутствует.

В жалобе Максимов И.В. просит постановление отменить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Указывает, что в ходе проверки установлен факт осуществления хозяйственной деятельности при помощи экскаватора и автосамосвалов. Указанные в постановлении транспортные средства отнесены к категории специального назначения, так как предназначены для выполнения специальных функций (погрузки песка) и имеют специальное оборудование (обратная лопата, кузов большой вместимости), соответствующие требованиям подпунктов ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ приложения к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ). Технологическим процессом погрузочных работ на площадке складирования предусматривается работа экскаватора с основным рабочим оборудованием – обратной лопатой, забирающего песок ниже уровня стоянки экскаватора, с последующей погрузкой в транспортное средство. Склад песка имеет значительную высоту насыпи от 3 до 6 метров, которая сформирована в процессе выгрузки песка из плавсредств на площадку. В силу погодных зимних условий поверхность площадки была покрыта снежным настом и находилась в состоянии обледенения, при этом инспектором действий по установлению состава покрытия не производилось, выводы сделаны на основе визуального осмотра.

Движение транспортных средств осуществлялось по дорогам, отсыпанным ранее ООО «Дорстрой». Устройство подъездной дороги производилось на участке сопряжения существующей грунтовой дороги с асфальтированной, и на участке сопряжения склада песка с грунтовой дорогой, в границах водоохраной зоны. На данных участках ежегодно проводятся ремонтные работы путем подсыпки песка и глины.

В судебное заседание Максимов И.В. не явился. О времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежаще. С ходатайством об отложении рассмотрения жалобы к суду не обращался. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Максимов И.В.

Свидетель ФИО5, начальник отдела правового и кадрового обеспечения Росприроднадзора по <адрес>, в судебном заседании показала, что согласно частям 1 и 3 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии.

В силу части 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с критериями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, река Иртыш отнесена к объектам, подлежим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

Ширина водоохраной зоны реки Иртыш определена пунктом 4 статьи 65 Водного кодекса РФ и составляет 200 метров.

В границах водоохранных зон в силу пункта 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Как было указано ранее, в границах водоохранных зон, в силу пункта 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, запрещается движение и стоянка транспортных средств, кроме как специальных транспортных средств.

Принадлежащие ФИО6 транспортные средства не могут быть признаны специальными исходя из нижеследующего.

Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ N 877 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР . Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств»), специальное транспортное средство -транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.).

В свою очередь специализированное транспортное средство - транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.).

В соответствии со ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», грузовое транспортное средство - самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, либо самоходное транспортное средство с прицепом или полуприцепом.

Исходя из «Положения о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (утв. Банком России ДД.ММ.ГГГГ N 432-П), грузовые автомобили - грузовые бортовые автомобили, грузовые автомобили-фургоны, автомобили-самосвалы, автомобили-тягачи.

Кроме того, согласно «ОДМ 2ДД.ММ.ГГГГ-2011. Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по строительству цементобетонных покрытий в скользящих формах» (издан на основании распоряжения Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ N 970-р), автомобиль-самосвал - грузовой автомобиль с опрокидывающейся грузовой платформой или металлическим кузовом, предназначенный для перевозки насыпных и навалочных грузов.

Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 06-08-44/4627 «О разъяснении положений статьи 65 Водного кодекса РФ», для целей Водного кодекса Российской Федерации к специальным транспортным средствам, стоянка и движение которых в водоохранных зонах не запрещена, помимо указанных в Техническом регламенте, могут относиться специальные транспортные средства, осуществляющие спасательные операции, обеспечивающие оказание медицинской помощи населению, предупреждение аварий и иных чрезвычайных ситуаций, ликвидацию их последствий, а также транспортные средства правоохранительных органов, контрольно-надзорных органов и иных специальных служб.

При этом движение и стоянка всех перечисленных транспортных средств в водоохраной зоне допускается при осуществлении соответствующими органами и организациями своих полномочий.

Таким образом, принадлежащие ФИО6 транспортные средства: <данные изъяты> не могут признаваться специальными.

В виду того, что аналогичным грузовым автомобилем является автомобиль КАМАЗ-6520-06, следует указать письмо, предоставленное в Управление Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому вышеуказанный автомобиль-самосвал Камаз-6520-06 предназначен для перевозки различных сыпучих и строительных материалов и относится к специализированным транспортным средствам.

Таким образом, принадлежащие ФИО6 транспортные средства являются не специальными, а специализированными грузовыми транспортными средствами.

Имеется приказ от ДД.ММ.ГГГГ о проведении рейдовой проверки соблюдения законодательства РФ об охране окружающей среды в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по водоохраной зоне и акватории водного объекта реки Иртыш в границах <адрес>, Ленинского АО <адрес> на участке с 1859 по 1862 км. правого берега реки от устья (по карте реки Иртыш 2001 года издания) по маршруту от <адрес> км. до <адрес>.

Имеется акт № ВЗ-22 от ДД.ММ.ГГГГ о результатах рейдовой проверки Управлением Росприроднадзора по <адрес>, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 50 минут в ходе рейдовой проверки, на основании приказа Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в 450 метрах восточнее административного здания, имеющего адрес: <адрес>, Ленинский административный округ, <адрес> км., <адрес>; в 155 метрах от береговой линии правого берега поверхностного водного объекта <адрес>, на участке 1859,9 км. от устья реки Иртыш (по лоцманской карте 2001 г.), в границах водоохраной зоны <адрес>, выявлены указанные в описательной части решения нарушения, схема и фототаблица к нему.

Имеется информация УГИБДД УМВД России по <адрес>, из которой следует, что согласно автоматизированным учетам ГИБДД УМВД России по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ транспортные средства: марки <данные изъяты> зарегистрированы на Максимов И.В.

Имеется протокол об административном правонарушении № ВЗ-22/05-020/2016 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Максимов И.В. по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. При составлении протокола Максимов И.В. присутствовал, давал объяснение, котором выразил несогласие с содержанием протокола, копию протокола получил.

Изучив материалы административного производства, полагаю, что постановление по делу об административном правонарушении следует оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей.

В силу части 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с критериями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, река Иртыш отнесена к объектам, подлежим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

Ширина водоохраной зоны реки Иртыш определена пунктом 4 статьи 65 Водного кодекса РФ и составляет 200 метров.

Обстоятельство, что место совершения инкриминируемого правонарушения является водоохраной зоной, установлено в судебном заседании и не оспаривается Максимов И.В.

В границах водоохранных зон в силу пункта 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В вину Максимов И.В. вменяется использование в хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранной зоны реки Иртыш транспортных средств марки <данные изъяты>

Утверждение Росприроднадзора по <адрес> о том, что данные транспортные средства не являются специальными транспортными средствами, указанными в положениях пункта 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, является состоятельным, основанным на указанных в пояснениях ФИО5 положениях Закона и нормативных актов.

Обстоятельство, что в месте совершения инкриминируемого правонарушения отсутствуют дороги, стоянки и специально оборудованные места, имеющие твердое покрытие, подтверждается актом Управлением Росприроднадзора по <адрес> № ВЗ-22 от ДД.ММ.ГГГГ о результатах рейдовой проверки и фототаблицей к нему.

Кроме того, в Постановлении Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N 828 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ <адрес>" не содержится информация о наличии в месте совершения инкриминируемого правонарушения дорог.

Понятие дороги с твердым покрытием дано в пункте 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1090. К таким дорогам относятся асфальтовые, цементобетонные, из каменных материалов и тому подобное.

Очевидно, что слежавшийся песок и снежный наст твердым покрытием не являются.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что действия Максимов И.В. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.42 КоАп РФ как использование водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Назначенное Максимов И.В. наказание является минимальным.

Оснований для прекращения производства по делу за малозначительностью суд не усматривает.

Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области ФИО4 № ВЗ-22/05-020/2016 от 15 марта 2016 года, которым Максимов И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей, оставить без изменения, а жалобу Максимов И.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вручения, получения копии решения через Ленинский районный суд г. Омска.

Федеральный судья Е.В. Усенко