ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-67/2022 от 15.07.2022 Ванинского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 12-67/2022

27RS0015-01-2022-000855-40

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

15 июля 2022 года п. Ванино

Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Романько А.М.

с участием пом. Прокурора Ванинского района по поручению Советско-Гаванского городского прокурора Штанько Е.А.

защитника Администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Пчельникова П.В. по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ванинского районного суда Хабаровского края по адресу п. Ванино Хабаровского края, ул. Железнодорожная д. 41,

жалобу защитника юридического лица - администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края Пчельникова П.В. на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах Горбачевой Г.В. от 02.06.2022 года № 116 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ в отношении юридического лица - администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах (Главного государственного санитарного врача по Ванинскому и Советско-Гаванскому районам) Горбачевой Г.В. № 116 от 02.06.2022 г. Администрация городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.35 ч. 1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.

Как следует из указанного постановления на земельном участке между многоквартирными домами по ул. 15 Погибших Партизан 75 и по ул. Гончарова, 15Б г. Советская Гавань, администрацией городского поселения, допущено образование несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов. При обследовании места сбора ТКО (несанкционированной свалки ТКО), расположенного по адресу: Советская Гавань, ул. Гончарова, д. 15Б, которое для размещения твердых коммунальных отходов используют жильцы многоквартирных домов по ул. Гончарова, д. 15Б, установлено, что в нарушение Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических

(профилактических) мероприятий», не обеспечивается своевременный вывоз твердых бытовых отходов (ТКО) и очистка земельного участка, допущено образование несанкционированной свалки ТКО прилегающей к дому территории.

Таким образом, администрацией городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края допущены нарушения требований ст.ст. 11, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В жалобе защитник юридического лица, администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края Пчельников П.В. с постановлением не согласился. Указал, что место, где якобы была обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, является установленным местом сбора ТКО, соответственно, обязанность по содержанию указанных мест сбора твердых коммунальных отходов лежит на собственниках жилых и нежилых помещений в указанных в постановлении жилых домах. Администрация города не является организацией обслуживающей жилищный фонд, не является хозяйствующим субъектом, соответственно, не обязана соблюдать нормы указанного в спорном постановлении постановления Госстроя РФ. Просил постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю от 02.06.2022 № 116 отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание защитник юридического лица администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края Пчельников П.В., доводы жалобы поддержал, по основаниям, в ней изложенным, дополнив пояснил, что способ управления МКД по адресу ул. 15 Погибших Партизан 75 и по ул. Гончарова, 15Б г.- не выбран, управляющая организация - не определена, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления.

Начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах Горбачева Г.В. в судебное заседание не прибыла, о дне слушания уведомлена надлежащим образом.

Помощник прокурора Ванинского района Штанько Е.А. полагала постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю от 02.06.2022 № 116 законным и обоснованным, жалобу не подлежащей удовлетврению.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Статьей 6.35 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, и предусмотрено наказание на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что 24 марта 2022 г. в 09 часов 50 минут Городской прокуратурой произведен осмотр места сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) по адресу: г. Советская Гавань, ул. Гончарова, 15 Б. Актом осмотра установлено, что на земельном участке, территории муниципального образования г. Советская Гавань, между многоквартирными домами по ул. 15 Погибших Партизан 75 и по ул. Гончарова 15Б администрацией городского поселения, допущено образование несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.

Статьями 42 Конституции Российской Федерации и 8 Федерального закона от 30.09.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Статьей 22 Федерального закона № 52-ФЗ установлены эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства потребления.

В соответствии п. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона N 89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Из п. 2 указанной статьи следует, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросам местного значения городских поселений относится участие организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 1 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).

Согласно п. 3, п. 6 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра. Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.

Согласно п. 8 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам.

Согласно п. 8 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО (ТКО), обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов.

Согласно ст. 2.10 КоАП РФ, административной ответственности подлежит юридическое лицо за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Постановлением Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах Горбачевой Г.В. от 02.06.2022 года № 116 юридическое лицо - администрация городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края привлечено к административной ответственности по ст. 6.35 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения администрацией городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края указанного административного правонарушения и ее виновность подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.05.2022 г. № 116, актом осмотра помещений и территорий от 24.03.2022г. с фототаблицей; публичной кадастровой картой г. Советская Гавань, (в которых зафиксировано нарушение Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», по необеспечению своевременного вывоза твердых бытовых отходов (ТКО) и очистки земельного участка, относящегося к территории муниципального образования г. Советская Гавань; представлением № 2-11-2022 от 24.03.2022г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; ответом на представление № 1-15-1529 от 04.05.2022г.; копией муниципального контракта № 22 от 18.04.2022г. о выполнении работ по вывозу мусора с несанкционированных свалок, с зачисткой прилегающей территории; выпиской из ЕГРЮЛ.

Доводы жалобы о том, что обязанность по содержанию мест сбора твердых коммунальных отходов лежит на собственниках жилых и нежилых помещений в указанных жилых домах, несостоятельны в силу следующего.

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Если у дома не выбран способ управления, в такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. Также с 1 января 2019 выполнение этой функции относится к полномочиям органов местного самоуправления (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039).

Если собственники определили способ управления МКД, то за организацию, создание и содержание контейнерных площадок отвечает управляющая организация (или иная организация, которая управляет МКД).

Как следует из материалов дела (ГИС ЖКХ, выписки из единого государственного реестра ООО «Наш город», пояснений защитника Администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района,) способ управления многоквартирными домами указанными в постановлении, возле которых образовалась свалка мусора, не выбран.

Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, суду не представлены.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что администрация городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, не осуществила должного контроля по исполнению в полном объеме требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления на указанной территории.

Действия администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обжалуемое постановление вынесено должностным лицом в пределах своих полномочий с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в пределах санкции ст.6.35 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением ст. 4.1, пп. 3.2, 3.3 ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену либо изменение постановления, при рассмотрении дела должностным лицом допущено не было.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным и отмены обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах от 02.06.2022 года № 116 о привлечении юридического лица - администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.35 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника юридического лица - администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края Пчельникова П.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок с момента получения копии решения в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.

Судья Ванинского районного суда

Хабаровского края Романько А.М.