ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-67/2021 от 12.03.2021 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Краснодарский край, г. Новороссийск 12 марта 2021 года

Судья Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края ФИО1, при участии:

государственных инспекторов РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 и ФИО3,

представителей АО «Флот НМТП» по доверенности ФИО4 и ФИО5,

при секретаре Халиковой Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Флот НМТП» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 № 0223/03/147-КНД/ПР/2020 от 22.05.2020 г., которым АО «Флот НМТП» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

АО «Флот НМТП» обратилось в Октябрьский районный суд г. Новороссийска с жалобой на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 № 0223/03/147-КНД/ПР/2020 от 22.05.2020 г.

В обоснование жалобы указано, что обжалуемое постановление является необоснованным, из постановления следует, что исследовались данные учета в области обращения с отходами АО «Флот НМТП» (далее Общество) за 2018 год. На Обществе лежала обязанность их обобщения не позднее, чем 10.01.2019 г. По мнению Общества, вменяемое нарушение не может считаться длящимся, датой его совершения следует считать 11.01.2019 г., в связи с чем срок давности привлечения Общества к ответственности, установленный ч.2 ст.4.5 КоАП РФ, к моменту вынесения постановления истек. Из постановления следует, что при эксплуатации т/х «Бурный» образуется мусор от бытовых помещений – код ФККО 73315101724, от непроизводственной деятельности плавсостава в жилых помещениях судна. Согласно материалам дела, протокол об административном правонарушении от 18.05.2020 г., составлен в отсутствие законного представителя АО «Флот НМТП». В обоснование надлежащего извещения Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея представлено уведомление № 05 от 08.05.2020 г., которое было направлено почтовым отправлением и вручено адресату 19.05.2020 г., то есть после даты составления протокола от 18.05.2020 г. Представленная в материалы дела копия распечатки из направленного Обществу электронного письма от 14.05.2020 г. не содержит доказательств получения данного письма. Общество полагает, что административный орган составил протокол об административном правонарушении № 0223/03/147-КНД/ПР/2020 от 18.05.2020 г., не имея достаточных данных о надлежащем уведомлении Общества о времени и месте его составления, чем нарушил права АО «Флот НМТП». АО «Флот НМТП» вменяется нарушение обязательных требований в области обращения с отходами производства и потребления, выразившееся в не отражении в материалах учета отхода, образованного в результате эксплуатации т/х «Бурный», в виде мусора (код по ФККО 7 33 151 01 72 4). Однако, согласно материалам дела учет отходов от экипажа судна осуществлен в полном объеме. По журналу учета за 2018 год АО «Флот НМТП» учтено: строка 410, по коду ФККО 7 33 100 01 72 4 «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», образованный, в том числе, от морских судов Общества, включая т/х «Бурный», в количестве всего 79,1 т; строка 411. АО «Флот НМТП» в проверяемом периоде учитывало бытовой мусор от собственных экипажей судов по коду ФККО 7 33 100 01 72 4, как бытовые отходы, образованные от работников АО «Флот НМТП», по коду ФККО 7 33 151 01 72 4 учитывался бытовой мусор экипажей, снимаемый со сторонних морских судов (не Общества). В 2016 году при разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение АО «Флот НМТП» обосновало учет отходов по указанным ФККО. В проекте АО «Флот НМТП» обосновало учет бытовых отходов от экипажей судов АО «Флот НМТП» по ФККО с кодом 7 33 100 01 72 4, в соответствии с которым образуются бытовые отходы самого Общества, исходя из численности 787 человек, в том числе, работающих на берегу 120 человек, плавсостава в количестве 667 человек. В эту подгруппу отходов АО «Флот НМТП» в проекте предлагало учитывать бытовые отходы своих работников морских судов. На основании Проекта нормативов приказом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 23.12.2016 г. № 16-1Л/1253 для АО «Флот НМТП» утверждены предложенные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение на период по 22.12.2021 г.

В судебном заседании представители АО «Флот НМТП» ФИО4 и ФИО5 доводы жалобы поддержали. Просили постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 № 0223/03/147-КНД/ПР/2020 от 22.05.2020 г. отменить, производство по делу прекратить.

Государственные инспекторы РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 и ФИО3 с доводами жалобы не согласились, просили оставить ее без удовлетворения.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 пояснила суду, что срок давности привлечения Общества к административной ответственности не превышен, так как правонарушение является длящимся, было выявлено в дату составления акта, поэтому 22.05.2020 г. является последним днем срока давности привлечения к административной ответственности с момента выявления правонарушения. В материалах дела об административном правонарушении имеется распечатка с электронной почты Управления Росприроднадзора, согласно которой на официальный адрес электронной почты АО «Флот НМТП» было направлено уведомление по протоколу об административном правонарушении. Отчета о том, что уведомление не доставлено, они не получали. У юридического лица, которое использует судно, в соответствии с нормативным документом – приложением № 5 к Международной конвенции по предотвращению загрязнения судов 1973 года, всегда образуются несколько видов отходов, которые подразделяются на несколько видов: пластмасса, пищевые отходы, бытовые отходы, кулинарный жир, эксплуатационные отходы, остатки груза, туши животных и орудие улова. В зависимости от специфики производства судна, у них образуются те или иные отходы, но бытовые отходы образуются всегда. Законодатель указывает, что нельзя один вид отхода учитывать под другим видом отхода. АО «Флот НМТП» учитывало один вид отхода под другим, чтобы не платить в повышенном размере плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, суд полагает обжалуемое постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 № 0223/03/147-КНД/ПР/2020 от 22.05.2020 г. АО «Флот НМТП» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Постановление по делу об административном правонарушении от 22.05.2020 г. в отношении АО «Флот НМТП» вынесено уполномоченным лицом.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность по ст.8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального от 29.05.2019 № 392-ФЗ) наступает в случае несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Согласно положениям ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Для рассмотрения жалобы судом из Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора были истребованы и изучены оригиналы материалов дела об административном правонарушении в отношении АО «Флот НМТП» № 0223/03/147-КНД/ПР/2020 по ст.8.2 КоАП РФ (объект НВОС МЛ-0123-001300-Т «Производственный объект № 16, площадка машинного отделения судна «Бурный» г. Новороссийск, порт Новороссийск»).

Имеющееся в материалах дела об административном правонарушении постановление № 0222/03/147-КНД/ПР/2020 от 22.05.2020 г. вынесено не в отношении т/х «Бурный», а в отношении другого судна – т/х «Инженер Потурнак». Постановления о привлечении к административной ответственности АО «Флот НМТП» за не отражение в материалах отчета отхода, образованного в результате эксплуатации т/х «Бурный», в материалах дела не имеется.

Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении № 0223/03/147-КНД/ПР/2020 от 18.05.2020 г. составлен в отсутствие законного представителя АО «Флот НМТП», поскольку Общество не было надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте его составления, нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.

В соответствии с п.4.1 ст.28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

В материалах дела об административном правонарушении имеется уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, которое направлено на электронный адрес АО «Флот НМТП» 14.05.2020 г. Однако, сведений о получении АО «Флот НМТП» данного уведомления в материалах дела об административном правонарушении нет.

С учетом исследованных материалов дела об административном правонарушении суд приходит к выводу о том, что АО «Флот НМТП» не было надлежащим образом извещено о составлении протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении № 0223/03/147-КНД/ПР/2020 от 18.05.2020 г. составлен с существенным нарушением положений ст.28.2 КоАП РФ, в связи с чем является недопустимым доказательством по делу об административном правонарушении.

Выводы государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО2, изложенные в постановлении от № 0223/03/147-КНД/ПР/2020 от 22.05.2020 г. (которого в материалах дела об административном правонарушении нет) о нарушении АО «Флот НМТП» обязательных требований в области обращения с отходами производства и потребления, выразившемся в не отражении в материалах учета отходов, образованных в результате эксплуатации т/х «Бурный» – мусора от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров – код по ФККО 7 33 151 01 72 4, не подтверждены надлежащими доказательствами (в деле нет документальных подтверждений образованию этих отходов).

В соответствии с приказом Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора 01.04.2019 г. № 147-КНД проведена плановая выездная проверка АО «Флот НМТП» – девяти судов, принадлежащих АО «Флот НМТП».

АО «Флот НМТП» для проведения проверки был предоставлен паспорт отхода «Мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров» – код по ФККО 7 33 151 01 72 4. Данный вид отхода образуется при эксплуатации всех морских судов АО «Флот НМТП», отчет и плата осуществляются единовременно по всему Обществу.

В судебном заседании установлено, что Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея вынесено девять постановлений о привлечении АО «Флот НМТП» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, то есть, АО «Флот НМТП» привлечено к административной ответственности за нарушение обязательных требований в области обращения с отходами производства и потребления по каждому судну. Такая правоприменительная практика не отвечает назначению административного производства, очевидно, она вызвана желанием административного органа повысить показатели по выявлению административных правонарушений. Суд полагает, что в случае выявления нарушений при обращении с отходами, АО «Флот НМТП» могло быть привлечено к административной ответственности за нарушение обязательных требований в области обращения с отходами производства и потребления в целом, а не по каждому судну (как Обществом предоставляется отчет и осуществляется плата – за деятельность всего Общества).

В силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Принимая во внимание, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении АО «Флот НМТП» по ст.8.2 КоАП РФ, изложенным выше обстоятельствам не была дана надлежащая оценка, при составлении протокола об административном правонарушении были допущены существенные нарушения требований КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене, а дело подлежит возвращению на новое рассмотрение.

Вместе с тем, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек 22.05.2020 г.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Исходя из положений п.6 ч.1 ст.24.5 и ст.4.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности юридического лица обсуждаться не может.

Поскольку установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности истек, возможность возвращения дела на новое рассмотрение и возобновления производства по делу исключена.

При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 № 0223/03/147-КНД/ПР/2020 от 22.05.2020 г. подлежит отмене, а дело об административном правонарушении – прекращению.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.30.6-30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу АО «Флот НМТП» удовлетворить в части.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 № 0223/03/147-КНД/ПР/2020 от 22.05.2020 г., которым АО «Флот НМТП» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей – отменить, производство по делу прекратить по основаниям п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней, по правилам главы 30 КоАП РФ.

Судья: подпись