ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-67/21 от 04.02.2020 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

№ 12 - 67/21

№ 5 - 160/20

Судья Лавриненкова И.В.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 04 февраля 2020 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретарях Межакове И.С., Попцовой М.С., административное дело по жалобе на постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 августа 2020 года в отношении

Государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее - ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», Предприятие) ИНН <***>, КРПП 784201001, ОГРН <***>, юридический адрес: Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 42,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 августа 2020 года ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

Защитник ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» <...> И.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи районного суда.

В обосновании доводов жалобы указал, что выводы судьи в резолютивной части постановления противоречат выводам мотивировочной части, поскольку ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на праве арендатора владеет земельным участком по адресу: <адрес>, и использует его для хранения отходов IV класса опасности, а именно складирование отходов с последующей переработкой, доведение их до состояния «безопасных» отходов. При этом Предприятие не осуществляет захоронение отходов на указанном участке, поскольку он отнесен к категории земель населенных пунктов, в связи с чем подобная возможность у Предприятия отсутствует. Выводы суда о виновности ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» основаны только на мнении должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, не подтверждается собранными по делу материалами. Судом не дана оценка доводам юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении, чем нарушены требования стать 1.5 КоАП РФ.

Законный представитель ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, в Санкт-Петербургский городской суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в суд не поступило, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы. При таких обстоятельствах, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя Предприятия, в присутствии защитника <...> И.В.

Защитник <...> И.В. в Санкт-Петербургском городском суде поддержал доводы жалобы в полном объеме, пояснил, что ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» не осуществлял захоронение отходов IV-V класса опасности на земельном участке по адресу: <адрес> а осуществлял их хранение в накопители № 7 для дальнейшего извлечения, переработки и доведения до состояния «неопасные отходы». Судьей районного суда при рассмотрении дела доводы привлекаемого лица не были надлежащим образом оценены, в связи с чем ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» необоснованно привлечено к административной ответственности.

Допрошенная в Санкт-Петербургском городском суде в качестве свидетеля ведущий специалист-эксперт межрегионального отдела правового обеспечения Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) <...> А.И. пояснила, что земельный участок, на котором расположено гидротехническое сооружение, передано ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в 2008 году, указанный объект включен в реестр ГРОРО в 2014 году. У ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» имеется лицензия на размещение отходов IV-V класса опасности, однако размещать отходы на вышеуказанном земельном участке запрещено, поскольку он находится на землях населенных пунктов. В 2019 году Росприроднадзор получил характеристику гидротехнического сооружения, из которой был сделан вывод о том, что ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» осуществляет захоронение отходов на указанном земельном участке. В ходе проведения плановой проверки в накопителе № 7 гидротехнического сооружения были обнаружены отходы, а именно: не менее 50 % накопителя заполнены строительными отходами (мелкий бой бетона, асфальта, кирпича). Вывод о том, что ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» осуществляет захоронение указанных отходов, административный орган сделал на основании представленной: документации, а именно лицензии о возможности осуществлять размещение оходов; результатов государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений- накопители № 5 и № 7 полигона для складирования осадков сточных вод «Северный» (стадия ликвидации) от 2017 года; на основании плановой выездной проверки.

Допрошенная в Санкт-Петербургском городском суде в качестве свидетеля начальника межрегионального отдела правового обеспечения Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) <...> Н.Э. пояснила, что административным органом установлен факт осуществления захоронения отходов на земельном участке путем визуального осмотра территории при проведении плановой выездной проверки, а также при изучении проекта ликвидации гидротехнического сооружения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.

Согласно постановлению, судом установлено, что в период с 26 сентября 2019 года по 21 ноября 2019 года на основании Распоряжения Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу о проведении плановой выездной проверки юридического лица №... от 20.09.2019 года, Приказа о продлении плановой (выездной) проверки Северо-Западного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №... от 23.10.2019 года, проведена плановая выездная проверка ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ИНН <***>; ОГРН <***>, КПП 784201001.

В числе прочих, к объектам контроля, в рамках указанной проверки, относился: полигон для складирования осадков сточных вод «Северный» код объекта: 40-0178-002916-П, 1-я категория, категория риска - значительная (3), расположенный по адресу: <адрес> Полигон складирования осадков сточных вод «Северный» представлен специальными сооружениями (7 накопителей), построенными по разным проектам и введенными в эксплуатацию в разные годы.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» получена лицензия на
осуществлен деятельности по сбору, транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части сбора отходов IV класса опасности, транспортирование отходов III-IV классов опасности, утилизация отходов IV класса опасности, обезвреживание отходов IV класса опасности, размещение отходов IV класса опасности Серия №... от 09.06.2016 года.

04.04.2014 года ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» направил в адрес Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу характеристику объекта размещения отходов - полигона складирования осадков сточных вод «Северный» (вх. №... от 04.04.2014 года). Указанная характеристика послужила основанием для включения объекта размещения отходов с назначением - захоронение отходов (строка 2 характеристики) в ГРОРО под номером №...010814.

Проверкой установлено, что в период с 2014 года по настоящее время, полигон складирования осадков сточных вод «Северный», включен в государственный реестр объектом размещения отходов, в качестве объекта захоронения отходов на основании характеристики 2014 года.

При осмотре накопителя № 7 установлено, что накопитель не менее чем на 50 % и уровня гребня дамбы заполнен отходами грунта с включениями строительных отходов (мелкий бой бетона, асфальта и кирпича). Со слов представителей предприятия участвующих в осмотре, грунт образуется в результате аварийного ремонта транспорта сетей водоснабжения и водоотведения. На момент проведения осмотра на накопителе № 7 работал бульдозер (Акт обследования территории (акватории) на предмет соблюден природоохранных требований 1ЧПВ-11/14-13-16 от 17.10.2019 года).

Факт размещения отходов на полигоне складирования осадков сточных в «Северный» подтвержден материалами платы за негативное воздействие на окружающую среду. Так по данным декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год на полигоне размещены отходы в количестве 118488 тонн, а в 2018 году количестве 83258 тонн, а также платежными поручениями, в том числе платёжным поручениями о внесении авансовых платежей за 1-3 кварталы 2019 года (ПП №... от 18.04.2019; ПП№... от 18.07.2019; ПП №... от 17.10.2019).

Кроме того, проверкой и административным расследованием установлено, что ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» принято решение о ликвидации ГТС № 5 и № 7 ввиду того, дальнейшее размещение осадка в накопителе № 5 и № 7 не предполагается, и технические сооружения не эксплуатируются (лист 30 Декларации).

Ликвидация ГТС, то есть ограждающих дамб накопителя № 7 и № 5, а также разделительной дамбы между накопителями № 5 и № 7, происходит путем формирования «защитного пляжа» в накопителе № 7 вдоль ограждающей дамбы и дальнейшей засыпкой в направлении от восточного борта к отстойному прудку № 1.Предписанием Северо-Западное управление Ростехнадзора обязал ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» предусмотреть в проекте на ликвидацию ГТС - накопителя № 5 и № 7 полигона, в том числе полную засыпку емкости накопителя грунтом и отходами IV и V опасности, с последующей планировкой поверхности уклоном для обеспечения отвода поверхностных вод (лист 41 декларации).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

В постановление судья районного суда указала, что доказательства виновности юридического лица исследованы в соответствии с требованиями административного закона, признаются судом объективными и достоверными. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с процессуальными требования КоАП РФ.

Вместе с тем, с указанными выводами суда нельзя согласиться, а вынесенное постановление нельзя признать законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 КоАП РФ.

В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

При этом, к обстоятельствам, установленным при рассмотрении дела об административном правонарушении, относится событие вменяемого лицу административного правонарушения.

К событию административного правонарушения относится время и место совершения административного правонарушения, данные обстоятельства входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем, в постановлении районного суда сведения, касающиеся события инкриминируемого ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» административного правонарушения, отсутствуют, а именно: не указаны время и место совершения правонарушения.

При этом, протокол об административном правонарушении не может быть признан судом составленным в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Как указано в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Из протокола об административном правонарушении не представляется возможность с достоверностью определить место и время совершения инкриминируемого административного правонарушения.

В постановлении судьи приведено лишь содержание протокола об административном правонарушении.

Исследование и оценка доказательств, на основании которых судья установил обстоятельства правонарушения и пришел к выводу о наличии в действиях ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга» признаков вмененного правонарушения, в постановлении отсутствует, доводы ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга» не проверены и не оценены

Так в постановление суда, указано, что ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга» осуществляет захоронение отходов на полигоне складирования обезвоженных осадков сточных вод «Северный».

Акт проверки от 21.11.2019 года/том 2 л.д. 1-8/, содержит сведения, что в ходе проверки установлено нарушение ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления», так как полигон складирования осадков сточных вод «Северный», эксплуатируемый ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга», включен в государственный реестр объектов размещения отходов под №... (захоронение), расположен вблизи <адрес> территориальных границах города Санкт- Петербург.

Вместе с тем суд не исследовал и не оценил основания включения ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга», в государственный реестр объектов размещения отходов под №... (захоронение), вблизи поселка <адрес> территориальных границах <адрес>.

При этом согласно п. 17 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 года № 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2011 года № 22313), государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Акт обследования территории расположенной по адресу: <адрес> (полигон для складирования осадков сточных вод «Северный» код объекта: №...П, 1-я категория, категория риска - значительная (3) /том 2, л.д. 9- 13/, содержит сведения, что при осмотре накопителя № 7 установлено, что накопитель не менее чем на 50 % и уровня гребня дамбы заполнен отходами грунта с включениями строительных отходов (мелкий бой бетона, асфальта и кирпича).

В соответствие со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

На основании, каких данных, суд и должностное лицо пришло к выводу, что накопитель №..., является специальным хранилищем, которое изолирует отходы, не подлежащие дальнейшей утилизации, в постановлении суда не указано.

Указанное выше свидетельствует о том, что суд первой инстанции в нарушение требований ст. 24.1 КоАП РФ не выяснили все значимые для разрешения данного дела обстоятельства и не устранили иным образом имеющиеся сомнения относительно законности и обоснованности привлечения ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга» к административной ответственности, в связи с чем постановление по делу подлежит отмене.

Согласно материалам дела обследование территории расположенной по адресу: <адрес> (полигон для складирования осадков сточных вод «Северный» код объекта: №...П), состоялось 17.10.2019 года.

В соответствии с положениями статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ – составляет один год с момента совершения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности по указанному делу, к моменту рассмотрения жалобы, истек, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и, руководствуясь пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 августа 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» - отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья Ю.Н. Русанова