дело № 12-67/2022
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
04 февраля 2022 г. Уфа
Судья Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Шакирьянова А.Г.,
с участием помощника прокурора Советского района г. Уфы Республики Башкортостан Поздняковой Г.Ш.,
лица, привлеченного к административной ответственности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Советского района г.Уфы Республики Башкортостан Насырова М.З., на постановление административной комиссии администрации Советского района ГО г.Уфы Республики Башкортостан № 7-5340\2021 от 25.08.2021, которым:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана виновной в совершении правонарушения предусмотренного по ч.2 ст.13.16 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ... от < дата > административной комиссии ... городского округа ... Республики Башкортостан ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.13.16 КоАП РБ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.
... Республики Башкортостан Насыров М.З обратился в Советский районный суд ... Республики Башкортостан с протестом на вышеуказанное постановление, просит суд постановление административной комиссии ... городского округа ... Республики Башкортостан - отменить.
В судебном заседании помощник прокурора ... Республики Башкортостан Позднякова Г.Ш., указала, что ФИО2, являясь членом административной комиссии администрации ... ГО ... Республики Башкортостан, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, зная о незаконности своих действий, явно выходя за пределы своих служебных полномочий, предусмотренных ст.1,7 Закона Республики Башкортостан от < дата >...-з «Об административных комиссиях в ...» понимая, что ФИО1 не совершала правонарушения, составил в отношении неё протокол об административном правонарушении по ч.2 ст. 13.16 КоАП РБ от < дата >..., приложив к нему акт фотофиксации от < дата >, а именно фотографию ФИО1. В деле также имеется акт, якобы отказа ФИО1 от подписи, составленный в присутствии понятых ФИО3, ФИО4, которые фактически в ходе проведения проверки, участия не принимали, понятыми не участвовали, свои подписи не ставили. Проведенная прокуратурой ... Республики Башкортостан от < дата > показала, что фотография ФИО1 приложенная к протоколу, сделана им же. < дата > административная комиссия ... городского округа ... Республики Башкортостан, считая, что ФИО1 о дне, времени и месте заседания комиссии извещена заранее и надлежащим образом, а также используя в качестве доказательств совершенного ФИО1 правонарушения, протокол об административном правонарушении, от < дата >..., акт фотофиксации от < дата > и акт отказа от подписи в присутствии понятых, основываясь на сфальсифицированных ФИО2 доказательствах по делу, вынесла постановление о признании ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.13.16 КоАП РБ, и назначила наказание, в виде административного штрафа, в сумме 4 000 рублей.
ФИО5 в судебном заседании указала, что не знала о составлении в отношении нее протокола об административном правонарушении, при его составлении не присутствовала, от подписи не отказывалась, просит отменить вышеуказанное постановление.
Представитель административной комиссии ... ГО ... Республики Башкортостан в суд не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещены заранее и надлежащим образом.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от < дата > № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушаю с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находятся в открытом доступе в сети Интернет.
Суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав представленные материалы, выслушав явившиеся стороны, считаю протест прокурора ... Республики Башкортостан Насырова М.З. подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В прокуратуру ... Республики Башкортостан поступило обращение г-ки ФИО6, от < дата > о незаконном привлечении граждан, осуществляющих несанкционированную торговлю, к административной ответственности по ч.2 ст. 13.16 КоАП РБ.
... Республики Башкортостан в административную комиссию ... городского округа ... Республики Башкортостан направлен запрос, о предоставлении оригиналов административных дел, рассмотренных в 2021 году по ч.2 ст.13.16 КоАП РБ.
< дата >... Республики Башкортостан с административной комиссии ... городского округа ... Республики Башкортостан получены запрашиваемые документы, в том числе опротестованное постановлением ... от < дата > административной комиссии ... городского округа ... Республики Башкортостан в отношении ФИО1
Протест на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.2 ст.30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска указанного срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
При указанных в протесте прокурором ... РБ Насыровым М.З. доводах обжалования постановления обстоятельствах получения копии оспариваемого акта, срок обжалования подлежит восстановлению, поскольку протест прокурора подан в суд < дата >.
Основанием для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В соответствии с ч.2 ст.13.16 КоАП РБ повторное осуществление, организация уличной торговли или оказания бытовых услуг на территории общего пользования в неустановленных для этих целей местах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В ... отношения в области торговой деятельности в пределах полномочий органов государственной власти Республики Башкортостан регламентированы Законом Республики Башкортостан от < дата > N296-з "О регулировании торговой деятельности в ...".
Розничная торговля на территории Республики Башкортостан может осуществляться исключительно в специально отведенных для этого местах, в том числе и на нестационарных торговых объектах, а определение таких мест составляет компетенцию уполномоченных на то органов государственной власти республики и органов местного самоуправления. Из буквального толкования данных правовых норм следует, что торговая деятельность, если она осуществляется без использования стационарных торговых объектов, размещенных в установленном порядке нестационарных торговых объектов, вне ярмарок и розничных рынков, а также вне иных специально отведенных местах, то такая деятельность квалифицируется как торговля в неотведенных для этого местах.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.13.16 КоАП РБ, послужили изложенные в постановлении ... от < дата > административной комиссии ... городского округа ... Республики Башкортостан выводы о том, что в нарушение «Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов» < дата > в 12.05 час. по адресу: ...ФИО1 повторно осуществляла уличную торговлю бижутерии на территории общего пользования, в неустановленном для этих целей месте.
< дата > по данному факту в отношении ФИО1 членом административной комиссии ... городского округа ... Республики Башкортостан ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.16 КоАП РБ, акт фотофиксации от < дата >, а также акт об отказе от подписи ФИО1 и дачи объяснений, составленный в присутствии свидетелей ФИО3, ФИО4 от < дата >.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Вместе с тем, с состоявшимися по делу постановлением согласиться нельзя.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня составления протокола.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении, о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен < дата > в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При этом согласно материалам дела ФИО1 не извещалась о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что указанному лицу направлялось соответствующее извещение, в материалах дела не содержится, из показаний ФИО7 она была не в курсе о том, что в отношении нее составлен протокол, от подписи не отказывалась.
Несоблюдение процессуальных требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и порядка привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влечет нарушение права этого лица на защиту.
Указанное нарушение требований названного кодекса является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого по делу постановления.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ч.2 ст.13.16 КоАП РБ вынесено комиссией не правомерно.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, право лица, привлекаемого к административной ответственности на защиту, в ходе производства по делу не было реализовано.
Отмеченные процессуальные нарушения, допущенные административной комиссией, являются существенными, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем постановление административной комиссии администрации ... ГО ... РБ подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения настоящего протеста срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Протест прокурора ... Республики Башкортостан Насырова М.З - удовлетворить.
Постановление административной комиссии администрации ... ГО ... Республики Башкортостан ... от < дата >, в отношении ФИО1, < дата > года рождения - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить, за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток через Советский районный суд ... Республики Башкортостан со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Г. Шакирьянова