№ 12-67/2021
РЕШЕНИЕ
17 ноября 2021 года г. Орел
Судья Железнодорожного районного суда г. Орла Сергунина И.И., рассмотрев жалобу Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» на постановление № по делу об административном правонарушении начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области ФИО2 от 28 июля 2021 года о привлечении организации к административной ответственности по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № АП начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области (далее - старший судебный пристав МОСП по ОИП УФССП по Орловской области) ФИО2 от 28 июля 2021 года юридическое лицо - Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (далее- НО «РФКР») признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, НО «РФКР» обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы НО «РФКР» указала, что в целях исполнения решения суда и требований исполнительного документа НО «РФКР» предприняты все возможные меры для включения спорного вида работ в перечень работ по спорному дому, п. 15 ремонт выгребных ям согласно региональной программе капитального ремонта, утвержденной постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
НО «РФКР» самостоятельно программу капитального ремонта не формирует, а подает сведения в Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, который вносит предложения в Правительство Орловской области.
В связи с тем, что такой вид работ как ремонт выгребных ям не был включен в перечень работ по спорному дому по причине предоставления недостоверных сведений о техническом состоянии дома органом местного самоуправления, НО «РФКР» внесло предложения о включении данного вида работ в программу, Приложение 3 к областной адресной программе капитального ремонта.
В редакции Программы от ДД.ММ.ГГГГ по спорному дому вид работ ремонт выгребных ям отсутствует.
В редакции от ДД.ММ.ГГГГ ремонт выгребных ям включен в перечень работ по дому, что свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны регионального оператора по спорному вопросу.
Данный вид работ был включён в программу только через год, ДД.ММ.ГГГГ году. Изменения в Программу были внесены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. В указанном периоде иные изменения не вносились и не утверждались.
Поскольку региональный оператор не обладает полномочиями по утверждению изменений в Программу, он не может нести ответственность за несвоевременное исполнение ответственными органами своих полномочий.
ДД.ММ.ГГГГ НО «РФКР» направила обращение в адрес Департамента по вопросу необходимости исполнения решения суда по ремонту выгребной ямы спорного дома и нарушения финансовой устойчивости регионального оператора. Ответ на данное обращение не был представлен.
Для исполнения решения суда и возможности использования денежных средств фонда капитального ремонта, формируемого собственниками помещений в многоквартирных домах путем уплаты взносов на капитальный ремонт, НО «РФКР» в адрес Департамента направлены предложения с перечнем многоквартирных домов для включения в краткосрочный план. До настоящего времени изменения в Краткосрочный план на 2021 – 2023 годы, утвержденный постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ№,последняя редакция от ДД.ММ.ГГГГ, не внесены.
В судебном заседании представитель НО «РФКР» ФИО4 доводы жалобы поддержала, по основаниям, изложенным в ней. Жалобу в части оспаривания представления начальника отделения -старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО2 от 30.07.2021г. не поддерживала.
Представитель заинтересованного лица УФССП России по Орловской области ФИО5 просила постановление о привлечении организации к административной ответственности по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно частям 1, 2 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Указанные нормы направлены на обеспечение своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные названным Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что и.о. судебного пристава-исполнителя МОСП по особым исполнительным производствам ФИО3ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника НО «РФКР» по исполнительному листу ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Урицким районным судом Орловской области, возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Предмет исполнения: обязать НО «РФКР» привести выгреб многоквартирного жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов» в двухмесячный срок со дня апелляционного определения.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по Орловской области 10.03.2020 было вынесено постановление о взыскании с НО «РФКР» исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ О назначении нового срока исполнения НО «РФКР» был установлен срок для исполнения решения- до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок, судебным приставом-исполнителем в отношении НО «РФКР» составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по признакам состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Постановлением начальника отдела – старшим судебным приставом МОСП по ИОИП УФССП по Орловской области №-АП от ДД.ММ.ГГГГ должник был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ О назначении нового срока исполнения НО «РФКР» был установлен новый срок для исполнения решения- до ДД.ММ.ГГГГ.Неисполнение НО «РФКР» содержащихся в исполнительном документе требований в новый срок, установленный судебным приставом-исполнителем, после наложения административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, послужило основанием для составления старшим судебным приставом МОСП по ОИП УФССП по Орловской области ФИО2 в отношении НО «РФКР» ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении №-АП по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Постановлением № АП от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным старшим судебным приставом МОСП по ОИП УФССП по Орловской области ФИО1, НО «РФКР» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
НО «РФКР» является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая всеми необходимыми полномочиями наделена государством.
Согласно Уставу НО «РФКР» учредителем Фонда является Орловская область.
Функции и полномочия учредителя НО «РФКР» от имени Орловской области осуществляет Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (п. 1.5). Орловская область несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение Фондом обязательств (п. 1.9).
НО «РФКР» не является членом саморегулируемой организации строителей и в силу требований ч. 5 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ не вправе выполнять строительные, ремонтные работы, в т.ч. для устранения недостатков, в связи с чем необходимо привлечение подрядной организации для проведения данных работ.
Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов региональный оператор организует в соответствии с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615.
Согласно п. 2 Положения закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функции специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.
В соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения электронного аукциона.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
26.11.2019 внесены изменения в Постановление Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 302 (ред. от 26.11.2019) "Об утверждении Правил предоставления субсидии областного бюджета в виде имущественного взноса некоммерческим организациям, полномочия учредителя в отношении которых исполняет Департамент строительства, топливно- энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области".
Пункт 3 Правил предоставления субсидии дополнен следующим подпунктом:
с) расходы на исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по устранению недостатков работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Предметом деятельности регионального оператора является обеспечение организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области, в пределах средств фондов капитального ремонта, формируемых собственниками помещений, с привлечением при необходимости средств из бюджета Орловской области и (или) местного бюджета (п. 2.1).
В силу действующего законодательства РФ НО «РФКР» является исполнителем государственных программ, финансируется из бюджета и взносов собственников помещений МКД.
Согласно ч. 5 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Частями 6 – 9 ст. 10 Закона Орловской области от 28.06.2013 N 1498-ОЗ "Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области" установлен порядок актуализации региональной программы капитального ремонта.
Для актуализации региональной программы лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, не ранее чем через пять месяцев с даты утверждения региональной программы (внесения в нее изменений), но не позднее 1 июня года, следующего за годом утверждения региональной программы (внесения в нее изменений), представляют в органы местного самоуправления по форме, утвержденной уполномоченным органом, информацию о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют.
Органы местного самоуправления в срок до 10 июля года, следующего за годом утверждения региональной программы (внесения в нее изменений), представляют региональному оператору данные, полученные от лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, в соответствии с частью 6 настоящей статьи.
На основании полученных данных региональный оператор формирует перечень изменений в региональную программу и не позднее 10 августа года, следующего за годом утверждения региональной программы (внесения в нее изменений), представляет такие сведения в уполномоченный орган. В Орловской области функции уполномоченного органа исполняет Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (Департамент).
Уполномоченный орган на основании сведений, представленных региональным оператором в соответствии с частью 7 настоящей статьи, в течение одного месяца с даты их поступления формирует проект изменений в региональную программу и направляет его на рассмотрение в Правительство Орловской области.
Правительство Орловской области утверждает изменения в региональную программу не позднее 1 декабря года, следующего за годом утверждения региональной программы (внесения в нее изменений).
Установлено, что в редакции Программы от ДД.ММ.ГГГГ ремонт выгребных ям включен в перечень работ по дому, изменения в Программу были внесены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ НО «РФКР» направила обращение в адрес Департамента по вопросу необходимости исполнения решения суда по ремонту выгребной ямы спорного дома и нарушения финансовой устойчивости регионального оператора.
Факт неисполнения НО «РФКР» содержащихся в исполнительном документе требований в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам после привлечения к административной ответственности к наказанию в виде штрафа, и вина НО «РФКР» в совершении вмененного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но указанным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается, что у НО «РФКР» при должном желании исполнить судебное решение имелась возможность совершить все необходимые действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа. Вместе с тем юридическое лицо допустило бездействие и, несмотря на длительный период времени, истекший с момента вступления судебного решения в законную силу, пренебрегло обязанностью его исполнить.
То обстоятельство, что региональный оператор направлял письма в Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, не свидетельствует о наличии объективных обстоятельств, не позволивших НО «РФКР» исполнить требования исполнительного документа, и не может служить основанием для освобождения от административной ответственности.
Под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
В материалах дела отсутствуют достаточные и допустимые доказательства того, что НО «РФКР» предпринимались все возможные действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа в полном объеме, либо направления судебному приставу-исполнителю сообщения о невозможности исполнения решения Урицкого районного суда Орловской области с необходимым приложением документов.
Согласно ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
При таких обстоятельствах следует считать вину НО «РФКР» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, установленной и доказанной, а обжалуемое постановление № АП начальника отделения- старшего судебного пристава МОСП и ОИП УФССП России по Орловской области ФИО2 признать законным и обоснованным.
С учетом изложенного обжалуемое постановление № АП от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу следует оставить без изменения, а жалобу НО «РФКР» -без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление № АП по делу об административном правонарушении начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области ФИО2 от 28 июля 2021 года о привлечении организации к административной ответственности по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» -без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья Сергунина И.И.