ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-67/2021 от 17.09.2021 Ольгинского районного суда (Приморский край)

Дело №12-67/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

пгт.Ольга 17 сентября 2021 года

Судья Ольгинского районного суда Приморского края Савин А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по жалобе ООО «ТАИС» на постановление от 19.07.2021 г. заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельностью Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением от 19.07.2021 года заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельностью Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «ТАИС» (далее по тексту ООО «ТАИС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель ООО «ТАИС» подал в Ольгинский районный суд Приморского края жалобу, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обосновании жалобы указал, что из содержания постановления следует, что 23.12.2020 с 13 часов 40 минут до 15 часов 00 минут сотрудниками МО МВД России «Кавалеровский» совместно с участковым лесничим Маргаритовского участкового лесничества ФИО3, мастером лесозаготовительного участка ООО «ТАИС» ФИО4 на основании сообщения о незаконной рубке деревьев произведен осмотр лесного массива, расположенного в квартале 105 выдела 11 Маргаритовского участкового лесничества Кавалеровского филиала КГКУ «Приморское лесничество». В ходе осмотра установлен факт незаконной рубки деревьев в количестве 47 шт. общим объемом 11,17 м?.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя ООО «ТАИС», надлежащим образом не извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Постановление вынесено должностным лицом в отсутствие законного представителя ООО «ТАИС». Информация с официального сайта ФГУП «почта России» не содержит объективных и достоверных данных, подтверждающих вручение писем ООО «Таис» по состоянию на 19.07.2021 г. Первичное и вторичное извещение отделением связи в с.Чугуевка ООО «Таис» не доставлялись и не вручались.

При возбуждении и рассмотрении по существу дела об административном правонарушении не установлено событие административного правонарушения и, как следствие, имеются правовые основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. Часть 1 ст. 8.28 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждения. При этом, на момент проведения осмотра лесосеки правоотношения в указанной сфере регламентированы Правилами заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 1309.2016 года №474. ООО «ТАИС» в полном объеме исполняются требования действующего законодательства РФ в сфере лесопользования, в тои числе положения Правил заготовки древесины. В проекте освоения лесов зафиксировано наличие на границе квартала №105 Маргаритовского участкового лесничества квартальной просеки (магистрального волока), которая постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р «Об утверждении перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов» отнесена к объектам лесной инфраструктуры. Указанная квартальная просека в последующем использована в качестве лесной дороги (лесовозного уса), что также отражено в Проекте освоения лесов. При этом, вышеназванный Перечень объектов лесной инфраструктуры не содержит сведений о лесовозных усах. Обязанность повторной подачи лесной декларации, содержащей сведения об имеющемся в лесном массиве лесовозном усе, связанном с непосредственным освоением конкретной лесосеки, координаты которого приведены в ранее поданной лесной декларации, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Полагает, что в действиях ООО «ТАИС» отсутствует состав инкриминируемого правонарушения, в связи с тем, что ООО «ТАИС» заготовка древесины вблизи реконструируемой лесной дороги не осуществлялась, лесовозный ус, созданный в 2013 году, использован по целевому назначению.

Дополнительно указано, что МО МВД России «Кавалеровский» по факту незаконной рубки лесных насаждений общим объемом 11,17 м? на территории квартала 105 выдел 11 Маргаритовского участкового лесничества возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.260 УК РФ. В ходе предварительного следствия установлено лицо, причастное к совершению данного преступления – ФИО4, уголовное дело по обвинению которого, в настоящее время находится в производстве Чугуевского районного суда Приморского края.

В связи с тем, что по одному и тому же факту возбуждено как уголовное дело в отношении ФИО4, так и дело об административном правонарушении в отношении юридического лица, полагает, что указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Также указывает, что фактически из содержания материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО «ТАИС» должным образом не обеспечена охрана лесного участка от рубки лесных насаждений третьими лицами (по предположению следствия - ФИО4). ООО «ТАИС» принимают действенные и конкретные превентивные меры, направленные на предотвращение и недопущение незаконных рубок лесных насаждений на арендуемом лесном участке со стороны третьих лиц. Так, ООО «ТАИС» на арендуемом лесном участке размещены аншлаги, информирующие об ответственности за незаконную рубку лесных насаждений, организовано патрулирование на территории лесного участка, установлены фото-ловушки. С учетом принципа свободного пребывания граждан в лесах, закрепленного в статье 11 Лесного кодекс РФ, возложенные на арендатора обязанности по охране лесов, исполняются ООО «ТАИС» надлежащим образом и в полном объеме. Доказательств обратного в материалах дела не содержат. Из содержания материалов дела об административном правонарушении следует, что у ООО «ТАИС» имелись соответствующие правоустанавливающие документы: договор аренды лесного участка для заготовки древесины, проект освоения лесов и лесная декларация.

Считает, что по результатам проведенного осмотра лесосеки необходимо было рассматривать вопрос о наличии/отсутствии в действиях ООО «ТАИС» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, и, учитывая вышеизложенные обстоятельства в совокупности, в действиях (бездействии) ООО «ТАИС» отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.28 КоАП РФ. Кроме того, на момент осмотра лесосеки, а именно по состоянию на 23.12.2020 в обязанности ООО «ТАИС» не входило соблюдение и исполнение положений приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 №993, вступившего в силу с 01.01.2021 года, что в свою очередь указывает на грубое нарушение п.5 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ.

В судебное заседание представитель юридического лица не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Проверив материалы по делу об административном правонарушении, изучив жалобу, давая оценку всем фактическим обстоятельствам дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании ч. 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно части 1 статьи 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 23.12.2020 г. сотрудниками МО МВД России «Кавалеровский» совместно с участковым лесничим Маргаритовского участкового лесничества ФИО3, мастером лесозаготовительного участка ООО «ТАИС» ФИО4 на основании сообщения о незаконной рубке деревьев произведен осмотр лесного массива, расположенного в квартале 105 выдела 11 Маргаритовского участкового лесничества Кавалеровского филиала КГКУ «Приморское лесничество», разрабатываемого ООО «ТАИС» по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Осмотром установлено, что участок лесного массива расположен в 15,3 км в северо-восточном направлении от <адрес> в квартале 105 выдела 11 Маргаритовского участкового лесничества Кавалеровского филиала КГКУ «Приморское лесничество», соответствующий GPS координатам N 43?29.058" Е 143?49.544". На осматриваемом участке лесного массива находится реконструируемая лесная дорога, рядом с которой находятся пни деревьев и деревья, поврежденные до степени прекращения роста. Общая длина осматриваемой лесной дороги составляет 900 м. В ходе осмотра дороги участковым лесничим Маргаритовского участкового лесничества ФИО3 произведен перечет и замер диаметров пней от незаконно заготовленных деревьев в количестве 47 шт.: пень дерева породы Дуб диаметром 44 см, пень дерева породы Липа диаметром 32 см; поврежденное до степени прекращения роста дерево породы Береза черная диаметром 24 см; пень дерева породы Дуб диаметром 20 см; поврежденное до степени прекращения роста дерево породы Клен диаметром 12 см; пни деревьев породы Дуб диаметром 12 см, породы Липа диаметром 20 см, породы Клен диаметром 14 см, породы Дуб диаметром 28 см, породы Клен диаметром 12 см; деревья, поврежденные до степени прекращения роста породы Дуб диаметром 16 см, породы Ильм диаметром 12 см, диаметром 12 см, диаметром 14 см, диаметром 12 см, породы Клен диаметром 14 см, породы Дуб диаметром 16 см; пни деревьев породы Ильм диаметром 14 см, породы Дуб диаметром 16 см, диаметром 20 см, диаметром 24 см, диаметром 22 см, диаметром 16 см, диаметром 16 см, диаметром 10 см; поврежденные до степени прекращения роста деревья породы Дуб диаметром 22 см, диаметром 16 см, породы Береза белая диаметром 16 см, породы Клен диаметром 24 см, породы Береза черная диаметром 10 см; пни деревьев породы Клен диаметром 12 см, диаметром 24 см, породы Ольха диаметром 28 см, диаметром 40 см, породы Дуб диаметром 24 см, породы Осина диаметром 20 см; поврежденные до степени прекращения роста деревья породы Дуб диаметром 22 см, диаметром 18 см, диаметром 28 см, породы Клен диаметром 10 см, диаметром 10 см, диаметром 8 см, породы Береза белая диаметром 16 см, диаметром 18 см; пни деревьев породы Береза белая диаметром 42 см, породы Береза черная диаметром 50 см, породы Дуб диаметром 12 см.

Проектом освоения лесного участка ООО «ТАИС» от 01.01.2019 не предусмотрено изъятие ликвидной древесины при реконструкции лесных дорог в квартале 105 Маргаритовского участкового лесничества Кавалеровского лесничества.

Лесная декларация на реконструкцию и ремонт объектов лесной инфраструктуры в квартале Маргаритовского участкового лесничества арендатором ООО «ТАИС» в 2019-2020 не подавалась.

Выявленное нарушение послужило основанием для составления в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении №05/21 от 17.02.2021 года, предусмотренном ч.1 ст.8.28 КоАП РФ, так как нарушены пункты 3,4 подп. «е» п.12 «Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации», утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 №474, и пункты 3,4 подп. «е» п.12 «Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации», утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 №993, выразившееся в незаконной рубке лесных насаждений без правоустанавливающих документов (лесной декларации).

Судом установлено, что в производстве Чугуевского районного суда Приморского края на рассмотрении находится уголовное дело в отношении ФИО4, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.260 ч.3 УК РФ.

Доводы представителя юридического лица судом отвергаются по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

На основании указанных положений КоАП РФ должностным лицом при оценке действий юридического лица правомерно применены Правила, утвержденные Приказом Минприроды России от 01.12.2020 г. № 933 (ч.3 ст.1.7 КоАП РФ), поскольку Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.09.2016 № 474, утратили силу с 01 января 2021 г. в связи с изданием постановления Правительства РФ от 28.07.2020 г. № 1132.

При этом как ранее действовавшие Правила, так и вновь принятые содержат тождественные положения п.п. 3,4, подп. «е» п.12 (в ранее действовавших Правилах имеется лишь отличающееся указание о лесопарках). Следовательно, отсутствуют основания полагать, что новые нормы закона смягчили административную ответственность, либо улучшили положение привлекаемого к ответственности лица, либо влекут прекращение производства по делу.

Привлечение по данному факту к уголовной ответственности должностного лица ООО «Таис» не является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, поскольку по настоящему делу привлекается к ответственности юридическое лицо, законом не предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц, привлечение физического и юридического лица к ответственности за совершение одного и того же противоправного деяния закону не противоречит.

Доводы представителя юридического лица об иной квалификации действий юридического лица, судом отвергаются, поскольку, по смыслу закона незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки. Договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков (п.16 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2012 г. № 21).

В отличие от ст. 8.25 КоАП РФ, ст. 8.28 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение Правил заготовки древесины, т.е. без правомерных на то оснований. Рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины, в том числе рубки, без подачи отчета об использовании лесов подлежит квалификации по статье 8.25 КоАП РФ.

При этом, наличие лесной дороги (лесовозного уса, который, по мнению представителя юридического лица, является временным лесовозным путем, примыкающим к ветке или магистрали лесовозной дороги, предназначен для освоения отдельных участков лесосек спорного квартала, а, следовательно, обязанность повторной подачи лесной декларации не предусмотрена), не свидетельствует о том, что юридическим лицом не нарушены Правила заготовки древесины. Лесное законодательство предусматривает возможность строительства лесовозных дорог как объекта лесной инфраструктуры гражданами и юридическими лицами исключительно в границах предоставленного по договору лесного участка. Проектом освоения лесного участка от 01.01.2019 г. не предусмотрено изъятие ликвидной древесины при реконструкции лесных дорого в спорном квартале, лесная декларация на реконструкцию и ремонт объектов лесной инфраструктуры в спорном квартале ООО «Таис» в 2019-2020 г. не подавалась. Из содержания объяснений представителя ООО «Таис» ФИО6 от 17.02.2021 г. следует, что в качестве лесовозного уса использовался магистральный волок лесосеки (ранее отработанный), заявленный в декларации 2013 г., работы по расширению не велись, произведена расчистка от порубочных остатков.

Понятие лесной дороги, отраженное в Перечне N 1283-р, в качестве объекта лесной инфраструктуры, фактически обобщает все виды дорог, используемых в лесном хозяйстве, в том числе и лесовозные усы; строительство лесовозных усов, а, следовательно, подача соответствующей декларации, в настоящем случае, связано с непосредственным освоением конкретной лесосеки, координаты которой приведены в лесной декларации, в связи с чем, у юридического лица возникла обязанность по подаче декларации на реконструкцию и ремонт объектов лесной инфраструктуры. В соответствии со ст.26 Лесного кодекса лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, создание (снос) объектов лесной инфраструктуры, объем использования лесов в целях, не связанных с заготовкой древесины, подлежит отражению в декларации

Доводы представителя о том, что юридическому лицу вменяется ненадлежащая охрана лесов, не основаны на имеющихся материалах дела.

Как следует из абзаца 2 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

Уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении направлено в адрес ООО «ТАИС» почтовым отправлением с идентификатором 80080557154520, которое согласно уведомления о вручении, получено адресатом 15.02.2021 года.

Протокол об административном правонарушении составлен 17.02.2021 г. В указанной части юридическое лицо надлежащим образом уведомлено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Однако, постановление о назначении административного наказания от 19.07.2021 г. вынесено в отсутствие данных о надлежащем извещении юридического лица. В соответствии с отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 8008461447903, определение о времени и месте рассмотрения административного дела 09.06.2021 г. направлено юридическому лицу. На дату рассмотрения дела, а именно по состоянию на 19.07.2021 г., у административного органа отсутствовали сведения о надлежащем уведомлении юридического лица (такие сведения были получены административным органом лишь 22.07.2021 г. после истечения срока хранения, то есть после рассмотрения административного дела).

Допущенное должностным лицом административного органа нарушение требований КоАП РФ является существенным, не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

При указанных обстоятельствах постановление от 19.07.2021 г. вынесено с существенным нарушением процессуальных норм КоАП РФ.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Срок давности привлечения к административной ответственности за указанное административное правонарушение в соответствии с ч.1 ст.4.5. КоАП РФ не истек.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу удовлетворить, постановление от 19.07.2021 г. заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельностью Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения решения.

Судья А.А.Савин