ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-68 от 08.11.2011 Костромского районного суда (Костромская область)

                                                                                    Костромской районный суд Костромской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Костромской районный суд Костромской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Дело № 12-68/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

г.Кострома 8 ноября 2011 года

Судья Костромского районного суда Костромской области Добровольская Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного бухгалтера ЛПУ «Санаторий «Волга» Аникиной Е.В., ..., об отмене постановления об административном правонарушении Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области №... от ... по ст.19.8.1 ч.1 КоАП РФ в отношении Аникиной Е.В.,

У С Т А Н О В И Л :

Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области года на основании плана контрольных мероприятий с ... по ... проведена плановая документальная проверка по соблюдению ЛПУ «Санаторий «Волга» обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере раскрытия информации о регулируемой деятельности организаций, подлежащей свободному доступу за период с ... по ..., в течение которого Учреждение осуществляло деятельность в сфере оказания услуг в сфере теплоснабжения.

В результате проведении проверки установлено:

У ЛПУ «Санаторий «Волга» имеется официальный сайт в сети «Интернет» - www.sanvolga.ru.

Субъект проверки ... отправил по электронной почте информацию о своей деятельности в департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области, стандарты раскрытия информации в регулируемых видах деятельности - теплоснабжения. Информация в соответствии со стандартами раскрытия информации в сферах деятельности по теплоснабжению предоставлена не в полном объеме. Информация о ценах (тарифах) на регулируемые услуги на 2011 год размещена в газете «Северная правда» от ... в №.... Информация в средствах массовой информации была размещена с нарушением сроков.

В соответствии с пунктами 21 Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 N 1140 субъект проверки обязан опубликовать информацию о ценах (тарифах) не позднее 30 дней со дня принятия тарифного решения. Контрольный срок размещения информации по тарифу на тепловую энергию - .... Субъект превысил установленный сроки размещения информации по тарифу на тепловую энергию на 220 дней, что является нарушением п. 5, 12, 21 Постановления № 1140.

Информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам регулируемой организации в 1 квартале и 2 квартале ... в соответствии с требованиями п. 5, 18, 21 Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 N 1140 в официальных печатных изданиях была опубликована ... №.... Информация в средствах массовой информации была размещена с нарушением сроков.

Информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам регулируемой организации в ... в соответствии с требованиями п. 5,18,21 Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 N 1140 в официальных печатных изданиях не была опубликована, что является нарушением вышеуказанных пунктов Постановления № 1140.

В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 N 1140 и п.п. «д» п.З Постановления Правительства РФ от 13.04.2010 года №237 ЛПУ «Санаторий «Волга» в течение 5 рабочих дней со дня опубликования информации в официальных печатных изданиях, обязано уведомить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации с указанием официального издания и (или) адреса сайта в сети Интернет, которые используются для размещения этой информации. Данные обязательства субъектом проверки не исполнены.

Не раскрыта информация, указанная в п.19,20 Постановления №1140 об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг (сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров, оказания регулируемых услуг, в том числе договоров на подключение к системам теплоснабжения о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе теплоснабжения)

По результатам проверки установлен факт нарушения сроков и полноты раскрытия информации, а именно п.п. 5,12,18,9,20,21, постановления Правительства РФ от 30.12.2009 года №1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии».

По результатам проверки за нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности, форм ее предоставления, включая сроки и периодичность предоставления информации, главный бухгалтер ЛПУ «Санаторий «Волга» Аникина Е.В., как ответственная за предоставление информации, постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области №... от ... была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.19.8.1. КоАП РФ и подвергнута взысканию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей

Будучи несогласной с данным постановлением, Аникина Е.В. обратилась в суд с жалобой об отмене постановления, по тем основаниям, что она как должностное лицо привлечена к административной ответственности неправомерно, так как не является субъектом административного правонарушения по ст.19.8.1 КоАП РФ.

Поскольку ответственность, предусмотренная данной нормой возникает в связи с хозяйственной деятельностью строго ограниченного круга лиц, а именно: субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса.

А в соответствии со ст. 3 ФЗ РФ № 147-ФЗ от 17.08.1995 года «О естественных монополиях» - естественная монополия это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

На балансе Учреждения находится котельная, предназначенная, в первую очередь для теплоснабжения зданий и корпусов санаторно-курортного использования, а также небольшого массива жилых домов включающих 94 жилых помещений для проживания работников санатория и их семей. Учитывая объемы производства тепловой энергии и отсутствие выхода на рынок предоставления данного вида услуг, Учреждение не может быть субъектом естественной монополии в сфере теплоснабжения.

Кроме того, с 01.01.2011 года в связи с принятием ФЗ РФ № 190-ФЗ от 27.07.2010 года «0 теплоснабжении» производство и поставка тепловой энергии не является видом деятельности организаций коммунального комплекса. В соответствии с действующей нормой ст. 2 ФЗ РФ № 210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организация коммунального комплекса это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

И Учреждение, как теплоснабжающая организация, не может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.8.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Аникиной Е.В. по доверенности С.Н.Ф. поддержал доводы жалобы по вышеуказанным основаниям, пояснив также, что ЛПУ «Санаторий «Волга» не является организацией коммунального комплекса, а занимается санаторно-курортной деятельностью. ЛПУ «Санаторий «Волга» не является и естественной монополией. ЛПУ «Санаторий «Волга» имеет на балансе котельную, которая была предусмотрена проектом. У них имеются на балансе жилые дома, с жителями которых заключены договоры на предоставление коммунальных услуг, в том числе на теплоснабжение. Но поставку теплоэнергии они осуществляют только для своих жителей, и это не является их видом деятельности. ЛПУ «Санаторий «Волга» не включено в реестр естественных монополий и не может быть к таковым отнесено.

В судебном заседании представитель Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области по доверенности Г.А.А. возражала против удовлетворения жалобы, считая постановление законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Согласно которого, ... (исх. №... от ...) департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области обратился с письменным обращением в ФСТ России с просьбой дать разъяснения по порядку применения постановления Правительства РФ от 30.12.2009 года № 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии» в отношении теплоснабжающих организаций и о возможности привлечения их к административной ответственности по ч.1 ст. 19.81 КоАП РФ в случае выявления нарушений.

... (вх. №... от ...) в адрес департамента из ФСТ России поступило информационное письмо (№... от ...), из которого следует, что привлечение к административной ответственности теплоснабжающих организаций, владеющих тепловыми сетями на праве собственности или ином законном основании, предоставляется возможным. Иными законными основаниями владения согласно норм гражданского права является: владение на правах аренды, оперативного управления и.т.п.

В соответствии с пунктом 44 Положения о департаменте топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области, утвержденным постановлением Губернатора Костромской области от 07.08.2007 года № 347, департамент устанавливает тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

Постановлениями департамента № 09/191 от 15.2.2009 года и № 10/218 от 19.11.2010 года ЛПУ «Санаторий «Волга» были установлены тарифы на тепловую энергию на 2010-2011 годы.

Таким образом, ЛПУ «Санаторий «Волга» является теплоснабжающей организацией.

Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями органами регулирования.

Состав и порядок раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере теплоснабжения, предусмотренный Постановлением № 1140, не противоречит положениям Федерального закона № 190-ФЗ.

Согласно статьи 2 части 2 Федерального закона РФ от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», тепловая сеть-это совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

На балансе ЛПУ «Санаторий «Волга» находятся котельная и тепловые сети.

Таким образом, учреждение «Санаторий «Волга» является теплоснабжающей организацией, владеющей тепловыми сетями на праве собственности, вследствие чего может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.

Также, 07.11.2011 года департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области обратился с письменным обращением в УФАС по Костромской области с просьбой дать разъяснения о возможности отнесения ЛПУ «Санаторий «Волга» к субъектам естественных монополий.

07.11.2011 года в адрес департамента из УФАС по Костромской области поступило информационное письмо, из которого следует, что в силу ч.1 ст.4 ФЗ РФ от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сферам деятельности естественных монополий. ЛПУ «Санаторий «Волга» владеет тепловыми сетями и осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии в соответствии с утвержденным тарифом.

Таким образом, учреждение «Санаторий «Волга» признается субъектом естественной монополии, вследствие чего может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ.

Проверив доводы жалобы, рассмотрев административный материал, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 19.8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса.

Субъектами данного правонарушения согласно указанной статьи являются субъекты естественных монополий и (или) организации коммунального комплекса и должностные лица данных организаций.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 30.12.2004 года в ред. от 19.07.2011 года N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» - организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. (в редакции от 27.07.2010 года).

До изменений от 27.07.2010 года указанный закон относил к организациям коммунального комплекса и - юридические лица, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения и теплоснабжения.

Данный Закон в ст.ст. 3, 3.1 прямо предписывает обязанность в целях обеспечения прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса, открытости регулирования деятельности организаций коммунального комплекса и защиты интересов потребителей обеспечивать свободный доступ к информации для неограниченного круга лиц о товарах и об услугах, цены (тарифы) на которые подлежат регулированию. Стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством Российской Федерации по видам деятельности организаций коммунального комплекса и содержат состав и порядок предоставления информации о регулируемых товарах и услугах.

Общие принципы регулирования тарифов и надбавок и стандарты раскрытия информации были закреплены данным законом и остались в неизменном виде и с внесением изменений в редакции от 19.07.2011 года.

Гарантированные государством принципы регулирования тарифов и надбавок и стандарты раскрытия информации не могут ставиться и не ставятся в зависимость от поставляемой услуги, например теплоснабжения или водоснабжения.

Что также и закреплено в ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ (ред. от 18.07.2011 года) «О теплоснабжении». Где в п.9 предписывается обязанность теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования.

Согласно п.11 ст.2 Закона «О теплоснабжении» - теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

ЛПУ «Санаторий «Волга» является теплоснабжающей организацией. Что и не оспаривается.

Однако, это вовсе не исключает отнесение ЛПУ «Санаторий «Волга» к организациям коммунального комплекса с точки зрения Кодекса об административных правонарушениях, а предопределяет данное.

Статья 19.8.1 КоАП РФ не раскрывает каковые организации, учреждения, предприятия являются субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса. Диспозиция статьи не предусматривает в качестве отдельного субъекта теплоснабжающие организации.

Но обязанность раскрытия информации о тарифах и надбавок и обязанность соблюдения стандартов раскрытия информации законодательно закреплены и в законе «О теплоснабжении» и в законе «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Ответственность за нарушение установленных стандартов раскрытия информации и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации, предусмотрена статьей 19.8.1 КоАП РФ.

И законодатель разграничения ответственности (или же освобождения от нее) в зависимости от поставляемой услуги субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса не делает.

При этом и закон «О теплоснабжении» и закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» при рассмотрении вопроса о стандартах раскрытия информации отсылают к Постановлению Правительства РФ от 30.12.2009 года N 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии.»

Где прямо указано:

1. Настоящий документ устанавливает состав и порядок раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии.

2. Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации.

То есть, законодатель при определении стандартов раскрытия информации не разграничивает, а включает оказание услуг по передаче тепловой энергии как к организациям коммунального комплекса.

Соответственно, ЛПУ «Санаторий «Волга» из-за оказываемой услуги теплоснабжения является субъектом правонарушения, предусмотренного ст.19.8.1 КоАП РФ.

Доводы, что основным видом деятельности ЛПУ «Санаторий «Волга» является санаторно-курортная деятельность, не освобождает ЛПУ «Санаторий «Волга» от обязанности выполнения требований закона при оказании услуг, в том числе, по теплоснабжению жилых домов, находящихся у них на балансе.

На балансе ЛПУ «Санаторий «Волга» находится котельная, теплотрасса по которой осуществляется теплоснабжение, находящихся на балансе ЛПУ «Санаторий «Волга» жилых домов. И как обоснованно указано в постановлении Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области №... от ... также осуществляет производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, передачу пара и горячей воды (тепловой энергии), деятельность по обеспечению работоспособности котельных, деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О естественных монополиях» - естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Данный закон в соответствии со ст.4 регулирует деятельность субъектов естественных монополий также в сфере услуги по передаче тепловой энергии.

Закон «О естественных монополиях» давая определение естественной монополии и субъекта естественной монополии, не ограничивает данное понятие только для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою основную деятельности только в сфере производства (реализации) конкретных товаров (услуг), которые не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Исходя из смысла приведенных норм, для проживающих в домах ЛПУ «Санаторий «Волга» граждан, получающих услугу по теплоснабжению жилых домов, ввиду отсутствия альтернативности получения данной услуги от иных организаций ЛПУ «Санаторий «Волга» является субъектом естественной монополии. Равно как и организацией коммунального комплекса.

В соответствии с Конституционными принципами равенства всех перед законом, граждане, проживающие в домах ЛПУ «Санаторий «Волга» и получающие услугу теплоснабжения, (и иные лица) не могут быть ограничены в правах по обеспечению доступа к информации независимо от цели получения указанной информации.

Равно как ЛПУ «Санаторий «Волга» не имеет преимуществ перед иными коммунальными службами или учреждениями в сфере раскрытия информации и соблюдения стандартов раскрытия информации.

Судом установлено, что ЛПУ «Санаторий «Волга» не в полном объеме и не в установленные законом сроки предоставило информацию по теплоснабжению согласно вышеизложенным обстоятельствам. Данное полностью подтверждается административном материалом, актом проверки №... от ..., фактические обстоятельства дела не оспариваются.

То есть, имеются нарушения, которые предусмотрены п.п. 5,12,18,9,20,21, постановления Правительства РФ от 30.12.2009 года №1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии».

Должностным лицом, ответственным за предоставление информации, является главный бухгалтер ЛПУ «Санаторий «Волга». Согласно приказа о приеме на работу таковым является Аникина Е.В.

Соответственно, у Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области имелись предусмотренные законом основания для привлечения Аникиной Е.В. к административной ответственности.

Аникиной Е.В. назначено минимальное административное взыскание, предусмотренное санкцией ст.19.8.1 ч.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, имеющихся данных о личности, с соблюдением требований КоАП и оснований для его отмены или изменения не имеется.

А потому, на основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области №... от ... по ст.19.8.1 ч.1 КоАП РФ в отношении Аникиной Е.В. - оставить без изменения, жалобу Аникиной Е.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья: Добровольская Т.В.