ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-681/2016 от 07.06.2016 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 12-681/2016

Р Е Ш Е Н И Е

07 июня 2016 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 на постановление Белогорского районного суда Республики Крым от 31 марта 2016 года № 5-188/2016 по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ялтинский зоопарк «Сказка» - Парк львов «Тайган»,

у с т а н о в и л :

Постановлением судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 31 марта 2016 года № 5-188/2016 прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении юридического лица ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» - Парк львов «Тайган» на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с принятым постановлением, государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 подал жалобу, в которой просит отменить указанное постановление суда. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права. Как указывает заявитель, должностные лица ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» - Парк львов «Тайган» были уведомлены надлежащим образом в установленном законом порядке о проведении выездной проверки 18.02.2016 г., что подтверждается материалами дела. Факт нахождения директора ФИО3 в отпуске, по мнению должностного лица, не является препятствием для исполняющего обязанности директора с правом подписи ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» ФИО4 присутствовать в момент проведения проверки по указанному в распоряжении адресу.

Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения жалобы в связи со следующим.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью4статьи14.24, частью9статьи15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, предусмотрена ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как усматривается из материалов дела, 24 декабря 2015г. председателем Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» - Парк львов «Тайган» соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельных участков, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Белогорск, многоконтурный земельный участок в районе парка львов «Тайган». Согласно п. 7 указанного распоряжения срок проверки составляет 5 рабочих дней, начиная с 18 февраля 2016 года и заканчивая 25 февраля 2016 года.

В ответ на указанное заявление 17.02.2016 г. Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на электронную почту юридического лица ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» - Парк львов «Тайган» направлено разъяснение о невозможности переноса проверки с просьбой обеспечения присутствия должностных лиц юридического лица.

Законом, который регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В силу положений ч. 2 указанного Федерального закона настоящим Федеральным законом устанавливаются:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.11.2014 № 377-Ф3 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя являются свободной экономической зоной, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности.

При этом согласно ч. 2 ст. 22 Закона № 377-Ф3 к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) на территории свободной экономической зоны, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных названной статьей.

Согласно части 5 статьи 22 Закона № 377-ФЗ внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории свободной экономической зоны, проводятся по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Проведение внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории свободной экономической зоны, осуществляется по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

Таким образом, материалами дела подтверждено наличие законных оснований, а также соблюдение процедуры согласования проведения внеплановой проверки в отношении ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» - Парк львов «Тайган» Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Вместе с тем, придя к выводу об отсутствии в действиях юридического лица ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» - Парк львов «Тайган» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции не учел следующего.

Поскольку требование о предоставлении доступа к объекту проверки исходило от государственного органа, обладающего властными полномочиями, вызвано исполнением обязанности по проверке соблюдения земельного законодательства, оно являлось обязательным для исполнения и за невыполнение такого требования наступает административная ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявление от 13.02.2016 г. о переносе проверки в связи с отсутствием в ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» директора и иного лица с правом подписи, направленное должностным лицом в адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК (л.д. 14), мотивировано нахождением директора Общества ФИО3 в отпуске до 10.03.2016 г. и отсутствием лица с правом подписи.

При этом в материалах дела имеется приказ директора ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» ФИО3 № 388 от 25.01.2016 г. о назначении на время его отъезда в период с 26.01.2016 г. по 10.03.2016 г. исполняющим обязанности директора с правом подписи по структурному подразделению (филиалу) ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» - парку львов «Тайган» - ФИО1.

При исследовании указанных доказательств судом первой инстанции не принято во внимание наличие (отсутствие) объективных причин для переноса проведения проверки в отношении ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» - парк львов «Тайган», обоснованность такого ходатайства о переносе, а также заблаговременность его подачи уполномоченному должностному лицу (органу), что противоречит задачам производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств.

При таких обстоятельствах, постановление Белогорского районного суда Республики Крым от 31 марта 2016 года № 5-188/2016 нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело направлению в тот же суд на новое судебное рассмотрение.

При новом рассмотрении дела, суду первой инстанции необходимо устранить указанные нарушения и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

р е ш и л:

Жалобу государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 на постановление Белогорского районного суда Республики Крым от 31 марта 2016 года № 5-188/2016 –удовлетворить частично.

Постановление Белогорского районного суда Республики Крым от 31 марта 2016 года № 5-188/2016 – отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья подпись Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>