ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-67/2022 от 08.06.2022 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

12-67/2022

26RS0003-01-2022-000696-14

РЕШЕНИЕ

город Ставрополь резолютивная часть объявлена 6 июня 2022 года

мотивированное решение составлено 8 июня 2022 года

Судья Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края Дубровская М.Г.,

с участием защитника лица, привлеченного к административной ответственности Савченко В.А. - Лятычевского С.В., главного государственного инспектора отдела внутреннего государственного финансового контроля Министерства финансов Ставропольского края Порохонько Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда города Ставрополя жалобу защитника Лятычевского С.В. в интересах исполняющего обязанности Министра строительства и архитектуры Ставропольского края Савченко В.А. на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - исполняющего обязанности Министра строительства и архитектуры Ставропольского края Савченко Валерия Анатольевича в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 Кодекса РФ об АП,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя Министра финансов Ставропольского края Суслова Ю.И. от ДД.ММ.ГГГГ Савченко Валерий Анатольевич, исполняющий обязанности Министра строительства и архитектуры Ставропольского края, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об АП, с назначением наказания в виде предупреждения.

Савченко В.А., не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление заместителя Министра финансов Ставропольского края Суслова Ю.И. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об АП, в отношении Савченко Валерия Анатольевича отменить; производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об АП, в отношении Савченко Валерия Анатольевича прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В обоснование жалобы указано, что под искажением информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате субъекта административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об АП, понимается искажение обобщенных показателей бухгалтерского баланса и отчета о финансовом результате.

По данным Баланса ф. 0503130 главного распорядителя, распорядителя получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета - министерства строительства и архитектуры Ставропольского края за 2020 год в разделе II «Финансовые активы» по строке 250 «Дебиторская задолженность по доходам» на ДД.ММ.ГГГГ числилась дебиторская задолженность по доходам в сумме 8 148 250 230,64 рублей.

Соответственно, не отражение министерством в бюджетном или бухгалтерском (финансовом) учете сведений о выставленной подрядчику неустойке на сумму 134 879,34 рублей привело к искажению информации об активах министерства менее чем на 1 процент (8 148 250 230,64/100 = 81 382 502,3 (1%)).

Таким образом, отсутствует обязательный признак, содержащийся в диспозиции ч.4 ст.15.15.6 Кодекса РФ об АП, а именно «грубый характер нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету».

Допущенное искажение информации об активах министерства в силу подпункта 1 пункта 4 примечания к статье 15.15.6 Кодекса РФ об АП грубым не является.

Кроме того, как указанно в постановлении по делу об административном правонарушении не отражение неустойки (пени), выставленной подрядчику на основании претензии от ДД.ММ.ГГГГ, в бюджетном учете произошло по причине не передачи министерством данных первичных бухгалтерских документов в ГКУ Ставропольского края «Межведомственный центр бухгалтерского обслуживания».

Искажение показателей отчетности министерства не связано с нарушением Савченко В.А. своих должностных обязанностей.

Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Распоряжением правительства Ставропольского края от 02.11.2016 №356-рп «О некоторых мерах по реализации основанных направлений бюджетной политики Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденных распоряжением правительства Ставропольского края от 31.08.2016 №277-рп» руководителям органов исполнительной власти Ставропольского края поручено принять меры по передаче функций, связанных с ведением бюджетного (бухгалтерского) учета и составлением бюджетной (бухгалтерской) отчетности, государственному казенному учреждению «Межведомственный центр бухгалтерского обслуживания».

В целях исполнения названного распоряжения правительства края между министерством строительства и архитектуры Ставропольского края и государственным казенным учреждением «Межведомственный центр бухгалтерского обслуживания» заключено соглашение от 24.10.2017 №36 о передаче функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности органов исполнительной власти Ставропольского края и их подведомственных учреждений (государственных учреждений Ставропольского края).

Согласно Положению об отделе экономического анализа и организации исполнения бюджета министерства строительства и архитектуры Ставропольского края функции по реализации указанного соглашения от лица министерства возложены на данное структурное подразделение

Кроме того, согласно пункта 7 Положения об организации и ведении досудебной претензионной работы в министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями, внесенными приказами министерства от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в случае направления министерством претензии к контрагенту, копия претензии направляется в отдел экономического анализа и организации исполнения бюджета.

Таким образом, Савченко В.А. надлежащим образом исполнил свои должностные обязанности, организовав в соответствии с ч.3 ст.7 ФЗ «О бухгалтерском учете», процесс подготовки бюджетной отчетности Министерства.

В свою очередь обязанность по передаче соответствующих документов в адрес ГКУ «Межведомственный центр бухгалтерского обслуживания» для принятия их к бюджетному (бухгалтерскому) учету, возложена на отдел экономического анализа и организации исполнения бюджета министерства строительства и архитектуры Ставропольского края.

Лицо, привлеченное к административной ответственности Савченко В.А. в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, не представил суду уважительных причин своей неявки.

Защитник лица, привлеченного к административной ответственности Савченко В.А. - Лятычевский С.В. в судебном заседании пояснил, что согласно подпункту 1 пункта 4 примечания к статье 15.15.6 Кодекса РФ об АП под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей. При этом, не отражение министерством в бюджетном или бухгалтерском (финансовом) учете сведений о выставленной подрядчику неустойке на сумму 134 879,34 рублей привело к искажению информации об активах министерства менее чем на 1 процент. Таким образом, отсутствует обязательный признак, содержащийся в диспозиции ч.4 ст.15.15.6 Кодекса РФ об АП, а именно «грубый характер нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету». Допущенное искажение информации об активах министерства в силу подпункта 1 пункта 4 примечания к статье 15.15.6 Кодекса РФ об АП грубым не является. В связи с чем, отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 Кодекса РФ об АП. Просил суд постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Главный государственный инспектор отдела внутреннего государственного финансового контроля Министерства финансов Ставропольского края Порохонько Е.С., в судебном заседании доводы жалобы Савченко В.А. не признал, просил постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения. Также пояснил, что согласно п.9 Инструкции н, информация в денежном выражении о состоянии финансовых активов, нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и о финансовом результате операций, изменяющих указанные активы и обязательства раскрывается в бюджетной отчетности обобщенными показателями бухгалтерского баланса и отчета о финансовом результате. К совершенному Савченко В.А. правонарушению подпункт 1 пункт 4 примечания к статье 15.15.6 Кодекса РФ об АП невозможно применить, поскольку дата предоставления бюджетной отчетности Минстроя края за 2020 год на ДД.ММ.ГГГГ. На дату предоставления отчета указанное правонарушение являлось грубым.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 24.12.2019 №608-п «Об утверждении Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края» с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Ставропольского края (далее - Положение).

В соответствии с п.11.2 Положения Минстрой края выступает главным администратором доходов бюджета Ставропольского края в соответствии с законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год и плановый период, главным распорядителем и получателем средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций.

В соответствии с пп.1 п.17 Положения Министр осуществляет руководство деятельностью министерства на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций.

В соответствии с п.16 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн (далее - Федеральный стандарт н), п.34 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденного приказом министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн (далее - Федеральный стандарт н), доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба следует отражать в учете на дату возникновения требований к их плательщикам.

Согласно с п.35 Федерального стандарта н доходы признаются в учете в сумме, указанной в документах, подтверждающих право требования.

Из содержания постановления заместителя министра финансов Ставропольского края Суслова Ю.И. от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на основании приказа министерства финансов Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении контрольного мероприятия», в соответствии с пунктом 10 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и с пунктом 2.3 плана контрольных мероприятий министерства финансов Ставропольского края, как органа внутреннего государственного финансового контроля на 2022 год, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ министерством финансов Ставропольского края, как органом внутреннего государственного финансового контроля, проведена выездная плановая проверка министерства строительства и архитектуры Ставропольского края.

В рамках проведения проверки установлено, что в нарушение абз.6 статьи 162 и статьи 264.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, п.п.17 и 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и ежемесячной отчетности об исполнении бюджета бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГн (далее - Инструкция н), должностным лицом - Савченко Валерием Анатольевичем, занимавшим на момент совершения административного правонарушения должность министра строительства и архитектуры Ставропольского края, допущено подписание и представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей грубое искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в части не отражения неустойки (пени), выставленной подрядчику на основании претензии от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 134 879,34 рублей за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГЭА-2019 с ООО «ГенСтройПроект» по выполнению работ по корректировке научно-проектной документации по объекту «Реставрация и реконструкция недвижимого памятника истории и культуры - Краевой библиотеки им. М.Ю. Лермонтова, город Ставрополь» на общую сумму 4 844 666,56 рублей, административная ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об АП.

Согласно ст.24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений ст.26.1 Кодекса РФ об АП административным органом при производстве по делу об административном правонарушении должен быть установлен конкретный факт, образующий событие административного правонарушения, при этом должны быть установлены место, время, событие и виновное лицо, что отражено в протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу, также должно быть подтверждено допустимыми, относимыми и достаточными доказательствами.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1 ст.26.2 Кодекса РФ об АП).

В силу ч.2 ст.26.2 Кодекса РФ об АП эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое (должностное) лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического (должностного) лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Факт совершения Савченко В.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об АП, подтверждается:

-копией государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГЭА-2019 с ООО «ГенСтройПроект» на выполнение работы по корректировке научно-проектной документации по объекту «Реставрация и реконструкция недвижимого памятника истории и культуры - Краевой библиотеки им. М.Ю. Лермонтова, город Ставрополь» (далее - Работа, контракт, подрядчик) на общую сумму 4 844 666,56 рублей;

-копией претензии от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «ГенСтройПроект»;

-копией Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности на ДД.ММ.ГГГГ (ф.0503169);

-копией Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на ДД.ММ.ГГГГ (ф.0503130);

-оборотно-сальдовой ведомостью по счету 209.4ДД.ММ.ГГГГ год;

-копией приказа министерства финансов Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «О сроках предоставления консолидированной годовой бюджетной отчетности и бухгалтерской отчетности за 2020 год, консолидированной месячной, квартальной бюджетной и бухгалтерской отчетности в 2021 году»;

-распоряжением Губернатора Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-р «О продлении срока полномочий Савченко В.А.»;

-пояснительной запиской Минстроя края с указанием даты постановки на бюджетный (бухгалтерский) учет пени по претензии.

-Положением о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 24.12.2019 №608-п «Об утверждении Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края» с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Ставропольского края (документ из информационной системы Консультант Плюс);

-копия акта выездной проверки министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ;

-уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой о вручении;

-протоколом об административном правонарушении по делу от ДД.ММ.ГГГГ.

Имеющиеся в материалах дела доказательства являются допустимыми, полученными в соответствии с требованиями Кодекса РФ об АП, а также достаточными для рассмотрения дела по существу, и достоверными относительно обстоятельств правонарушения.

Доводы заявителя, что Савченко В.А. надлежащим образом исполнил свои должностные обязанности, организовав процесс подготовки бюджетной отчетности министерства, в связи с чем, в его действиях отсутствует состав вменного ему административного правонарушения, судьей признаны необоснованными, ввиду следующего.

Субъектом правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об АП, является должностное лицо главного распорядителя бюджетных средств, подписавшее и предоставившее бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

На момент совершения административного правонарушения министром строительства и архитектуры Ставропольского края являлся Савченко Валерий Анатольевич, что подтверждается распоряжением Губернатора Ставропольского края от 30.10.2020 №540-р «О продлении срока полномочий Савченко В.А.».

Согласно п.6 Инструкции н бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности.

Пунктом 8 ст.13 Закона №402-ФЗ предусмотрено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

В соответствии с пп.1 п.17 Положения министр осуществляет руководство деятельностью министерства на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций.

Таким образом, подписанная бюджетная отчетность Минстроя края за 2020 год должностным лицом - Савченко Валерием Анатольевичем, занимавшим на момент совершения административного правонарушения должность министра строительства и архитектуры Ставропольского края, в нарушение п.17, п.167 Инструкции н содержит грубое искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности и является недостоверной.

Судьей установлено, что проверка Министерством финансов Ставропольского края была проведена по факту представленной бюджетной отчетности Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края за 2020 год.

В соответствии с п.4 ст.15.15.6 Кодекса РФ об АП, на момент совершения Савченко В.А. правонарушения (дата представления финансовой отчетности ДД.ММ.ГГГГ за 2020 год), под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.

В связи с чем, доводы заявителя о том, что не отражение министерством в бюджетном или бухгалтерском (финансовом) учете сведений о выставленной подрядчику неустойке на сумму 134 879,34 рублей, привело к искажению менее, чем на 1%, судом признаются необоснованными.

Расчет произведен исходя из показателя по счету 209.41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»: 293 075,73 - 100% (должно быть в отчете) 158 196,39 - Х% (отражено в отчете) X = 158 196,39 * 100/ 293 075,73 = 53,98% (отражено только 53,98% информации).

Степень искажения показателя по счету 209.41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» составила 46,02% (100% - 53,98%).

При назначении наказания учтено, что сведений о привлечении Савченко В.А. как должностного лица не установлено. Правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об АП, совершено Савченко В.А. впервые и не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественному ущербу.

В связи с чем, должностным лицом Министерства финансов Ставропольского края обоснованно и мотивированно назначено наказание в виде предупреждения.

Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не усматривается.

Руководствуясь главой 30 Кодекса РФ об АП, судья,

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - исполняющего обязанности министра строительства и архитектуры Ставропольского края Савченко Валерия Анатольевича в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 Кодекса РФ об АП, - оставить без изменения, а жалобу защитника Лятычевского С.В. в интересах исполняющего обязанности министра строительства и архитектуры Ставропольского края Савченко В.А., - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 суток со дня его получения.

Судья М.Г. Дубровская