ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-67/2021 от 04.06.2021 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 12-67/2021

Уникальный идентификатор дела 27RS0006-01-2021-000454-55

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Хабаровск 04 июня 2021 года

Судья Хабаровского районного суда Хабаровского края Хальчицкий А.С. (680011, <...>),

рассмотрев единолично жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, общества с ограниченной ответственностью «Звезда Экватора» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении № 88/860-20 от 26.11.2020 г. заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах ФИО2 о привлечении ООО «Звезда Экватора» <адрес>, помещ. 1, офис 3, ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, общества с ограниченной ответственностью «Звезда Экватора» ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах ФИО2 о привлечении ООО «Звезда Экватора» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000,00 рублей.

Жалоба мотивирована следующим.

ООО «Звезда экватора» является арендатором лесного участка на основании договора аренды от от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Комитета лесного хозяйства <адрес> в отношении ООО «Звезда экватора» (далее - Общество) вынесено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ за нарушение правил лесовосстановительных мероприятий за 2020 год, а именно посадки лесных культур в объеме 24 га, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.

Названное постановление направлено в адрес Общества почтой и получено Обществом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается конвертом и информацией с официального сайта Почты России (почтовый идентификатор письма - ).

С привлечением к административной ответственности Общество не согласно в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации все мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению производятся только по проекту освоения лесов, но в связи с тем, что в 2020 году Общество разработало проект освоения лесов, но в силу неустранимых замечаний проект принят не был, Общество не имело право проводить какие-либо мероприятия на арендуемом лесном участке.

Также Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края не принял во внимание, что Общество является субъектом малого предпринимательства (внесено в реестр малых и средних предприятий (как микропредприятие) и штраф в сумме 200 000 руб. является для него крайне обременительным. Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края не учел позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П, и нормы КоАП РФ, подлежащие применению к субъектам малого предпринимательства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 30.1-30.3, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защитник общества просил суд признать незаконным и отменить постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края ФИО2 от 26.11.2020 № № 88/860-20 о привлечении ООО «Звезда экватора» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.27 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) руб.

В судебное заседание по рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении защитник ООО «Звезда Экватора», его законный представитель не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе по адресам управляющих организаций.

Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, инженер по лесовосстановлению филиала «Кур-Урмийское лесничество» КГКУ «Хабаровское лесничество» ФИО3, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки не сообщил, суд не признавал его явку в судебное заседание обязательной.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, заместитель начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки не сообщил, суд не признавал его явку в судебное заседание обязательной.

В силу положений ст. 25.15 КоАП РФ суд полагает возможным рассмотреть жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении в полном объеме, судья полагает постановление по делу об административном правонарушении № 88/860-20 от 26.11.2020 г. заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах ФИО2 о привлечении ООО «Звезда Экватора» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000,00 рублей, подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одной из задач производства по делу об административном правонарушении является разрешение дела в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Согласно протоколу по делу об административном правонарушении ООО «Звезда экватора» вменяется невыполнение именно договорных обязательств по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ в части лесовосстановительных мероприятий за 2019 год, а именно:

- агротехнический уход за лестными культурами в объеме 24,0 га,

- уход в молодняках в объеме 15,0 га,

- рубки прореживания в объеме 50,0 га,

- проходные рубки в объеме 91,0 га, чем нарушены положения ст. 62, 64 Лесного кодекса РФ, п. 2, 6 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ).

Судом установлено, что ООО "Звезда экватора" является арендатором лесного участка на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Сотрудниками филиала "Кур-Урмийское лесничество" КГКУ "Хабаровское лесничество" 06.07.2020 проведен осмотр лесного участка Урмийского участкового лесничества в кварталах № 243, 244, 245, (за исключением выделов 28-31) 256, 257, 258 (за исключением выделов 11, 12, 18, 19, 21-23) 259 (за исключением выделов 1-6, 20) 260 (за исключением выделов 1-5, 19) 261, 275(за исключением выделов 14-20) 276 (за исключением выделов 1-4, 20-24) 277-279, 280 (за исключением выделов 13- 18, 21) 289 (за исключением выделов 1-5) 290 (за исключением выделов 1-5) 291-295, 310 (за исключением выделов 1-5,) 311 (за исключением выделов 17-20) 312, 313, 330-335, 338, 351-357, 359-361, 376-384, 401-409, 421-429, 430,435, Инского участкового лесничества в <...>, 6, 7, 14, 15, 31, 32, 45-48, 62-68, 75-78, 83 Хабаровского муниципального района Хабаровского края, в результате которого установлено невыполнение договорных обязательств, а именно не выполнены лесовосстановительные мероприятия согласно приложению № 6 к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

При проверке установлено, что ежегодные лесовосстановительные мероприятия за 2019 год (агротехнический уход за лесными культурами в объеме 24,0 га; уход в молодняках в объеме 15,0 га; рубки прореживания в объеме 50,0 га; проходные рубки в объеме 91,0 га) в течение 2019 года на момент осмотра не выполнены.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении срок давности привлечения к ответственности за невыполнение мероприятий по агротехническому уходу за лесными культурами в объеме 24,0 га, уходу в молодняках в объеме 15,0 га истек, в связи с чем производство по делу в данной части было прекращено.

Из жалобы следует, что ООО "Звезда экватора" не согласно с вынесенным постановлением ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Вместе с тем, факт совершенного правонарушения по ст. 8.27 КоАП РФ подтвержден материалами дела:

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;

- актом осмотра проверки договорных обязательств от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 11 "ж" договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, арендатор принял на себя обязательства осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на арендуемом лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № 6 к данному договору.

Статьей 61 Лесного кодекса РФ установлено, что вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя, в том числе, лесовосстановление и уход за лесами.

Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками, прекращения сервитута, публичного сервитута.

Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса.

Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 62 Лесного кодекса РФ).

Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия).

Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 64 Лесного кодекса РФ).

Согласно п. 9, 10 Правил ухода за лесами, утвержденных Приказом Минприроды России от 22.11.2017 № 626 установлено, что к мероприятиям по уходу за лесами относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесами. К видам рубок относятся, в том числе: рубки прореживания, направленные на создание в лесных насаждениях благоприятных условий для формирования стволов и крон лучших деревьев; проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий роста лучших деревьев, увеличения их прироста, продолжения (завершения) формирования структуры насаждений.

Общество имело в соответствующий период утвержденный в соответствии с условиями договора аренды проект освоения лесов.

Вышеуказанные доказательства получили надлежащую оценку административного органа, собраны в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным суд не находит с учетом характера совершенного правонарушения, объекта административного правонарушения, охраняемых правоотношений.

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было извещено надлежащим образом.

Наказание назначено в пределах санкции статьи с учетом целей административного наказания и установленных по делу обстоятельств.

В соответствии со ст. 4.1.1. КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.

В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

В силу положений ч. 2 ст. 3.4. КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В указанном случае выявленное правонарушение создаёт угрозу причинения вреда объектам растительного мира.

В силу положений п. 3.2 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. В указанном случае в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о сложном материальном положении общества, позволяющем с учетом характера правонарушения назначить обществу наказание ниже минимального размера.

Протокол по делу об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований процессуального законодательства.

Пункт 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусматривает возможность вынесения по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении решения об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ч. 1 ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении № 88/860-20 от 26.11.2020 г. заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах ФИО2 о привлечении ООО «Звезда Экватора» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000,00 рублей, оставить без изменения, а жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Звезда Экватора» на постановление по делу об административном правонарушении без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 (десяти) суток с момента его получения.

Судья А.С.Хальчицкий