ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-68(2019 от 27.01.2018 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

УИД 32RS0027-01-2018-005200-51

Дело № 12-68(2019)

РЕШЕНИЕ

08 февраля 2019 года <...>

Судья Советского районного суда г. Брянска Рассказова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Брянской области В. № 256 от 24 декабря 2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации, юридический адрес <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Брянской области В. № 256 от 24 декабря 2018г. ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением по делу об административном правонарушении ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации подало жалобу, в которой просит постановление отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что согласно Уставу ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации. Получение разрешения на выбросы химических веществ в окружающую среду требует проведения мероприятий специализированными организациями. В 2018г. денежные средства на данные мероприятия выделены не были, в связи с чем у ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации отсутствовала возможность исполнения законодательства.

В дополнении к жалобе ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, применить положения п.2 ст.1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование ссылается на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2018г. № 731 «О нормативах допустимых выбросов радиоактивных веществ и нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также о выдаче разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ» утверждены Правила разработки и установления нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ. Указанное Постановление вступило в законную силу с 01 января 2019г. Федеральным законом от 21.07.2014г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст.15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» дополнена, в том числе, пунктом 11 следующего содержания: Для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Таким образом, в настоящее время получение специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух 3 класса опасности не требуется.

Защитник ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала.

Допрошенные в судебном заседании должностные лица Управления Росприроднадзора по Брянской области В. и К. возражали против отмены постановления.

Должностное лицо представитель военной прокуратуры Брянского гарнизона в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в отсутствие представителя.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оценив имеющиеся доказательства, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно п. 3 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с п. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что на основании приказа Министра обороны Российской Федерации № 155 от 02 марта 2017г. «О создании ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора № 21 Жилищно-комунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы», создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно п. 3 Приказа, основной целью деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации является содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.

На основании вышеуказанного приказа сформирован ЖЭУ отдел № 3 (г. Брянск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации по ЗВО, который с 01 октября 2018г. был реорганизован в состав жилищно-эксплуатационного отдела № 7 (г. Калуга) на основании приказа начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации от 31 июля 2018-ШР и приказа начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации по ЗВО от 08 августа 2018г. № 166.

Согласно п. 12 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации № 607 от 03 марта 2017г., учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Целями деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с п.14 Устава для достижения целей, указанных в п.13 Устава, ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации осуществляет различные виды деятельности, в том числе производство, передачу и распределение тепловой энергии и теплоносителя (в виде пара и горячей воды).

Пунктом 1.3 распоряжения начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации от 27 апреля 2017г. № 38 «О приеме на обслуживание фондов военных городков Министерства обороны Российской Федерации» начальникам филиалов потребовано принять объекты теплового и водопроводно-канализационного хозяйства до момента оформления права оперативного управления по актам приема-передачи коммунальных объектов с приложением актов технического состояния зданий и оборудования теплового хозяйства или актов технического состояния зданий и оборудования водопроводно-канализационного хозяйства.

По актам приема-передачи коммунальных объектов в эксплуатацию ЖЭ (К)О № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации (по ЗВО) передано 15 газовых и угольных котельных, расположенных на территории Брянской области.

Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что данные объекты являются источниками выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, однако, несмотря на то, что данные объекты были приняты на обслуживание ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с распоряжением 27 апреля 2017г., с указанного времени до настоящего момента специального разрешения на такие выбросы ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации в установленном порядке не получало.

В силу ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 31.12.2017) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч.3 ст.12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции от 13.07.2015г.) предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В силу ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции от 13.07.2015г.) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

09 ноября 2018г. зам. военного прокурора Брянского гарнизона П.А. принято решение о проведении проверки в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации с целью выявления нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха сроком проверки с 09 ноября 2018г. по 09 декабря 2018г.

09 ноября 2018г. уведомление о проведении проверки направлено начальнику ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации.

В ходе проведения проверки установлено, что ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации с 27 апреля 2017г. до настоящего момента не получило специальное разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что также подтверждается ответом руководителя Управления Росприроднадзора по Брянской области П.

По факту выявленного нарушения 26 ноября 2018г. заместителем военного прокурора Брянского гарнизона П.А. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации.

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Брянской области В. № 256 от 24 декабря 2018г. ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 руб.

Из оспариваемого постановления следует, что ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации нарушены требования ч.4 ст.23, ч.1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.3 ст.12, ч.1 ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в период с 28 апреля 2017г. по настоящее время не обеспечено получение специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух следующими источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, располагающимся на территории Брянской области по следующим адресам: 2 газовые котельные (<адрес>); 2 газовые котельные (<адрес>); газовая котельная №... (<адрес>); 2 газовые котельные №... и №... (<адрес>); газовая котельная №... (<адрес>); газовая котельная №... (<адрес>); 2 газовые котельные №... и №... (<адрес>); газовая котельная №... (<адрес>); 2 угольные котельные №... и №... (<адрес>); 2 угольные котельные №... и №... (<адрес>).

Вместе с тем, судья полагает, что при рассмотрении жалобы должны быть учтены следующие обстоятельства.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2 ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно разъяснениям, изложенным в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В силу ч. 2 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

На момент рассмотрения настоящей жалобы постановление по делу об административном правонарушении от 24 декабря 2018г. в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации в законную силу не вступило и не исполнено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2018г. № 731 «О нормативах допустимых выбросов радиоактивных веществ и нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также о выдаче разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ» утверждены Правила разработки и установления нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ.

Указанное Постановление вступило в законную силу с 01 января 2019г.

Федеральным законом от 21.07.2014г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст.15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» дополнена, в том числе, пунктом 11 следующего содержания: для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Вышеуказанные изменения вступили в законную силу 01 января 2019г.

Согласно п.4 ст.22 Закона Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 29.07.2018г.) для объектов третьей категории предусмотрен расчет нормативов допустимого выброса только в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ (1,2 класса опасности).

В силу ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ( в редакции от 29.07.2018г.) разрешение на выброс необходимо получать только в случаях наличия в выбросах в атмосферный воздух радиоактивных веществ.

В соответствии с ч.11 ст.15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ( в редакции от 29.07.2018г.) для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Объекты, принятые на обслуживание ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации, 2 газовые котельные (<адрес>); 2 газовые котельные (<адрес>); газовая котельная №... (<адрес>); 2 газовые котельные №... и №... (<адрес>); газовая котельная №... (<адрес>); газовая котельная №... (<адрес>); 2 газовые котельные №... и №... (<адрес>); газовая котельная №... (<адрес>); 2 угольные котельные №... и №... (<адрес>); 2 угольные котельные №... и №... (<адрес>), относятся к объектам III категории, что подтверждается свидетельствами о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, в соответствии с требованиями ст. 15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» с 01 января 2019г. отчетность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух на объектах III категории ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации должна быть предоставлена в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке.

Получение разрешения на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории не требуется.

В соответствии с ст.30.7 ч.1 п.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Брянской области В. № 256 от 24 декабря 2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Брянской области В. № 256 от 24 декабря 2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст.24.5 ч.1 п.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На решение может быть подана жалоба или принесен протест в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья М.В. Рассказова