ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-67/2021 от 14.04.2021 Норильского городского суда (Красноярский край)

копия

дело № 12-67/2021

84RS0002-01-2021-000007-86

РЕШЕНИЕ

14 апреля 2021 года город Норильск Красноярского края

Судья Норильского городского суда Красноярского края Фомушина М.А., с участием защитников должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, ФИО1 и ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО3 на постановление начальника отдела государственного горного и общепромышленного надзора по Норильскому промрайону Енисейского управления Ростехнадзора ФИО4 №9.26/131.Дл/76 от 28 декабря 2020 года о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях генерального директора Акционерного общества «Норильсктрансгаз» ФИО3, <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника отдела государственного горного и общепромышленного надзора по Норильскому промрайону Енисейского управления Ростехнадзора ФИО4 от 28 декабря 2020 года генеральный директор АО «Норильсктрансгаз» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Согласно постановлению ФИО3 признан виновным в том, что он, являясь генеральным директором АО «Норильсктрансгаз», 12 августа 2020 года в 17 часов 00 минут на опасном производственном объекте, в нарушение пункта 2 статьи 8, пунктов 1, 2 статьи 9, пунктов 1, 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 9 Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263, пунктов 6, 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных Приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538, пунктов 2.3.1, 2.5.10, 2.5.26, 2.5.27, 2.7.14, 2.8.15, 3.3.2, 3.5.8, 4.21 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 N 461, части 1 статьи 49, части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, пунктов 2.5, 4.7.1, 5.9, 6.1.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96, не обеспечил выполнение обязательных требований промышленной безопасности:

- заместитель генерального директора по производству АО «Норильсктрансгаз» главный инженер С.С.И., назначенный приказом от ДД.ММ.ГГГГ ответственном лицом за организацию и осуществление производственного контроля не имеет высшего технического образования, соответствующего профилю опасных производственных объектов;

- допущена эксплуатация трубопроводов «Нефтеналивной причал – склад ГСМ» линии 1, 2 трубопроводы дизельного топлива, трубопровод бензина, трубопровод ТС-1 склада ГСМ, с истекшим сроком безопасной эксплуатации, без проведения экспертизы промышленной безопасности (объект введен в эксплуатацию в 1975 году);

- допущено проведение строительно-монтажных работ эстакады трубопроводов «Нефтеналивной причал – склад ГСМ» линии 1, 2 трубопроводы дизельного топлива, трубопровод бензина, трубопровод ТС-1 склада ГСМ в отсутствии проектной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы, наличия разрешения на строительство с учетом законодательства о градостроительной деятельности;

- на технологических трубопроводах «Нефтеналивной причал – склад ГСМ» линии 1, 2 трубопроводы дизельного топлива, трубопровод бензина, трубопровод ТС-1 склада ГСМ, фактическое расположение которых не предусмотрены, в начальной и конечной точках, штуцеры с арматурой и заглушкой для провода инертного газа или пара продувки;

- состояние обвалования резервуаров РВС-2000 № 30, 31 склада ГСМ, предназначенного для хранения авиационного топлива, не соответствует проектной документации. В пределах обвалования значительные просадки основания обвалования, разрушено бетонное покрытие, частичное разрушение дамбы обвалования;

- состояние обвалования резервуаров РВС-1000 № 1, 2, 3, 4 РВС-2000 № 5 РВС-200 № 6, 7 и РГС-50 № 11, 12, 13, 14, 15, склада ГСМ, предназначенных для хранения дизельного топлива, не соответствует проектной документации. В пределах обвалования значительные просадки основания обвалования, разрушено бетонное покрытие, частичное разрушение дамбы обвалования;

- резервуарные парки склада ГСМ не оснащены, в установленном порядке, средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров. Не обеспечена регистрация приборами с выводом показаний в помещение управления (операторной) и документирование;

- резервуарные парки склада ГСМ не оснащены, в установленном порядке, средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в районе запорно-регулирующей арматуры узла подключения склада (парка), расположенного за пределами обвалования;

- допущена эксплуатация резервуарного парка РГС № 1, 12, 1, 4, 15 в отсутствие молниезащитных устройств;

- не предусмотрено для вентиляционных систем насосной склада ГСМ: автоматическое включение опасных производственных объектов аварийной вентиляции при достижении в помещении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 50% объемных от НКПРП; сигнализацию о работе вентиляционных систем с подачей сигнала в помещение управления, автоматическую защиту калориферов от замораживания, автоматическое отключение вентиляционных систем при пожаре в помещении, оборудованном системой автоматического пожаротушения или сигнализации, автоматическое включение резервного вентилятора вентиляционных систем при выходе из строя рабочего вентилятора с подачей сигнала о включении резерва;

- помещение насосной не оснащено в установленном порядке средствами автоматического контроля загазованности по НКПРП (установлен 1 датчик) с подачей сигнала (светового и звукового) у входа в помещение насосной и в операторную при достижении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20% объемных от НКПРП; не обеспечено включение аварийной вентиляции при достижении горючих газов и паров нефтепродуктов 50% объемных от НКПРП, с автоматическим отключением насосных агрегатов для перекачки нефтепродуктов, а также регистрация всех случаев загазованности приборами с автоматической записью и документированием;

- допускается установка и эксплуатация счетчиков жидкости СЖ ППО-40, с электромеханическим преобразователем объема жидкости и электронным отсчетным устройством в помещении насосной склада ГСМ в отсутствие проектной документации;

- допущено внесение изменений в технологическую схему (установка автомобильной сливоналивной станции АСН 12В Норд на площадке склада ГСМ) в отсутствии проектной документации, имеющей положительное заключение соответствующей экспертизы с учетом законодательства о градостроительной деятельности;

- не предотвращено проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц. Ограда по периметру склада части отсутствует и не оборудована системой охранной сигнализации.

Оспаривая указанное постановление, должностное лицо подало жалобу в Норильский городской суд с просьбой отменить постановление, доводы жалобы сводятся к невиновности ФИО3 в инкриминируемом правонарушении, поскольку ответственность за соблюдение нарушенных норм лежит на других должностных лицах: главном инженере С.С.И., начальнике УСХиДГ Е.П.В., начальнике СОНиМ ТЦ УСХиДГ К.О.А.

ФИО3, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, направив своих защитников.

Защитник ФИО3 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Защитник ФИО3 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в судебном заседании жалобу поддержал, представил дополнительные пояснения, согласно которым генеральный директор обязан создавать систему обеспечения контроля за соблюдением определённого направления деятельности Общества путем издания соответствующих локальных правовых актов по направлениям деятельности общества, что было обеспечено генеральным директором АО «Норильсктрансгаз» в полном объеме путем утверждения Стандарта организации СТО Норильсктрансгаз 4.1-2018 Система управления промышленной безопасностью и охраной труда в АО «Норильсктрансгаз», Положения об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах АО «Норильсктрансгаз» (с изм., утв. Приказом от 19.05.2020 № НТГ/220-п), подписания и издания Приказа от 20.01.2020 № НТГ/026-п «Об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах АО «Норильсктрансгаз», подписания и издания Приказа от 20.01.2020 № НТГ/028-п «О назначении лиц, ответственных за осуществлением производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах АО «Норильсктрансгаз», утверждения Положений о подразделениях и должностных инструкций соответствующих должностных лиц. Кроме того, относительно пункта 1 вменяемых нарушений, заместитель генерального директора по производству – главный инженер С.С.И. имеет диплом о высшем образовании <данные изъяты>, квалификацию «Инженер-механик» по специальности , две специализации «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» и «Эксплуатация и испытания энергетических установок с авиационным приводом», специализация не противоречит целям Общества в области промышленной, энергетической и экологической безопасности, является профильной по трем из дополнительных видов деятельности Общества - производство, передача и распределение электроэнергии, кроме того: имеет диплом о профессиональной переподготовке, удостоверения о повышении квалификации, неоднократно проходил аттестацию в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Таким образом, административным органом не доказано наличие состава административного правонарушения, не указаны конкретные действия (либо бездействия), которые совершены непосредственно генеральным директором АО «Норильсктрансгаз» ФИО3, которые привели к выявленным нарушениям, положены нормы общего характера, которые являются отсылочными и не содержат в себе доказательств наличия причинно-следственной связи, должностным лицом в соответствии с возложенными на него Уставом АО «Норильсктрансгаз» и трудовым договором исполнена обязанность по организации и формированию в Обществе системы обеспечения промышленной безопасности путем принятия и утверждения соответствующих локальных актов и определения ответственных должностных лиц.

Должностное лицо Ростехнадзора, вынесшее обжалуемое постановление, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания ходатайств не заявил.

Заслушав участников судебного заседания, проверив материалы дела в полном объеме, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Под требованиями промышленной безопасностью понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, что следует из ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, исходя из классификации опасных производственных объектов, установленной приложением 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 116-ФЗ если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности: до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

При этом в силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 116-ФЗ отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в числе прочего соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность. Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

При этом, в силу части 1 статьи 49 и части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как установлено в судебном заседании, на основании распоряжения руководителя Енисейского управления Ростехнадзора от 14 июля 2020 года № РП-361-2178-о в отношении юридического лица АО «Норильсктрансгаз» проведена внеплановая выездная проверка на опасном производственном объекте – Склад ГСМ, рег. № А70-00257-0016 (III класс опасности), Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, сельское поселение Караул, п. Тухард в период с 16 июля 2020 года по 12 августа 2020 года.

Установив в ходе проверки, факты нарушения обязательных требований промышленной безопасности, должностным лицом административного органа сделан вывод о необеспечении выполнения генеральным директором АО «Норильсктрансгаз» ФИО3 указанных обязательных требований на указанном опасном производственном объекте, при этом в постановлении отсутствует указание - на каком опасном производственном объекте проведена внеплановая выездная проверка.

Между тем, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из примечания к указанной статье, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор.

В силу части 3 статьи 40 названного Закона генеральный директор издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания (пункт 3); осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества (пункт 4).

В соответствии с частью 4 указанной статьи порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

Как видно из материалов дела, генеральным директором АО «Норильсктрансгаз», в состав которого входит опасный производственный объект – склад ГСМ, рег. , является ФИО3 на основании решения единственного акционера от 21 февраля 2019 года.

Согласно Уставу АО «Норильсктрансгаз» генеральный директор осуществляет руководство текущей деятельности Общества, являясь единоличным исполнительным органом Общества, в том числе утверждает штаты, издает приказы, в том числе о назначении на должность работников Общества, об их переводе и увольнении, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества, утверждает внутренние документы Общества, регламентирующие текущую деятельность, в том числе вопросы, связанные с осуществлением основных видов деятельности Общества, вопросы охраны труда и техники безопасности.

Согласно трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО3, генеральный директор помимо прочего вправе издавать приказа и давать указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества, а также обязан осуществлять руководство Обществом в соответствии с законодательством РФ, Уставом Общества и решениями Работодателя, принимать меры по обеспечению Общества квалифицированными кадрами, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Следовательно, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае необходимо установить, были ли им допущены нарушения, связанные с организацией работы общества по обеспечению требований промышленной безопасности, кроме того, из обжалуемого постановления следует, что административным органом генеральный директор привлечен к административной ответственности в соответствии со своими должностными обязанностями, предусмотренными разделом 2 трудового договора, в том числе п.п. 2.2.1 и 2.2.6, обязывающих его принимать меры по обеспечению Общества квалифицированными кадрами, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды, и обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, таким образом, в постановлении также должны содержаться выводы о нарушении конкретных нормативных требований охраны труда, законодательства об охране окружающей среды.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом не установлено и должностным лицом в оспариваемом постановлении не указано, в чем конкретно выразилось не обеспечение выполнения обязательных требований промышленной безопасности, то есть неисполнение либо ненадлежащее исполнение генеральным директором общества ФИО3 своих служебных обязанностей, также не указаны нормативные требования охраны труда, положения об охране окружающей среды.

Так, из трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО3, не следует, что на него возложены конкретные обязанности, связанные с организацией работы общества по обеспечению требований промышленной безопасности.

Напротив, как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении жалобы, на опасном производственном объекте склад ГСМ, рег. , где было выявлено нарушение, предусмотрены должности главного инженера, начальника УСХиДГ (управление складского хозяйства и доставки грузов), начальника СОНиМ ТЦ УСХиДГ (служба обеспечения нефтепродуктами и метанолом УСХиДГ). При этом должность начальника УСХиДГ занимает Е.П.В., а должность начальника СОНиМ ТЦ УСХиДГ К.О.А.

Кроме того, утверждено Положение об управлении складского хозяйства и доставки грузов от 26 октября 2018 года, которое возглавляет начальник управления, который обязан в том числе соблюдать требования промышленной безопасности, при этом к основным задачам деятельности УСХиДГ относится эксплуатация опасных производственных объектов, при этом начальник управления осуществляет следующие функции: осуществляет контроль за организацией работ по содержанию резервуарных парков в состоянии, отвечающем требования Правил технической эксплуатации нефтебаз, за выполнением мероприятий по предписаниям надзорных органов по направлению деятельности управления, обеспечивает ведение технической документации и отчетности, обеспечивает эксплуатацию объектов УСХиДГ в соответствии с требованиями промышленной безопасности, осуществляет контроль за проведением технического диагностирования объектов трубопроводов и технологического оборудования резервуарных парков, обеспечивает согласование заданий на проектирование капитального ремонта объектов УСХиДГ, планов производства работ по ремонту трубопроводов и технологического оборудования резервуарных парков, при этом несет ответственность за своевременное и надлежащее выполнение задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, за соблюдение правил, норм охраны труда и промышленной санитарии работниками УСХиДГ.

Также утверждено Положение о службе обеспечения нефтепродуктами и метанолом Тухардского цеха УСХиДГ от 26 октября 2018 года, согласно пункту 3.2.27 которого соблюдение требований правил промышленной безопасности и охраны труда при эксплуатации ОПО СОНиМ ТЦ УСХиДГ является обязанностью начальника Службы К.О.А.

Кроме того, генеральным директором АО «Норильсктрансгаз» 10 января 2020 года вынесено распоряжение об определении персонального состава должностных лиц, осуществляющих третью ступень производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда в УСХиДГ.

Также изданы приказы от 20 января 2020 года об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах АО «Норильсктрансгаз» и о назначении лиц, ответственных за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО АО «Норильсктрансгаз», которыми установлена ответственность должностных лиц АО «Норильсктрансгаз» за выполнением требований промышленной безопасности, в том числе при оперативном руководстве и координации работ по производственному контролю, по идентификации и регистрации ОПО Общества, лицензированию, проведению экспертизы промышленной безопасности, при организации строительного контроля. 11 июня 2020 года и 19 октября 2020 года изданы приказы о внесении изменений в указанные выше приказы.

21 января 2020 года подписано распоряжение об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных и других объектах УСХиДГ.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ начальник УСХиДГ Е.П.В. направлен в служебную командировку в п. Тухард с 01 августа по 14 августа 2020 года с целью организации работ по ликвидации последствий аварии на трубопроводе «Берег-склад ГСМ».

Из приведенных приказов и положений также следует, что начальник УСХиДГ Е.П.В. и начальник СОНиМ ТЦ УСХиДГ К.О.А. относятся к категории руководителей, наделены как организационно-распорядительными, так и административно-хозяйственными функциями в АО «Норильсктрансгаз».

Согласно статье 17 Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов" лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данным законом не установлено, что за нарушение требований промышленной безопасности несет ответственность исключительно руководитель организации.

Кроме того, в силу п. 9 Правил об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен: иметь высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта.

При этом в силу пункта 11 Правил об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168, вступивших в законную силу с 01 января 2021 года, работники, ответственные за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах I - III класса опасности, должны иметь высшее техническое образование.

Как следует из представленных документов заместитель генерального директора по производству – главный инженер С.С.И. имеет диплом о высшем образовании <данные изъяты>, квалификацию «Инженер-механик» по специальности , две специализации «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» и «Эксплуатация и испытания энергетических установок с авиационным приводом», кроме того имеет диплом о профессиональной переподготовке по программе «Право технического руководства горными работами при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом» ; имеет удостоверения о повышении квалификации по программе «Эксплуатация объектов нефтехимии» ПК , по программе «Безопасное проведение ремонтных работ на опасных производственных объектах химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств» ПК , по программе «Организация безопасного проведения газоопасных работ» ПК , по программе «Проектирование сетей газораспределения и газопотребления» ПК , по программе «Эксплуатация объектов нефтяной и газовой промышленности» , по программе «Магистральные газопроводы» , по программе «Магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы» , по программе «Эксплуатация систем газораспределения и газопотребления» , по программе «Эксплуатация трубопроводов и горячей воды на опасных производственных объектах» ПКПБ-2/04,2020/01/01, по программе «Основы промышленной безопасности» , по программе «Эксплуатация сосудов, работающих под давлением, на опасных производственных объектах» .

Кроме того, С.С.И. неоднократно проходил аттестации в органах федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, о чем свидетельствуют протоколы аттестационных комиссий Ростехнадзора от 27 мая 2016 года, 22 апреля 2016 года, 25 февраля 2020 года, 24 сентября 2020 года, 22 октября 2020 года, 29 октября 2020 года, от 12 ноября 2020 года, от 04 марта 2021 года.

Также С.С.И. имеет стаж в газодобывающей отрасли с 1992 года.

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены, поскольку доказательств того, что генеральным директором общества ФИО3 были допущены указанные в постановлении нарушения, связанные с организацией работы по обеспечению требований промышленной безопасности, не добыто.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таком положении, поскольку виновность генерального директора АО «Норильсктрансгаз» ФИО3 в совершении административного правонарушения не доказана, доводы об отсутствии его вины в нарушении требований промышленной безопасности не опровергнуты, постановление должностного лица органа административной юрисдикции не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу следует прекратить на основании пункта 3 части 1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

жалобу должностного лица ФИО3 – удовлетворить.

Постановление начальника отдела государственного горного и общепромышленного надзора по Норильскому промрайону Енисейского управления Ростехнадзора ФИО4 от 28 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении в отношении должностного лица – генерального директора Акционерного общества «Норильсктрансгаз» ФИО3, – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд в течении 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Норильского городского суда М.А. Фомушина

<данные изъяты>

<данные изъяты>