ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-67/2022 от 03.03.2022 Реутовского городского суда (Московская область)

Копия

Дело № 12-67/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Реутов Московской области

Реутовский городской суд Московской области в составе судьи Сидоренко О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №1 Реутовского городского суда Московской области (<...>) жалобу ГАПОУ МО «ПК «Энергия» на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, о назначении ГАПОУ МО «ПК «Энергия» наказания в виде штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №5-2/219/2022 от 14.01.2022 мирового судьи судебного участка № 219 Реутовского судебного района Московской области ФИО1 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Подмосковный колледж «Энергия» (сокращенное наименование ГАПОУ МО «ПК «Энергия»; 143969, <...>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 30.12.2013, ИНН: <***>, КПП: 504101001, директор: ФИО2), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3000,00 рублей.

ГАПОУ МО «ПК «Энергия» с данным постановлением мирового судьи не согласилось и в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1 - 30.6 КоАП РФ, обратилось с жалобой в Реутовский городской суд Московской области. Представитель учреждения просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить ввиду отсутствия состава вмененного правонарушения.

В судебное заседание представитель заявителя ФИО3 не явилась, извещена надлежащим образом.

Контрольно-счетная палата Московской области извещена, направила представителя с полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях в заседание ФИО4, который полагал постановление мирового судьи от 14.01.2022 подлежащим оставлению без изменения.

В силу п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 19.7 КоАП РФ для юридических лиц установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей за непредставление или несвоевременное представление, представление в неполном объеме или в искаженном виде, полномочному органу (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, заключается в противоправном бездействии в отношении обязанности предоставить сведения. В качестве обязательного условия привлечения к административной ответственности ст. 19.7 КоАП РФ указывает на то, что представление уполномоченному органу требуемых сведений должно быть из перечня, прямо указанного в законе. При этом, сведения из перечня в законе безусловно необходимы для осуществления этим органом его законной деятельности. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении виновного лица к исполнению обязанностей, предусмотренных законом, и только в отношении сведений, которые прямо перечислены в законе. Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

Согласно Закону Московской области от 12.11.2010 № 135/2010-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Московской области» КСП Московской области является постоянно действующим государственным органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Московской областной Думой, и ей подотчетным. К объектам внешнего государственного финансового контроля, осуществляемого КСП, закон, в том числе, относит и государственные (муниципальные) учреждения, при этом объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в КСП по ее запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления КСП ее функций (ст. 10.1 Закона Московской области «О Контрольно-счетной палате Московской области»).

Из протокола №111-5/2021 от 25.11.2021 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, составленным заместителем начальника Инспекции – заведующим отделом проверок Инспекции №5 аппарата КСП Московской области ФИО4, следует, что в соответствии с планом работы КСП Московской области на 2021 год (пункт 1.20) и приказом Председателя КСП Московской области от 30.06.2021 №41П-133 «О проведении контрольного мероприятия» проводилось контрольное мероприятие «Проверка хода реализации в 2019 - 2020 годах мероприятий в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы повышение конкурентоспособности профессионального образования», направленного на достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта Образование», необходимых для выполнения Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», подпрограммы IV «Профессиональное образование» государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы и подпрограммы IV «Профессиональное образование» государственной программы Московской области Образование Подмосковья» на 2020-2025 годы» на объекте контроля - ГАПОУ МО «ПК «Энергия».

В ходе проведения контрольного мероприятия на объекте контроля на основании статьи 19 Закона Московской области «О Контрольно-счетной палате Московской области» в целях получения необходимых для проведения контрольного мероприятия документов и материалов КСП Московской области направлен в адрес ГАПОУ МО «ПК «Энергия» запрос от 21.10.2021 № 41Исх-1775, согласно которому учреждению следовало в срок не позднее 25.10.2021 представить в КСП Московской области документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а именно: расчет значения показателя «Доля взрослого населения, обученного по программам профессионального обучения и/или дополнительного профессионального образования», характеризующего результативность предоставления субсидии государственным профессиональным образовательным организациям на создание региональной электронной системы опережающей профессиональной подготовки, достигнутого учреждением по итогам 2020 года рамках реализации мероприятия Е6.06. «Субсидия государственным профессиональным образовательным организациям на создание региональной электронной системы опережающей профессиональной подготовки» подпрограммы IV «Профессиональное образование» государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2020-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 15.10.2019 № 734/36 (далее - показатель результативности). Кроме того, согласно Запросу (пункт 4) объекту контроля следовало к запрашиваемому расчету приложить пояснение с описанием пошагового алгоритма расчета, указанием на источники используемых при расчете данных, а также документы, являющиеся источниками получения информации для расчета достигнутого значения указанного показателя результативности в соответствии с графой 8 приложения к соглашению от 10.02.2020 № 014-С-73/1 о предоставлении субсидии государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Московской области «Подмосковный колледж «Энергия» на иные цели в 2020 году, которым и был установлен показатель результативности, а также его плановое значение - 20,0%.

Однако в ответе Учреждения от 25.10.2021 № Исх/258-2021 представлены пояснения о методике расчета без указания на источники данных, используемых при расчете значения указателя «Доля взрослого населения, обученного по программам профессионального обучения и или дополнительного профессионального образования», достигнутого Учреждением по итогам 2020 года, а также не представлены документы, являющиеся источниками получения информации для расчета достигнутого значения указанного показателя результативности (пункт 4 запроса).

В ответе Учреждения от 25.10.2021 № Исх/258-2021 (документ создан в межведомственной системе электронного документооборота Московской области 25.10.2021 в 17 часов 13 минут) сообщается, что достигнутое значение показателя результативности (21,1%) определено по методике: 13 810 / 65 239 * 100 (отношение численности взрослого населения, обученного по программам профессионального обучения и/или дополнительного профессионального образования, к численности студентов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях по очной форме обучения). Дополнительно представлена выдержка из распоряжения Министерства образования Московской области от 03.02.2020 №Р-73, которым определена методика расчета показателя результативности. Иные документы, являющиеся источником информации о примененных при расчете значениях (13 810 и 65 239) в КСП Московской области не представлены, как и сведения об алгоритме их подсчета.

В дополнение к письму от 25.10.2021 № Исх/258-2021 учреждением направлены письма от 27.10.2021 № Исх/261-2021 и от 27.10.2021 № Исх/258-2021, в которых, как и ранее, сообщается о методике расчета значения показателя результативности (13 811 / 65 239 * 100) и дополнительно представлены скриншоты из федерального реестра сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении, выгруженные файлы (формата Exel), скан-копии 567 свидетельств о профессиональном обучении и удостоверений о повышении квалификации, а также Списки обученных по компетенциям/темам/предметам, в которых содержится информация, не позволяющая в отдельных случаях идентифицировать лиц, прошедших обучение (указаны несуществующие имена, фамилии, отчества в том числе с использованием ненормативной лексики), имеется множество случаев повторения обученных, даже в рамках одной и той же компетенции/темы предмета, что указывает на недостоверность предоставляемых учреждением сведений. По-прежнему, в КСП Московской области не были представлены описание пошагового алгоритма расчета и источники данных о численности студентов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях по очной форме обучения (знаменатель формулы в значении 65 239).

В письме Учреждения от 09.11.2021 №269-2021 приведен новый расчет достигнутого значения показателя результативности: 12 382 / 58 840 * 100 = 21,1% (на самом деле 20,04%), что, по мнению должностного лица КСП Московской области, также указывает на недостоверность предоставляемых учреждением сведений.

По итогам представления сведений по запросу административным органом обнаружено, что учреждением запрашиваемый объем сведений не представлен, а также представлены недостоверные сведения, что по состоянию на 25.10.2021 в 17 часов 13 минут вероятно указывает на признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ. При этом запрошенная административным органом информация не входит в обязательный перечень, установленный законом, регулирующим деятельность ГАПОУ МО «ПК «Энергия».

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В судебном заседании проверкой материалов дела установлено, что между Министерством образования Московской области и ГАПОУ МО «ПК «Энергия» 10.02.2020 заключено соглашение №014-с-73/1 о предоставлении субсидии в размере 7684000,00 руб. на реализацию мероприятий по созданию региональной электронной системы опережающей профессиональной подготовки. Субсидия предоставлена Учреждению в рамках реализации пункта 6.6 мероприятия Е6.06. «Субсидия государственным профессиональным образовательным организациям на создание электронной системы опережающей профессиональной подготовки» подраздела 13.4 раздела 13 «Подпрограмма IV «Профессиональное образование» государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 15.10.2019 № 734/36 «Об утверждении государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2020-2025 годы и признании утратившим силу постановления Правительства Московской области от 25.10.2016 № 784/39 «Об утверждении государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы», и на основании распоряжения Министерства образования Московской области о предоставлении Субсидии от 03.02.2020 № Р-73 «О предоставлении в 2020 году субсидии на иные цели государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Московской области «Подмосковный колледж «Энергия»«.

Согласно п. 5.8 Соглашения от 10.02.2020, проверки соблюдения условий Соглашения, целевого использования субсидии и условий предоставления субсидии, установленных Порядком определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Московской области, утвержденным Постановлением Правительства МО от 17.04.2012 № 507/14 (действовал до 31.12.2020 включительно), осуществляются органами государственного финансового контроля исключительно в рамках условий соглашения о порядке, сроках и форме представления учреждением отчетности об использовании субсидии.

Из полномочий КСП Московской области, упомянутых в статье 10 Закона Московской области «О Контрольно-счетной палате Московской области» следует, что осуществление проверок соблюдения условий и целей предоставления субсидий из бюджета Московской области осуществляется КСП Московской области в отношении юридических лиц, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями (п. 9 ч. 1 ст. 10), т.е. в отношении ГАПОУ МО «ПК «Энергия» в связи с Соглашением от 10.02.2020 предусмотрен иной порядок контроля.

Из совокупности приведенных нормативных актов следует, что законность запроса информации, документов и материалов у ГАПОУ МО «ПК «Энергия» в связи с исполнением Соглашения от 10.02.2020, предопределена условиями самого этого Соглашения. Т.е. осуществление проверок соблюдения условий и целей предоставления субсидий из бюджета Московской области в отношении получателей субсидий, являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, осуществляется на основании обязанностей проверяемых, установленных соответствующим соглашением с распределителем бюджета. Эти обязанности существуют в течение срока действия соглашения, в данном случае – до 31.12.2020.

В материалах дела имеется копия соглашения №014-с-73/1 от 10.02.2020, заключенного между Министерством образования Московской области и ГАПОУ МО «ПК «Энергия», согласно которому получатель субсидии, являющийся государственным учреждением, имеет действующие до 31.12.2020 обязанности предоставлять Министерству и органам государственного финансового контроля информацию, объем которой определен Порядком определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Московской области, утвержденным Постановлением Правительства МО от 17.04.2012 № 507/14, также действующим до 31.12.2020.

В соответствии с п 12 Порядка обоснованность расходов учреждения за счет субсидии проверяется по документам, подтверждающим возникновение денежных обязательств, соответствие расходов целям предоставления субсидии в соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств государственных бюджетных учреждений Московской области и государственных автономных учреждений Московской области, утвержденных Распоряжением МЭФ МО от 13.06.2019 № 25РВ-121. В момент заключения соглашения действовал порядок, утвержденный Распоряжением Минфина МО от 04.05.2016 № 23РВ-29.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы деятельности ГАПОУ МО «ПК «Энергия» определяются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»; Законом Московской области от 27.07.2013 № 94/2013-ОЗ «Об образовании». Вышеуказанными законами предусматривается, что ведение и представление отчетности, в т.ч. и статистической, осуществляется учреждениями в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620; Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 № 684. При этом административный орган не представил доказательств того, что запрошенная информация входит в обязательный перечень, установленный законом, регулирующим деятельность ГАПОУ МО «ПК «Энергия».

Поскольку Соглашением предусмотрен иной порядок представления дополнительной информации по запросу КСП Московской области, то запросы административного органа в этой части, обусловленные обязательством, возникшим из соглашения, не подпадают под правоотношения, регулируемые ст. 19.7 КоАП РФ.

Таким образом, за невыполнение обязанностей, предусмотренных соглашением между распорядителем и получателем бюджета, после истечения срока действия этого соглашения, учреждение не может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. Кроме того, КоАП РФ не предусматривает ответственность и должностных лиц учреждения за невыполнение условий соглашения за пределами срока его действия.

Имея в виду известные КоАП РФ механизмы индивидуализации ответственности, суд учитывает характер и обстоятельства совершенного деяния, приходит к выводу об отсутствии вины заявителя жалобы и, соответственно, состава вмененного ГАПОУ МО «ПК «Энергия» административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ. Истечение 25.01.2022 срока давности привлечения к ответственности делает невозможным возвращение дела на новое рассмотрение мировому судье.

С учетом изложенного, суд приходит к убеждению, что жалоба подлежит удовлетворению.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд,

РЕШИЛ:

Постановление №5-2/219/2022 от 14.01.2022 мирового судьи судебного участка № 219 Реутовского судебного района Московской области ФИО1, которым признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Подмосковный колледж «Энергия», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3000,00 рублей - отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Жалоба приносится в Первый кассационный суд общей юрисдикции (<...>, индекс: 410031) в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по жалобе на постановление мирового судьи (пункт 2 резолютивной части Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 №113-О).

Федеральный судья /подпись/ О.Г. Сидоренко

Копия верна

Судья: Секретарь: