РЕШЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Судья Гвардейского районного суда <адрес> Клименко М.Ю.,
рассмотрев жалобу МУП «Теплота» на постановление консультанта отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением должностного лица административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области по делу № от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Теплота» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении МУП «Теплота» сброса золошлаковой смеси от сжигания угля на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, во дворе домов 2 б и 4 у котельной № 4.
За совершение данного административного правонарушения МУП «Теплота» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 105 000 рублей.
МУП МО «Гвардейский городской округ» (МУП «Теплота») обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит изменить постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и снизить размер назначенного МУП «Теплота» административного штрафа до 50 000 рублей, ссылаясь на то, что вход в здание котельной и площадка складирования расположены ниже уровня придомовых территорий по <адрес>, что полностью исключает попадание шлака на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в том числе, во двор домов 2Б и 4. Шлак выгружался в специально отведенном месте непосредственно рядом с котельной № 4 и своевременно вывозился по договору со сторонней организацией. По представлению Калининградской межрайонной природоохранной прокуратуры № 405Ж-2019/21/Исорг58-21 от ДД.ММ.ГГГГ был оставлен и частично исполнен план мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства об отходах производства и потребления на котельной № 4, <адрес>. Таким образом, еще до назначения административного наказания предприятие обеспечило ежедневный вывоз золошлаков с котельной, исключив их хранение на территории предприятия, установило ограждение по периметру площадки временного хранения золошлаков. В соответствии с указанным планом мероприятий, в срок до ДД.ММ.ГГГГ запланированы к выполнению работы по обустройству площадки временного хранения золошлаков в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды, что подтверждает устранение предприятием выявленных нарушений. В настоящее время предприятие МУП «Теплота» производит закупку газового оборудования и материалов для перевода угольных котельных города на газ. В результате перехода на газ и переоборудования системы теплоснабжения, котельную № 4 запланировано законсервировать. В тоже время МУП «Теплота» в силу сложившихся обстоятельств находится в трудном финансовом положении, при которых в сжатые сроки, в период межсезонного периода, необходимо произвести модернизацию котельного оборудования, произвести замену аварийных участков теплотрасс <адрес>, а также произвести полный расчет с поставщиками угля за отопительный сезон 2020-2021 гг. и оборудования по заключенным договорам. Таким образом, согласно акту сверки с ООО «Промснаб» (поставщик угля в отопительном сезоне 2020-2021 гг.) задолженность предприятия составляет 20 040 915,07 рублей, которую необходимо погасить в полном размере до начала отопительного сезона 2021-2022 гг. во избежание штрафных санкций и возможности заключить новый контракт на отопительный сезон 2021-2022 гг. на поставку топливно-энергетического ресурса (газ, уголь). При наложении административного штрафа в размере 105 000 рублей финансовое положение предприятия существенно затруднит выплату по обязательствам предприятия, в том числе заработной плате, налогам и расчетам с контрагентами.
В судебном заседании представитель МУП «Теплота» ФИО2 доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Консультант отдела административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО1 возражал против доводов жалобы.
Суд, выслушав участников, исследовав материалы дела, проверив административный материал в полном объеме, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Статьей 1 вышеуказанного Федерального закона N 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 13.4 указанного Федерального закона от 24.06.1998 предусмотрено, что накопление отходов допускается в местах (на площадках накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п.1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (п.2 ).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении обращения гражданки ФИО4 в период с 14 час. 31 мин по 14 час. 40 мин. на земельном участке. расположенном по адресу: <адрес>, во дворе домов 2 Б и 4 у котельной № 4 МУП «Теплота» на почве обнаружены отходы производства и потребления (золошлаковая смесь от сжигания угля) класс опасности – V, код ФККО – 6 11 300 02 20 5.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении МУП «Теплота» дела об административном правонарушении и вынесения ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом административного органа постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения нашел свое подтверждение доказательствами, имеющимися в материалах дела об административном правонарушении в отношении него, обозревавшимися в судебном заседании, а именно: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и фотоматериалами к нему; письменными пояснениями защитника юридического лица МУП «Теплота», которая с протоколом согласилась, вину признала в полном объеме, ссылаясь на то, что ведутся работы по недопущению подобных нарушений в будущем и также указала, что МУП «Теплота» находится в тяжелом материальном положении; выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. согласно которой видно, что котельная № 4 расположена по адресу; <адрес> на земельном участке с КН 39:02:010012:838; выпиской из ЕГР ЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ на МУП МО «Гвардейский городской округ» МУП «Теплота», зарегистрированной в качестве ЮЛ с ДД.ММ.ГГГГ; договором на оказание услуг по вывозу грунтов и золошлаков от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУП МО «Гвардейский городской округ» МУП «Теплота» и ИП ФИО5 и приложением к договору № с указанием мест дислокации складирования золошлака; планом мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства об отходах производства и потребления котельной № 4, согласно представлению Калининградской межрайонной природоохранной прокуратуры № 495Ж-2019/21ИСОРГ58-21 от ДД.ММ.ГГГГ;
В ходе рассмотрения дела установлено, что при проведении проверочных мероприятий по обращению гражданки ФИО4ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО1 обнаружено, что юридическим лицом - МУП «Теплота» при осуществлении своей хозяйственной деятельности не обеспечено должным образом соблюдение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в области охраны окружающей среды – осуществлен выброс на почву отходов производства и потребления (золошлаковая смесь от сжигания угля) класс опасности – V, код ФККО – 6 11 300 02 20 5. Земельный участок, расположен по адресу: <адрес>, во дворе домов 2 б и 4 у котельной № 4 МУП «Теплота»
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что МУП «Теплота» приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно, по соблюдению требований ст. 51 ФЗ Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также доказательства невозможности исполнения своей публично-правовой обязанности по соблюдению указанных требований при осуществлении своей хозяйственной деятельности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло бы предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
При таком положении, с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, выводы должностного лица о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сомнений не вызывают.
При вынесении постановления не допущено каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение вынесенного постановления.
Вместе с тем, МУП «Теплота», во исполнение представления Калининградской межрайонной природоохранной прокуратуры № 495Ж-2019/21ИСОРГ58-21 от ДД.ММ.ГГГГ, частично устранило выявленные нарушения, обеспечило ежедневный вывоз золошлаков котельной, по договору со сторонней организацией, исключив их хранение на территории предприятия, установило ограждение по периметру площадки временного хранения золошлаков, что подтверждается представленными фотоматериалами от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд принимает во внимание те обстоятельства, что совершенное правонарушение не повлекло тяжких последствий, МУП «Теплота» принимает меры по устранению допущенных нарушений, а также учитывая финансовое положение МУП «Теплота», с учетом смягчающих наказание обстоятельств, отсутствии отягчающих обстоятельств, считает возможным на основании ч.3 и 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях снизить размер административного штрафа, определенный должностным лицом административного органа.
В силу части 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Санкция ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает минимальное административное наказание – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей, в связи с чем, данный штраф возможно снизить до 50 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление консультанта отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении МУП «Теплота» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях изменить, снизить размер административного штрафа до 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей. В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд <адрес> в течение 10 дней.
Судья: подпись
Копия
Судья Клименко М.Ю.